Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Современные компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения 791

Соколов В.В., заведующий учебно-производственной лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих студентов факультет информационных технологий, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, vvsokolov168@gmail.com
Полный текст

В основе инклюзивного обучения лежит идея при­нятия индивидуальности каждого отдельного учаще­гося и, следовательно, обучение должно быть органи­зовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого студента. Очевидно, что пробле­мы, возникающие в процессе обучения, абсолютно различны при нарушениях функций опорно-двига­тельного аппарата, зрения или слуха. Поэтому пробле­му инклюзивного образования для каждого вида инва­лидности следует рассматривать отдельно. Здесь мы ограничимся обсуждением проблем и путей их пре­одоления, характерных для студентов с глубоким на­рушением зрения, на факультете информационных технологий МГППУ. Для их решения созданы специ­альные подразделения (лаборатории), обеспечиваю­щие реальную, а не формальную инклюзию.

Специфика профессионального обучения студен­тов с нарушением зрения обусловлена ограничением доступа к информации. Отсутствие возможности са­мостоятельного чтения учебной литературы, отпеча­танной плоским (обычным) шрифтом, восприятия ин­формации с доски или экрана проектора существенно затрудняют для незрячих студентов процесс обучения в вузе. К сожалению, фонд книг для высшей школы, отпечатанных рельефно-точечным шрифтом Брайля, в Российской государственной библиотеке слепых (РГБС) ничтожно мал, и в нем нет книг, пригодных для использования на факультете информационных технологий МГППУ. Поэтому при обучении студен­тов с нарушением зрения основная задача — снизить дефицит информации и тем самым сделать процесс обучения доступным. Необходимо учитывать не толь­ко ограничения, возникающие при доступе к учебной информации, но и проблемы ориентирования как в здании, так и на прилегающей территории.

С момента возникновения первых электронно-вы­числительных машин профессия программиста при­влекала и незрячих специалистов. Но самостоятельно работать с ЭВМ в то время они не могли, поэтому ввод программного кода и считывание результатов осуще­ствлял зрячий оператор. Техника совершенствовалась, и на смену перфокартам пришли сейчас уже ставшие привычными дисплеи. И, наконец, в восьмидесятые го­ды прошлого века стали появляться первые программы, позволяющие незрячему пользователю самостоятельно работать на компьютере. Этот тип программного обес­печения известен под общим названием Screen Reader (экранный чтец). Программы этого типа, не мешая ра­боте прикладного программного обеспечения, перехва­тывают текстовые сообщения и посылают их на синте­затор речи или брайлевский дисплей.

Оба невизуальных способа вывода информации (тактильный и речевой) имеют свои преимущества и недостатки. Синтезатор речи позволяет работать зна­чительно быстрее, так как позволяет оставлять руки на клавиатуре и воспринимать информацию сразу, как только она появляется на экране. Работая с брайлев-ским дисплеем, можно изучить текст подробней, полу­чить представление не только о его содержании, но и о форме, а также редактировать. А выполнять операции с файлами, обслуживать операционную систему удоб­нее с помощью речевого вывода. Очевидно, что наибо­лее предпочтительным представляется совместное применение с программой невизуального доступа син­тезатора речи и брайлевского дисплея. Это позволяет использовать преимущества тактильного и речевого вывода. Именно такие современные тифлоинформа-ционные технологии положены в основу обеспечения дружественной среды обучения для студентов с глубо­ким нарушением зрения на факультете информацион­ных технологий МГППУ.

Развитие информационных технологий влечет за собой изменения требований, которые современное общество предъявляет к своим членам. Для обучения в вузе, а впоследствии и для получения адекватной образованию работы человек должен отвечать требо­ваниям более высокого уровня, чем каких-нибудь 15—20 лет назад. И одним из основных факторов раз­вития современной личности становится овладение информационными технологиями в самом широком смысле.

Информационные потоки, которые должен обра­батывать современный студент, требуют применения соответствующих приемов и методов. Без помощи «электронных помощников» уже не обойтись. Циф­ровая техника является неотъемлемой частью не только учебы и работы, но повседневной жизни, бы­та. Компьютер расширил возможности незрячего пользователя не только по восприятию информации, но и позволил полноценно участвовать в процессе об­мена информацией. Если раньше для того чтобы на­писать курсовую работу, заявление или какой-либо другой документ, незрячему приходилось прибегать к помощи зрячего секретаря, теперь это легко сделать совершенно самостоятельно. Стали доступны огром­ные по объему информационные ресурсы интернета, что крайне необходимо студентам и специалистам любого профиля. Электронная почта позволяет об­щаться с друзьями и коллегами по всему миру неза­висимо от того, знают они систему Брайля или нет. Такой способ виртуального общения через интернет уничтожает различие между людьми с сенсорной де-привацией и свободными от информационных огра­ничений людьми.

В странах западной Европы и в США развитие ти-фло-информационных средств и технологий направ­лено на обеспечение незрячим равных со зрячими воз­можностей доступа к информации. Государство фи­нансирует весьма дорогостоящие разработки, направ­ленные на полную интеграцию инвалида в обществе. Например, в США все банкоматы имеют брайлевские подписи, кнопки лифтов и номера кабинетов в госу­дарственных учреждениях также подписаны по Брай-лю. В любой библиотеке (даже в библиотеке Конгрес­са) установлена «читающая машина», позволяющая незрячему посетителю читать плоскопечатные книги. Приняты и выполняются законы, обязывающие разра­ботчиков интернет-сайтов обеспечить возможность доступа незрячих к информации на сайте и т. д. Поэто­му развитие тифло-информационных средств идет там по пути обеспечения равных возможностей. Западные программы невизуального доступа к информации ори­ентированы обеспечить незрячему пользователю воз­можность работать с обычным программным обеспе­чением. Установив на свой компьютер какой-либо Screen Reader, незрячий учащийся получает возмож­ность изучать тот же Microsoft Word, Excel, систему программирования Delphi или любую другую про­грамму, что и его зрячие товарищи. Единственное от­личие — он должен получить еще и дополнительные знания по использованию программы экранного до­ступа.

Интеграционная направленность прослеживается и в разработке программного обеспечения. Такие про­граммы экранного доступа как Cobra (Baum redec, Гер­мания), Jaws for Windows (Freedom scientific, США), Window eyes (Gwmicro, США), занимающие лидиру­ющие позиции на мировом рынке подобных продук­тов, предназначены именно для того, чтобы дать воз­можность незрячему пользователю работать с любыми прикладными программами наравне со зрячими.

Основным средством доступа к информации для студентов с нарушением зрения на нашем факультете стал компьютер. С помощью программ экранного до­ступа незрячий пользователь может воспринимать любую текстовую информацию с экрана монитора. Технология распознавания оптических символов (OCR) позволяет «читать» почти любую плоскопечат­ную книгу. К сожалению, пока еще не существует воз­можности «читать» таким способом тексты, содержа­щие математические символы и формулы. Эта пробле­ма преодолевается на факультете путем ручного ввода математических текстов в формате TEX. Информация в этом формате представляется линейно, что делает возможным ее озвучивание с помощью программы не­визуального доступа к информации или печать рель­ефно-точечным шрифтом Брайля. Незрячим студен­там факультативно преподаются основы языка TEX. Для облегчения восприятия на слух сотрудниками фа­культета разработаны словари подстановок, заменяю­щие команды TEX на общепринятые при чтении мате­матических текстов слова. Ведется аудиозапись лек­ций на компакт-диски. Внедряется специальная про­грамма для прослушивания таких записей. Она позво­ляет быстро находить нужный фрагмент лекции, бла­годаря древовидной системе навигации по аудиофай­лам. Это снимает основной недостаток аудиопредстав-ления информации — отсутствие возможности быстро перейти к нужному фрагменту записи.

Но не следует думать, что компьютерные методы доступа к информации заменяют собой традиционный брайль. Пока не изобретено ничего более удобного и универсального, чем рельефно-точечная система пись­ма для незрячих. Далеко не любую информацию мож­но воспринять на слух. Например, доказательства тео­рем значительно легче усваиваются при чтении по Брайлю, а математические преобразования гораздо удобнее выполнять на бумаге по Брайлю. В этих ситу­ациях альтернатив Брайлю нет. С целью повышения эффективности изучения математических дисциплин, на факультете организовано мелкотиражное издание учебного материала рельефно-точечным шрифтом Брайля. Разработано специальное программное обес­печение для преобразования файлов в формате TEX в файлы для печати на брайлевском принтере.

К сожалению, можно констатировать, что в настоя­щее время студенты и школьники теряют технику вла­дения брайлем. Однако удобство электронных средств получения и обработки информации не должно при­водить к потере навыков использования традицион­ных методов письма и чтения. Современная электро­ника и Брайль могут и должны дополнять и расши­рять возможности друг друга. Существуют устройст­ва, совмещающие в себе преимущества обоих способов доступа к информации — это брайлевские строки, эле­ктрические печатные машинки, брайлевские принте­ры, электронные записные книжки с брайлевским дис­плеем и т. п. Подобные устройства с успехом применя­ются на нашем факультете.

Учитывая, что для незрячего компьютер является основным, практически безальтернативным по широ­те охвата источником информации, факультет ИТ внедряет в процесс обучения студентов с нарушением зрения самые современные тифлоинформационные средства. Следя за новейшими разработками, мы, в ме­ру финансовых возможностей, предоставляем нашим студентам новейшую технику и программное обеспе­чение. На факультете ведутся разработки и внедрение уникальных, не имеющих аналогов, технологий неви­зуального доступа к математической литературе. Можно с уверенностью сказать, что делается все воз­можное для обеспечения наиболее дружественной сре­ды обучения студентов с особыми образовательными потребностями. Незрячие студенты лишены возмож­ности визуального восприятия информации, и мы не имеем права не дать им всех современных средств, позволяющих компенсировать отсутствие зрения.

Таким образом, современные информационные технологии делают инвалида по зрению значительно более самостоятельным, повышают личностный ста­тус, снимают чувство зависимости, т. е. являются мощ­ным интегрирующим и реабилитирующим фактором.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика