Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья на факультете информационных технологий МГППУ 1585

Красило Д.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГППУ, Москва, Россия, krassilo@online.ru
Полный текст

В статье излагается инновационный опыт и основ­ные результаты внедрения системы инклюзивного об­разования в вузе.

Факультет информационных технологий МГППУ первым в России (2001) открыл студентам-инвалидам до­ступный путь получения высшего образования, включая их с первого курса в толерантную социальную среду, ори­ентированную на равноправное обучение, развитие и учас­тие в общественной жизни факультета каждого студента, индивидуальную реализацию возможностей и перспектив профессионального и личностного роста.

Инклюзивное (включающее) образование качест­венно отличается от специализированного и интегра-тивного образования.

В специализированных учебных заведениях дети и студенты с ОВЗ оказываются в среде «выхолощен­ной», минимально приближенной к реальным повсед­невным условиям жизни в обществе (нозоцентризм в обучении и развитии). По окончании подобных учеб­ных заведений выпускники оказываются в глубокой «социальной яме», в их развитии не происходит глав­ного — включения в реальный, многообразный круг социальных контактов, что делает их «белыми ворона­ми» на арене общественных отношений.

В результате интегративного образования в обыч­ном учебном заведении учащиеся с ОВЗ вынуждены адаптироваться к условиям обучения и образователь­ным программам, ориентированным на среднестатис­тическую норму (нормоцентризм в обучении и разви­тии). Выпускники подобных учебных заведений в ре­альных условиях взрослой жизни оказываются некон­курентно способными, по сравнению со своими услов­но-здоровыми ровесниками, в плане получения жела­емой работы, реализации творческих и профессио­нальных целей.

Преподаватель в инклюзивном образовательном уч­реждении — это профессионал, ориентирующийся на своих учеников, придерживающийся принципа ценно­сти каждого, гибко меняющий программу в соответст­вие с «зоной ближайшего развития» ученика, активно подключающий к образовательному процессу других специалистов, родителей, волонтеров [1].

Организация психолого-педагогического сопро­вождения на факультете информационных техноло­гий МГППУ связана с проектированием образова­тельной среды [3], учитывающей инклюзивное обуче­ние студентов с особыми потребностями в образова­нии и развитии. Нами были выделены специфические составляющие образовательной среды на факультете:

1)     Особенности организации архитектурной среды

Поскольку основным контингентом студентов с ОВЗ являются слабовидящие/незрячие, слабослыша­щие и студенты с диагнозом ДЦП, то их основные по­требности и особенности ориентировки были учтены при проектировании маршрута от метро до факульте­та, структурной организации среды внутри здания и помещений, техническом оснащении кабинетов спор­тивного, актового зала, помещений для отдыха и до­полнительных занятий.

На факультете был организован специальный бес­платный автобус для студентов с ОВЗ, который суще­ственно облегчает им путь от метро до факультета и обратно.

Система внешних и внутренних ориентиров вклю­чает зрительные, слуховые и осязательные ориентиры. Зрительные ориентиры рассчитаны на инвалидов с ос­таточным зрением, поскольку для них (в отличие от незрячих) зрение остается ведущей сенсорной систе­мой ориентировки: цветовые указатели яркожелтого цвета, обозначающие нижнюю и верхнюю ступени, а также перила, вход в здание, начало перекрестка и т. д.

К слуховым ориентирам относятся, например, зву­ковые светофоры, установленные на переходах через проезжую часть улиц вблизи учебного заведения. К осязательным ориентирам — направляющие пери­ла, бордюры, пандусы на пешеходных дорожках, при входе и внутри здания. Кроме того, для студентов, ис­пытывающих трудности передвижения, для их удобст­ва в здании функционирует лифт.

Все важные объявления относительно изменений в учебном процессе и внеучебно-досуговой жизни сту­дентов дублируются в надписях по Брайлю.

Таким образом, специально организованная архи­тектурная среда позволяет студентам с ОВЗ более ак­тивно ориентироваться на факультете, включаться в учебный процесс и внеучебную студенческую жизнь.

2)     Техническая организация учебного процесса для студентов с ОВЗ

Основные трудности с освоением образовательной программы на факультете испытывают слабовидящие и незрячие студенты. Остаточное зрение слабовидя­щих пользователей позволяет им визуально получать общее представление о работе компьютерных про­грамм, читать укрупненный текст. Но при зрительной работе они быстро утомляются, что приводит к даль­нейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление в свою очередь вызывает снижение умственной и физи­ческой работоспособности. В связи с этим в процессе обучения для слабовидящих студентов создаются ус­ловия, облегчающие зрительное восприятие [2].

Наиболее распространенной как среди слабовидя­щих, так и среди незрячих студентов является про­граммаJaws for Windows. Она позволяет прослушивать текстовые файлы, работать с приложениями, система­ми программирования, осуществлять поиск информа­ции в интернете.

3) Проблема адаптации общей образовательной программы для студентов с ОВЗ

К педагогическим проблемам подобного рода отно­сятся особенности организации поэтапного овладения программой, условия эффективной подачи и усвоения учебного материала студентами на лекциях, семина­рах, практических занятиях.

Лекции и семинарские занятия на факультете по большинству предметов проводятся совместно. При этом преподаватель должен уметь гибко перестраи­вать ход лекционного и семинарского занятия, адапти­ровать с учетом потребностей смешанной аудитории как сам материал, так и способ его подачи.

Студенты с ОВЗ, в отличие от обычных студентов, имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Например, визу­альные презентации являются необходимыми для эф­фективного обучения слабослышащих студентов. Не­зрячие ребята и студенты с остаточным зрением до­вольно хорошо воспринимают информацию на слух. Возможно, в силу компенсации дефекта зрения, а так­же в силу отсутствия отвлекающей зрительной стиму­ляции их ориентировка на слух позволяет им усваи­вать знания порой качественнее и объемнее, чем сту­дентам без дефекта зрения.

С другой стороны, существуют предметы и темы до­статочно сложные для понимания и усвоения слабослы­шащими или незрячими студентами. Так, объясняя тему «зрительное восприятие», преподаватель должен ком­ментировать визуальную презентацию, находить близ­кие по значению понятия в тактильной сфере, пояснять вслух изображенные схемы, рисунки и т. д.

Конечно, незрячему с рождения человеку сложно представить, что значит красный или зеленый цвет, но это совершенно не означает, что данный материал в принципе не доступен для их интеллектуального по­знания! Незрячие хорошо овладеют понятием цвета на своем уровне восприятия, памяти и мышления, если разрешить им такую возможность в рамках общеобра­зовательной программы. Поэтому требования к сту­дентам с различными образовательными потребностя­ми гибко варьируются внутри одной и той же общей для всех учащихся программы. Эти требования каса­ются не только выработки вариабельных критериев качества усвоенных знаний с содержательной точки зрения, но также индивидуального (оптимального для конкретного студента) темпа усвоения и способов про­межуточного и итогового контроля усвоенных знаний. Все это является важнейшими составляющими ин­клюзивного образования.

Как правило, студентам с нарушением зрения и ДЦП (испытывающим трудностями в письменном конспектировании) разрешается использовать на лек­ции диктофон, чтобы дома проработать материал еще раз. Некоторые незрячие и слабовидящие студенты довольно успешно пользуются для конспектирования лекций «ноутбуками».

Большей части студентов с ОВЗ трудно делать са­мостоятельно доклады, публичные выступления, пре­зентации в обычном режиме. Поэтому педагоги часто практикуют групповые варианты подготовки семи­нарской темы занятия и доклада. Например, студент с ДЦП, испытывающий трудности в вербальном изло­жении материала, делает самостоятельно компьютер­ную презентацию, которую комментирует кто-то из согруппников. Слабовидящий/незрячий студент ис­пытывает неловкость перед публичным выступлением у доски, поэтому ему разрешается отвечать с места. Слабослышащие студенты предпочитают письменные варианты промежуточной отчетности и итогового кон­троля, а инвалидам по зрению и некоторым студентам с ДЦП доступны только устные формы отчетности и экзамена.

Для категории студентов с ОВЗ важнейшим усло­вием компенсации дефекта является наличие про­грамм, учебников, учебных пособий, материалов для самостоятельной работы в электронном виде. Посте­пенно силами преподавателей на факультете инфор­мационных технологий внедряются специальные учебники, учебные пособия, выполненные шрифтом Брайля для незрячих студентов.

Во многом учебному процессу помогают различ­ные формы сотрудничества, взаимной поддержки, то­лерантного отношения друг к другу между обычными студентами и студентами с ОВЗ.

Все вышеобозначенные условия, необходимые для эффективной самореализации в учебном процессе каждого учащегося, учитываются преподавателями и сказываются на увеличении гибкости образователь­ной программы на факультете.

4) Психологическая поддержка и психолого-пе­дагогическое сопровождение студентов в трудных учебных и жизненных ситуациях

Проблема организации поддерживающей (или дру­жественной) среды. Эта задача решается совместными усилиями администрации, психологической службы, преподавателей, учебно-методического персонала фа­культета. Ежемесячно проходят внутренние консили­умы, на которых обсуждаются конкретные случаи, требующие скорейшего тактичного психолого-педаго­гического вмешательства.

В целях оптимизации психолого-педагогического сопровождения и улучшения психологического кли­мата на факультете с этого года проводятся среди сту­дентов тренинги на сплочение, отработку навыков по­ведения в конфликтных ситуациях, проводится психо­лого-педагогическая работа с целью исключения воз­можной изоляции учащихся с ОВЗ, организовывают­ся для них группы поддержки среди учащихся их же курса/группы.

Психологическая помощь в трудных жизненных си­туациях. В рамках психологической службы на фа­культете проводятся консультации, индивидуальная и групповая (совместно с заинтересованными условно-здоровыми сверстниками) работа со студентами с ОВЗ, направленная на развитие личности, выработку стрессоустойчивости, стратегий совладания с жизнен­ными трудностями.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. — М.: «Прометей», 2005.
  2. Нуркаева И. М. Особенности обучения про­граммированию незрячих студентов МГППУ // Информационные технологии в образовании. Сб. науч. трудов. М.: МИФИ, 2004. ч. IV. C. 100— 101.
  3. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделиро­вания к проектированию. — М.: Смысл, 2001.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика