Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Формирование позитивного образа молодежи с нарушениями зрения в социуме 774

Клопота О.А., Запорожский национальный университет, Запорожское областное отделение всеукраинской молодежной общественной организации инвалидов с нарушениями зрения «Генерация успешного действия» , Запорожье
Полный текст
Характеристики общественного восприятия молодежи с нарушениями зрения — важнейший фактор ее интеграции в социум, одним из основных препятствий к которой является неприятие обществом. Это обусловливает актуальность поиска путей нейтрализации негативных тенденций данного явления, обеспечения адекватных условий интеграции в социум молодежи с ограниченными физическими, в частности, визуальными возможностями. Необходимо мотивирование социума к поиску путей и средств оптимизации процесса социальной интеграции молодежи с ограниченными визуальными воз­можностями. Одним из компонентов такого мотиви­рования должна стать подготовка разнообразных спе­циалистов социальной сферы к налаживанию адекват­ного взаимодействия с такими людьми, основанного на учете специфики имеющихся нарушений и связан­ных с этим потребностей, проблем и способов их реше­ния.

Разработанная нами программа «Формирование позитивного образа лиц с нарушениями зрения в обществе» предполагала достижение заявленной в названии цели путем популяризации знаний о дан­ной категории людей, особенностях их потребнос­тей и достижениях в разных сферах жизнедеятель­ности.

Первая часть программы была направлена на ми­кроуровень общественных отношений, который до­статочно полно олицетворяет собой социальная группа студентов-волонтеров, по целому ряду пара­метров являющаяся потенциальным окружением для молодежи с нарушениями зрения. Во-первых, как среда сверстников; во-вторых, как потенциальная среда общения в вузе; в-третьих, как будущие соци­альные педагоги. Это обусловливает целесообраз­ность их подготовки к адекватному восприятию и на­лаживанию взаимодействия с молодежью с ограни­ченными физическими возможностями на основе учета ее биопсихосоциальных особенностей, специ­фики ограничений жизнедеятельности, потребностей в современных средствах обеспечения эффективнос­ти социальной интеграции.

Первая часть программы включала:

  1. рефлексию особенностей имеющегося образа людей с физическими ограничениями;
  2. ознакомление с основами мирового опыта орга­низации социальной работы с людьми, имеющими ин­валидность, обеспечения адекватных условий их инте­грации в общество;
  3. анализ социальной рекламы, посвященной про­блемам незрячих людей;
  4. составление фильмотеки, посвященной разнооб­разным аспектам жизни людей, имеющих физические ограничения (в первую очередь, визуальные), их про­блемам и способам самореализации;
  5. тренинг «Как помочь социальному окружению научиться понимать людей, имеющих ограниченные физические возможности»;
  6. ознакомление с рекомендациями по налажива­нию адекватного взаимодействия с людьми, имею­щими ограниченные физические возможности, в разнообразных жизненных ситуациях, основными способами и средствами обеспечения безбарьерной среды;
  7. участие волонтеров в организации и реализации общественных мероприятий, направленных на содей­ствие формированию позитивного образа лиц с нару­шениями зрения в обществе.

Для рефлексии имеющегося образа людей с физи­ческими ограничениями участники эксперимента должны были продолжить предложения, включавшие описание понятий: здоровье; особые потребности; че­ловек с ограниченными возможностями; инвалид; ин­теграция; сегрегация; инвалидность.

В полученных ответах прослеживается тенден­ция к высокой ценности здоровья, которое воспри­нимается, в первую очередь, как «важнейшая цен­ность в жизни отдельного человека и его семьи» (42,89 %); «основа жизнедеятельности, функцио­нирования, самореализации человека, ее счастли­вого будущего» (28,59 %). Представления о людях, имеющих физические ограничения, отмечаются недоверием к их возможностям: человек, имеющий инвалидность «ограничен в физической и социаль­ной деятельности, не сможет полноценно самореа­лизоваться в обществе и в жизни в целом» (52,41 %), инвалидность — это «трагедия, тяжелый груз» (для 14,31 %). Анализ субъективного воспри­ятия «инвалида» дал аналогичные результаты: пре­обладают чувства жалости, сочувствия, но, что су­щественно, «возникает желание помочь» — в 19,05 %, при понимании, что «ему намного тяжелее, чем мне» — в 9,35 %.

Среди позитивных тенденций отметим суждения, что «инвалидность» — это «то, от чего никто не может быть застрахован», что человек с ограниченными фи­зическими возможностями «нуждается в условиях для успешной социализации и самореализации», потому что «ограничение возможности можно компенсиро­вать в других направлениях». И даже что «это — про­блема общества, которое не может адекватно воспри­нимать таких людей».

Далее волонтеры были ознакомлены с основами мирового опыта организации социальной работы с людьми, имеющими инвалидность, в частности, с та­кими темами, как «Проблема социальной нормы»; «Принцип нормализации»; «Анализ факторов, влия­ющих на процесс интеграции в социум»; «Общест­венно-правовая основа социальной интеграции»; «Технологии формирования общественного мне­ния».

Вызвали особый интерес творческие задания, а именно:

  1. анализ социальной рекламы, посвященной про­блеме людей с нарушениями зрения и составление собственных сценариев подобных рекламных продук­тов, направленных на привлечение внимания общест­венности к жизни и попытке интеграции в социум дан­ной социальной группы;
  2. составление перечня произведений кинемато­графии, посвященных разнообразным аспектам жиз­недеятельности людей, имеющих физические ограни­чения, в первую очередь, визуальные, и освещенным в фильмах способам их решения («Запах женщины», «Танцующая во тьме», «Рей», «Страна глухих» и т. п.).

При выполнении данных творческих заданий прослежены неоднозначность восприятия людей с физическими нарушениями; преобладание чувств жалости, пренебрежительности, собственной вины перед ними; неверие в их перспективы, в том числе социальные; искреннее удивление при встрече с при­мерами высоких личных достижений («как это воз­можно?»); недостаточное понимание проблем, по­требностей, возможностей таких людей и средств их самореализации. Все это мы объясняем преоблада­нием негативных стереотипов общественного вос­приятия, распространяемых и закрепляемых средст­вами массовой информации, а также недостаточнос­тью объективной информации о возможностях таких людей и о мировом опыте их расширения на основе принципов «нормализации» и «равных возможнос­тей». В ходе выполнения данных заданий студенты отмечали рост собственной заинтересованности во взаимодействии с представителями данной социаль­ной группы; понимание, «что жить нужно, что бы ни случилось на твоем пути»; недоумение «почему на телеканалах такое малое количество передач, позво­ляющих задуматься о том, как можно быть успеш­ным человеком, независимо от стартовых возможно­стей».

Достаточно неожиданным для волонтеров стал тренинг «Как помочь социальному окружению на­учиться понимать людей, которые имеют ограничен­ные физические возможности», программа которого включает 3 основных комплекса упражнений.

  1. «Представьте себя человеком с нарушениями опорно-двигательного аппарата».
  2. «Представьте себя человеком с нарушениями слуха».
  3. «Представьте себя человеком с нарушениями зрения».

В ходе тренинга, после того как полученные впе­чатления были отрефлексированы, волонтеры отмети­ли, что труднее всего им было представить себя чело­веком с нарушениями опорно-двигательного аппарата и адекватно справиться с отображением черт именно этого образа. А самой тяжелой, временами вызываю­щей страх при выполнении упражнений формой фи­зических нарушений почти единодушно были призна­ны нарушения зрения. Подытоживая полученный опыт, участники отмечали расширение собственных представлений об особенностях ежедневных барьеров жизнедеятельности, связанных с наличием физичес­ких ограничений; появление возможности понимания настоящих (а не привычно ожидаемых в соответствии с распространенными в обществе стереотипами) по­требностей в средствах минимизации влияния данных барьеров на самостоятельность жизнедеятельности; углубление знаний об адекватных способах взаимо­действия с представителями каждой из проанализиро­ванных нозологических групп. Все это, по мнению бу­дущих социальных педагогов, безусловно будет полез­но им в реальной жизни и профессиональной деятель­ности.

Рекомендации по налаживанию адекватного взаи­модействия с незрячим человеком в разнообразных жизненных ситуациях, использованию технических средств обеспечения возможности восприятия инфор­мации, ориентирования в пространстве, по мнению во­лонтеров, «должны быть доведены до ведома служа­щих всех учреждений и организации». Кроме того, ими была выражена надежда на то, что «все это помо­жет приблизить общество к людям, которым будут со­зданы надлежащие условия для самореализации в об­ществе, независимо от наличия физических ограниче­ний».

Приобретение практических навыков такого вза­имодействия происходило в ходе участия волонте­ров в проведении общественных мероприятий, на­правленных на оптимизацию взаимодействия с дан­ной социальной группой на мезоуровне социальной среды, а именно, в работе первого областного моло­дежного интегрированного форума «Шаг в буду­щее», объединившего студентов, аспирантов, препо­давателей, научных работников с ограниченными физическими возможностями, а также представите­лей власти, социальных структур, общественности, СМИ.

Участие волонтеров реализовалось в следующих формах.

  1. Подготовка доклада и выступление на секцион­ных заседаниях, где рассматривались актуальные про­блемы интеграции в общество молодежи с ограничен­ными возможностями, а именно: образование, трудо­устройство, юридическое сопровождение, информаци­онные технологии, технические средства реабилита­ции.
  2. Сопровождение участников, имеющих I группу инвалидности по зрению, что давало возможность не­посредственного взаимодействия, совместного пре­одоления барьеров (информационных, ориентацион-ных и т. д.).
  3. Участие в подготовке и организации мероприя­тия.
  4. Наблюдение за разнообразными аспектами орга­низации, проведения общественного мероприятия; особенностями восприятия той или иной темы зрите­лями и участниками.

В последующем обсуждении подавляющее боль­шинство волонтеров-участников форума отмечали новизну, современность и своевременность данного мероприятия не только как средства активизации и консолидации усилий научных работников, практи­ков, журналистов, общественных деятелей, управ­ленцев всех уровней для обеспечения условий инте­грации в социум молодежи с ограниченными физи­ческими возможностями, но и как эффективной тех­нологии формирования общественного мнения. Осо­бый эффект, по их мнению, имели выступления представителей научного мира Запорожья, достиг­ших высокого уровня профессионализма вопреки наличию I группы инвалидности (в основном — по зрению).

Анализ результативности деятельности (с исполь­зованием методов математической статистики) дал ос­нования для вывода о присутствии тенденции к пози­тивным изменениям.

Итак, наличие достоверной позитивной информа­ции о людях с ограниченными физическими возмож­ностями и опыт непосредственного общения с ними позволяет преодолевать социальные барьеры, имеет большое значение для формирования готовности к со­циальной интеграции как самой молодежи с наруше­ниями зрения, так и общества в целом на разных его уровнях.

Ссылка для цитирования

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика