Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Инклюзивное образование: методология, практика, технологии

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

Год издания: 2011

 

Координация деятельности специалистов в окружной инклюзивной практике 751

Войтик Т.Н., МГППУ, Москва, Россия
Полный текст

В настоящее время в изменяющейся системе спе­циального образования инклюзивное образование вы­полняет важную социальную функцию, заключающу­юся в содействии оздоровлению общества. Постепен­но изменяется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, приходит убеждение, что необходимо сосуществование людей с разными физи­ческими и психическими возможностями. Изменяю­щееся общество ищет всевозможные пути оказания та­кой поддержки детям с ограниченными возможностя­ми здоровья, которая в конечном итоге способствова­ла бы их вступлению в разнообразные формы равно­правного сотрудничества в деятельности, в успешной социализации.

Необходимо учитывать, что дети с ограниченны­ми возможностями здоровья являются полиморфной и крайне разнообразной группой, следовательно, раз­личаются и их образовательные потребности, так как они задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую логику построения учебного процесса. Следовательно, специфика разви­тия детей должна найти свое отражение в структуре и содержании образования в общеобразовательном процессе.

При решении таких задач в системе образования возникает множество проблем. Одна из них — подго­товка, переподготовка и профессиональное сопровож­дение педагогических кадров для реализации разных форм инклюзивного и интегрированного образования.

В настоящее время в Институте проблем интегра-тивного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета организованы переподготовка, курсы повышения ква­лификации по организации инклюзивного и интегра-тивного образования для педагогов, кураторов, специ­алистов, работающих с инклюзивными классами или группами.

Но учитывая специфику курсов повышения квалификации, учителя образовательных учрежде­ний понимают, что объем полученных знаний недо­статочен для организации конкретного урока в классе, где присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. Они отмечают ощути­мые пробелы в теоретической и практической под­готовке, самостоятельное заполнение которых в хо­де практической работы может затянуться на дли­тельное время.

Решение поставленных перед учителем задач зача­стую характеризуется тем, что, с одной стороны, он не может спрогнозировать и вовремя предотвратить воз­никающие затруднения в своей работе. В данной ситу­ации учитель замечает проблемы только тогда, когда непосредственно сталкивается с ними, а иногда и по­зднее, когда, накапливаясь и усугубляясь, они превра­щаются в трудноразрешимые. С другой стороны, не­редко при решении профессиональных задач учитель опирается только на собственные знания, теоретичес­кую и практическую подготовку без учета аналогично­го опыта, уже накопленного (хоть и не в достаточной мере) учителями других школ.

Перед учителем образовательного учреждения ста­вится чрезвычайно широкий круг задач, подразумева­ющий взаимодействие с различным возрастным и со­циальным контингентом, разнообразные виды дея­тельности, использование различных технологий пе­дагогической работы. Кроме того, учитель класса, где осуществляется инклюзивная форма образования, должен быть профессионалом не только в области дет­ской педагогики, но и в таких областях, как специаль­ная педагогика и специальная психология, что предъ­являет особые требования к уровню его профессио­нальной подготовки. И, наконец, учитель инклюзив­ного класса в своей деятельности должен ориентиро­ваться на индивидуальный подход, быть нацелен на поддержку развития индивидуальной и неповторимой личности каждого ребенка.

Все это требует от педагога систематического при­обретения новых знаний, совершенствования практи­ческих умений, расширения профессиональных воз­можностей, постоянного профессионального и лично­стного роста.

В данной ситуации необходимо организовать еди­ное пространство для взаимодействия учителей обра­зовательных учреждений, которое позволит приоб­щиться к опыту более опытных коллег, получить от­веты на конкретные вопросы, избежать возможных ошибок и трудностей в своей практической деятель­ности.

Возможность представлять свои достижения и творческие находки, обсуждать их с единомышлен­никами, получать оценку своей деятельности со сто­роны компетентных специалистов стимулирует творчество педагога, способствует повышению про­фессиональной мотивации. В общении с коллегами можно не только поделиться своими успехами, но и рассказать о своих трудностях и неудачах, обсудить проблемы. Общеизвестно, что для специалистов, особенно начинающих, чрезвычайно поддерживаю­щим оказывается понимание, что сложности, с кото­рыми он сталкивается в работе, не являются его ин­дивидуальной проблемой, обусловленной професси­ональной некомпетентностью, что многие учителя испытывают те же трудности и успешно их преодо­левают. Коллективное обсуждение проблем позво­ляет принять их существование, отреагировать эмо­ционально, наметить пути решения и приступить к действию.

В организации единого пространства для взаимо­действия учителей, а также разнопрофильных специа­листов образовательных учреждений основную роль должны сыграть ресурсные центры. Ресурсный центр инклюзивного образования позволит расширить круг задач, решаемых в рамках всей системы инклюзивного образования.

С целью создания единого поля для специалистов, работающих в системе инклюзивного образования, ре­сурсный центр решает следующие задачи:

  • развитие профессиональной компетентности специалистов, его умения самостоятельно организо­вывать педагогическую работу в образовательном уч­реждении;
  • содействие профессиональному совершенство­ванию педагогов через ознакомление и обучение но­вым технологиям, формам, методам работы;
  • распространение передового опыта учителей, развитие системы взаимодействия в профессиональ­ном сообществе;
  • личностная поддержка учителей как профилак­тика профессионального выгорания;
  • сбор качественной информации (откликов, от­зывов, пожеланий, запросов) с последующим анали­зом и реализацией в составлении методических и программных материалов, в определении актуаль­ных вопросов для обсуждения на круглых столах ит.д.
  • разработка и внедрение обучающих программ для начинающих педагогов.

В настоящее время ресурсные центры только на­чинают выстраивать свою деятельность. Но уже и сейчас мероприятия, проводимые специалистами для педагогов образовательных учреждений, работа­ющих в системе инклюзивного образования, как пра­вило, дают богатый материал, отражающий актуаль­ные проблемы и тенденции развития инклюзивной среды. Отзывы и предложения, замечания и пожела­ния, а иногда и совершенно четкие идеи решения, звучащие в ходе взаимодействия педагогов, очень важны для организаторов таких встреч. Основная за­дача специалистов ресурсного центра, проводящего это мероприятие, не пропустить полученную инфор­мацию, услышать, поддержать, использовать ее в осуществлении сопровождения работы учителей об­разовательных учреждений.

Внимательное и заинтересованное отношение к предложениям педагогов позволяет не только отсле­живать актуальную ситуацию, но и прогнозировать перспективы и возможные проблемы в работе школ в системе инклюзивного образования.

Таким образом, организация пространства взаимо­действия педагогов друг с другом является мощным фактором профессионального роста, личностной под­держки и профилактики профессионального выгора­ния.

Как и любая динамичная структура на пути сво­его развития, система инклюзивного образования сталкивается с целым рядом многообразных про­блем, которые в той или иной мере решаются каж­дым образовательным учреждением. И именно ре­сурсные центры в состоянии помочь решить мно­гие проблемы образовательных учреждений. Со­здание единого пространства, подготовка кадров поможет:

  • сформировать адекватное отношение к появле­нию особого ребенка: сформировать симпатию, инте­рес и желание учить такого ребенка;
  • раскроет потенциальные возможности обучения «нетипичных» детей;
  • сформирует понимание особенностей психичес­кого развития детей, познавательной деятельности, слабых и сильных сторон его личности;
  • поможет наладить взаимодействие с родителями и близким окружением, научит сотрудничеству и партнерству;
  • познакомит педагогов с конкретными методами и приемами коррекционной поддержки ребенка в сис­теме инклюзивного и интегрированного обучения, даст им представление о действующей системе специ­ального образования.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика