Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования 1273

Кутепова Е.Н., кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ, Москва, Россия
Полный текст

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педаго­гическое образование» впервые в системе высшего профессионального образования РФ определил необ­ходимость подготовки специалистов для обеспечения психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общего образования. Обусловлено это как разворачи­вающейся в России практикой совместного обучения детей с ОВЗ и нормально развивающихся детей, так и подписанием РФ ряда международных актов, опреде­ляющих эту возможность через развитие инклюзивно­го образования. Для обеспечения индивидуальной об­разовательной программы обучения каждого ребенка педагог должен овладеть принципиально иными сред­ствами организации учебно-воспитательного процес­са. Ориентация на формирование компетенций уча­щихся, их развитие в процессе обучения, учет их воз­растных и индивидуальных особенностей должны стать основополагающими в подготовке специалистов. Это означает, что все будущие и настоящие педагоги, независимо от предмета, который они преподают, должны овладеть рядом общих компетенций, позволя­ющих им организовывать процесс обучения с опорой на тот тип деятельности учащегося, который для него наиболее актуален в настоящий момент и будет актуа­лен в ближайшем будущем. По мнению В. В. Рубцова «. конкретные виды деятельности взрослых и детей, самих детей становятся в этом случае условием разви­тия учащихся, а формирование требуемых компетен­ций выступает как результат возрастных достижений, неразрывно связанный с ведущей для данного возрас­та деятельностью учащегося» (1).

Повышение уровня психолого-педагогической под­готовки педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в усло­виях общего образования, возможно как через двуху­ровневое обучение в рамках психолого-педагогического направления (бакалавр — магистр), так и через обуче­ние бакалавров или специалистов — учителей началь­ных классов, методистов дошкольного образования, учителей дефектологов, учителей-логопедов, социаль­ных педагогов, учителей-предметников — в магистрату­ре по направлению «Психолого-педагогическое образо­вание» по основной образовательной программе «Орга­низация инклюзивного образования».

Кроме того, необходимо в системе повышения ква­лификации педагогов, уже работающих в инклюзив­ной практике, предусмотреть возможность и необхо­димость прохождения определенного модуля или про­граммы повышения квалификации не только по пред­мету его профессиональной деятельности (математи­ка, русский язык и др.), но и по организации психоло­го-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ус­ловиях общего образования. Достаточно важным яв­ляется и формирование позитивного отношения к ин­клюзивному образованию у педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, которое должно осуществляться в рамках курсов повышения квалифи­кации.

Хотелось бы отметить тот факт, что цели формиру­ющегося инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели существующих в настоящий момент систем общего и специального образования. Инклюзивное образование направлено не на ликвидацию сложившейся системы специального (коррекционного) образования, а на со­единение, взаимопроникновение и взаимоответствен­ность слабо связанных между собой систем общего и специального образования. Опыт многих стран гово­рит о том, что главным при создании системы инклю­зивного образования является наличие людей, гото­вых к изменениям. Что же это за специалисты?

Бакалавр инклюзивного образования, получивший образование по направлению «Психолого-педагогиче­ское образование», готовится к психолого-педагогиче­скому сопровождению детей с ограниченными воз­можностями здоровья в инклюзивном образовании и должен решать профессиональные задачи как общие для всех видов профессиональной деятельности (2), так и специфические:

— проведение дифференциальной диагностики для определения типа отклонений;

— проведение психологического обследования де­тей с сенсорными, речевыми и двигательными нару­шениями разного возраста с использованием рекомен­дованного инструментария, включая первичную обра­ботку результатов и умение формулировать психоло­гическое заключение и т. д.

Наряду с обязательным овладением как общекуль­турными и профессиональными компетенциями в об­ласти психолого-педагогического сопровождения де­тей с ограниченными возможностями здоровья в ин­клюзивном образовании, бакалавр «должен уметь ор­ганизовать совместную и индивидуальную деятель­ность детей с разными типами нарушенного разви­тия., готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи; . способен со­брать и подготовить документацию о ребенке для об­суждения его проблем на психолого-медико-педагоги­ческом консилиуме учебного учреждения» (2), так и дополнительными компетенциями — принимать фи­лософию и методологию инклюзивного образования; уметь соотносить образовательные задачи и задачи со­циальной адаптации.

Московский городской психолого-педагогический университет в сентябре 2010 года, первым в России, на­чал подготовку магистров инклюзивного образования по программе «Организация инклюзивного образова­ния». Учитывая отсутствующую на тот момент норма­тивную базу, в том числе место работы и должность бу­дущего выпускника (в настоящий момент Департамент образования г. Москвы определил должность как «ко­ординатор инклюзивного образования») и возможнос­ти трудоустройства как в дошкольное образовательное учреждение, так и в общеобразовательную школу, в ос­нову создания этой программы был положен принцип дифференцированной подготовки студентов для рабо­ты на указанных уровнях общего образования, реализу­емый через курсы по выбору вариативной части про­фессионального цикла дисциплин:

1.  Проектирование вариативных образовательных программ, видов и форм обучения в дошкольном обра­зовании/ Проектирование вариативных образователь­ных программ, видов и форм обучения в школьном об­разовании

2.  Проектирование и разработка коррекционно-развивающих программ работы с детьми дошкольного возраста/ Проектирование и разработка коррекцион-но-развивающих программ работы с детьми школьно­го возраста

3.  Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса в ДОУ/ Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного процесса в школе.

Кроме психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в ин­клюзивном образовании магистр реализует следую­щие виды деятельности — образовательную, научно-исследовательскую, научно-методическую и организа­ционно-управленческую, в соответствии с которыми и формируются его компетенции. По нашему мнению, магистр инклюзивного образования должен овладеть дополнительными компетенциями, не обозначенными в Стандарте:

— способен транслировать философию и методоло­гию инклюзивного образования среди участников об­разовательного процесса;

— способен проектировать инклюзивную образова­тельную среду и ее дидактическое наполнение;

—  умеет организовывать и координировать дея­тельность, участвовать в работе междисциплинарной команды специалистов, в том числе по разработке ин­дивидуальных образовательных программ для детей с

ОВЗ;

—  умеет прогнозировать динамику изменений со­стояния и развития ребенка в зависимости от приме­няемых воздействий;

—  умеет вести психотерапевтическую работу с взрослыми участниками инклюзивного образователь­ного процесса, в том числе родителями ребенка с ОВЗ;

—  умеет формировать толерантные отношения в инклюзивном детском коллективе, в коллективе взрослых участников инклюзивного образовательного процесса;

—  способен определять потребности конкретного ребенка в образовательной программе и стратегии со­провождения.

С учетом того, что подготовка бакалавров и магис­тров в области инклюзивного образования только на­чалась, а страна уже вступила на сложный и проблем­ный путь организации инклюзивной практики в уч­реждениях образования, основной задачей является повышение квалификации педагогических и админис­тративных кадров учреждений образования. С 2009 года по настоящее время сотрудниками ИПИО подготовлено 6 краткосрочных программ повышения квалификации, которые освоило более 300 специалис­тов. Особую значимость для организации инклюзив­ной практики в городе играет программа «Организа­ционно-управленческие основы инклюзивного обра­зования». Содержание учебной программы ориенти­ровано на обучение руководящих кадров (руководите­ли инклюзивных образовательных учреждений, коор­динаторы инклюзивного образования в образователь­ных учреждениях, руководители структурных подраз­делений окружных ресурсных центров, методисты ок­ружных методических центров), отвечающих за орга­низацию инклюзивных процессов в системе образова­ния г. Москвы. Основной целью реализации програм­мы является формирование представлений о фило­софских, методологических основах и принципах ин­клюзивного образования, освещение проблемы норма­тивно-правового обеспечения инклюзивного образо­вания, представление современных моделей психоло­го-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, формирование уп­равленческих компетенций в области проектирования и организации инклюзивной практики.

Очень востребована программа «Психолого-педа­гогическое сопровождение инклюзивного образова­ния в ДОУ/школе», содержание которой ориентиро­вано на обучение слушателей основам психолого-пе­дагогического сопровождения различных категорий детей с ОВЗ. Это определяется необходимостью орга­низации единой инклюзивной образовательной верти­кали, начинающейся от службы ранней помощи детям с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста до образовательных учреждений, реализующих инклю­зивное образование на начальной и далее ступенях об­разования, вплоть до среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Всего один выпуск воспитателей ДОУ был осуще­ствлен по программе «Организация образовательного процесса в инклюзивной группе ДОУ». Основная цель которой — сформировать у слушателей представ­ления об организации целостного образовательного процесса в инклюзивной группе дошкольного образо­вательного учреждения, основных подходах к реализа­ции задач развития всех детей группы, формированию детских сообществ для повышения способности детей с ограниченными возможностями здоровья к адапта­ции в социуме.

В 2010—2011 учебном году, впервые, 63 учителя начальных классов повысили свою квалификацию по программе «Организация образовательного процесса в инклюзивном классе начальной школы», цель кото­рой — познакомить слушателей с современными фи­лософскими, методологическими подходами к обуче­нию детей с особыми образовательными потребностя­ми в условиях общеобразовательной школы, форми­ровать профессиональные компетентности в области освоения стратегий обучения в контексте гуманитар­ных технологий, проектирования образовательного процесса в инклюзивном классе.

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что эф­фективность совместного обучения и воспитания де­тей с ограниченными возможностями здоровья с нор­мально развивающимися сверстниками во многом за­висит от специальной психолого-педагогической подготовки педагогических кадров. При этом знания, умения и навыки педагогов общего образования не должны дублировать подготовку специалистов спе­циального (дефектологического) образования. Важ­но понимать, что учителя, воспитатели, специалисты общего образования являются членами команды пси­холого-педагогического сопровождения ребенка с

ОВЗ, что требует формирования их профессиональ­ной компетентности в зависимости от занимаемой должности.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Рубцов В. В. Определяя пути реформирования высшего педагогического образования, необходимо учитывать мнение профессионального сообщества. Учительская газета, 20 января 2009 г.
  2. Федеральный государственный образователь­ный стандарт высшего профессионального образова­ния по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр»). 16.04.2010 г. № 376.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика