Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8160Ключевые слова 19965 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS
Правила подготовки, направления, рецензирования и опубликования рукописей в журналы издательства МГППУ

Оглавление

 

III. Требования к содержанию статей

Рукопись должна включать в себя следующие разделы: название, фамилию и инициалы автора, сведения об авторе, аннотацию, ключевые слова, текст статьи, список литературы и References (транслитерацию и перевод списка литературы для англоязычной версии статьи).

При подаче рукописи, необходимо в свободной форме указать, к какому типу (или типам) относится материал. Структура содержания рукописи должна соответствовать его типу. Основные типы статей: эмпирическая статья, теоретическая статья, методологическая статья, литературный обзор, тематическое исследование, прочие материалы.

3.1. Типы статей

Эмпирическая статья – представление результатов оригинального исследования.

Структура текста статьи должна соответствовать стадиям проведенного исследования и содержать следующие разделы:

Введение

  • постановка проблемы;
  • история вопроса;

Программа исследования

  • этапы исследования;
  • описание выборки: число участников, пол, возраст и другие характеристики;
  • методы и методики с их описанием
  • цель и гипотеза исследования;
  • процедура проведения.

Результаты

  • описание результатов (с таблицами и/или графиками);
  • анализ результатов.

Выводы

  • резюме;
  • значение для теории и практики.

Теоретическая статья – статья, в которой на основе существующей литературы разрабатываются имеющиеся / выдвигаются новые теоретические положения.

Теоретическая статья может быть посвящена:

  • анализу развития теории и уточнению теоретических конструктов;
  • представлению новой теории;
  • анализу уже существующей теории (например, рассмотрению ее недостатков);
  • сравнению нескольких теорий, демонстрации преимуществ одной теории в сравнении с другой.

Структура такой статьи зависит от ее содержания.

Эмпирические данные вводятся в случае, если они важны для решения теоретической проблемы, поставленной в статье.

Методологическая статья – статья, содержащая:

  • описание нового методологического подхода;
  • модификацию существующего метода;
  • обсуждение количественных и аналитических подходов в науке.

Эмпирические данные в такой статье могут вводиться в качестве иллюстрации положений.

Методологическая статья должна быть написана достаточно подробно, что позволит читателю оценить применимость описанной методологии в исследованиях, сравнить представленный метод с уже имеющимися.

Литературный обзор – представление результатов исследований, опубликованных ранее.

Структура статьи такого типа должна включать:

  • постановку проблемы (ее определение и пояснение);
  • содержание предыдущих исследований;
  • основные выводы, наличие противоречий в литературе;
  • предложения по преодолению данной проблемы.

Тематическое исследование – отчет о конкретном случае, полученном при работе с человеком, группой, сообществом или организацией.

Статья такого рода может быть посвящена:

  • иллюстрации выявленной проблемы;
  • анализу способов решения выявленной проблемы;
  • обоснованию необходимости исследований в какой-либо сфере;
  • анализу имеющихся теоретических трудностей.

Авторы тематического исследования должны помнить о соблюдении баланса между подробностью иллюстрации и сохранением конфиденциальности.

Прочие материалы

  • отчеты о мероприятиях;
  • комментарии и ответы на ранее опубликованные статьи;
  • рецензии на книгу;
  • некрологи;
  • письма редактору и прочее.

3.2. Требования к аннотациям для различных типов статей, ключевым словам и спискам литературы

Аннотация является кратким изложением всего содержания статьи и помогает читателям не только быстро познакомиться с материалами публикации, но, как и в случае с названием статьи, легко найти ее в реферативных базах или в систематических каталогах. Большинство научных журналов требуют написание аннотации к статье. Прочитайте инструкции для авторов на веб-странице журнала, в который вы планируете отправить вашу статью, чтобы уточнить специфику требований к рукописям в этом журнале. Хорошо написанная аннотация является наиболее важным элементом статьи. Большинство людей впервые знакомятся с вашей статьей только по ее аннотации, когда осуществляют поиск литературы по интересующей их теме.

Читатель очень быстро должен принять решение о том, стоит ли читать всю статью. Аннотация должна быть максимально информативной. Приложив ключевые слова к аннотации, вы существенно повышаете возможность для заинтересованных лиц обратить на нее внимание. Хорошая аннотация имеет следующие качества: точность, безоценочность, логичность и доступность, краткость.

Точность. Убедитесь, что аннотация правильно отражает цели и содержание рукописи. Не включайте в нее информацию, которая отсутствует в тексте статьи. Если данное исследование расширяет или повторяет предыдущие исследования, отметьте это в аннотации и приведите фамилию автора и год выхода предыдущей публикации. Для проверки точности изложения информации в аннотации бывает полезно сравнить содержание аннотации с названием статьи.

Безоценочность. Приводите информацию, а не давайте ей оценку; не добавляйте информацию к уже имеющейся в статье и не комментируйте содержание статьи.

Логичность и доступность. Пишите четко и лаконично. Используйте глаголы, а не эквивалентные им существительные, используйте предложения в действительном, а не страдательном залоге (например, «мы исследовали», а не «наше исследование»; «авторы представили результаты», вместо «результаты были представлены»). Используйте настоящее время для описания выводов или результатов, находящих применение в настоящем, используйте прошедшее время при описании использовавшихся во время эксперимента методических процедур и измерений.

Краткость. Будьте кратким и делайте каждое предложение максимально информативным, особенно первое предложение. Начните тезисы с наиболее важных пунктов. Не занимайте место в статье, повторяя ее название. Включайте в тезисы только четыре или пять наиболее важных пунктов, касающихся теоретического подхода, результатов и перспектив дальнейшего изучения. Используйте те ключевые слова в тезисах, по которым, с вашей точки зрения, их могут найти ваши читатели.

Объем аннотации 1000–1200 знаков с пробелами (до 200 слов). Текст аннотации не следует разбивать на абзацы.

Аннотации для каждого типа статьи имеют свою специфику.

Аннотация эмпирического исследования

В аннотации должны быть отражены:

  • проблема исследования;
  • гипотеза исследования;
  • полное описание выборки (число человек, возраст, пол, национальность и другие характеристики / вид, линия для животных);
  • основные особенности метода исследования;
  • краткое описание полученных результатов (с указанием уровней значимости);
  • основной вывод, заключение, значение исследования.

Для русскоязычных статей аннотация на английском языке должна быть более развернутой, и ее объем может составлять до 200 слов.

Пример общей структуры аннотации эмпирической статьи:

Структура аннотации:

1. Вводная   часть (1-2 предложения). Констатация проблематики: объяснение, почему эта область исследования важна.

2. Обозначение пробела в научном знании, дающего основания для проведения исследования

3. Постановка цели исследования (3-е или 4-е предложение)

4. Обозначение используемой методологии, методов, процедуры и пр. О математических методах писать не надо.

5. Основные результаты (приводятся кратко с упором на самые значимые и привлекательные для читателя/научного сообщества)

6. Оценка вклада исследования в науку (как правило, объединяется с результатами, но этот пункт не обязателен)

Образец аннотации эмпирической статьи:

Обоснование

Актуальность

Цель работы

Гипотеза исследования

Методы

Описание выборки: группы сравнения, количество испытуемых, пол, возраст и др.

База исследования

Методы и методики исследования

Результаты

Описание полученных результатов с указанием уровней значимости

Заключение

Основной вывод, значение исследования

Аннотация теоретической статьи

В аннотации обязательно должны быть отражены:

  • постановка проблемы;
  • основные принципы функционирования представленной в статье теории (-й) / модели (-ей);
  • основные принципы, на которых базируется анализируемая теория (-и);
  • соотнесение положений теории (-й) / модели (-ей) с результатами эмпирических исследований.

Аннотация методологической статьи

В аннотации должны быть отражены:

  • основной класс обсуждаемых в статье методов, методология;
  • основные особенности представленного метода;
  • область применения метода;
  • надежность, валидность и другие особенности метода (если была проведена статистическая процедура).

Аннотация литературного обзора

В аннотации должны быть отражены:

  • постановка проблемы;
  • описание преемственности в исследовании данной проблемы;
  • краткое описание основных участников исследований;
  • краткое описание результатов;
  • основной вывод;
  • значение проведенного исследования для теории и / или практики.

Аннотация тематического исследования

В аннотации должны быть отражены:

  • значимые характеристики участников (-а) исследования;
  • специфика и природа проиллюстрированной проблемы или ее решения;
  • обоснование необходимости дополнительных исследований и / или выделение теоретических трудностей.

Составление списка ключевых слов

Ключевые слова – это 5–10 основных терминов, которые использованы в статье.

Ключевые слова следует упорядочить – от наиболее общих, соответствующих проблеме, к более дифференцированным, соответствующим описанию участников исследования, методик.

В качестве ключевых слов нельзя использовать лабораторный жаргон и неологизмы, излишне длинные словосочетания, фразы с однородными членами.

Лучше использовать ключевые слова, часто встречающиеся в других публикациях по данной тематике.

Для изданий ФГБОУ ВО МГППУ ключевые слова можно проверить на соответствие уже опубликованным в изданиях на Портале психологических изданий PsyJournals.ru (сетевой адрес раздела: http://psyjournals.ru/keywords/index.shtml). Добавьте предложенное ключевое слово в строку поиска и нажмите «Enter». Если в статьях журналов ФГБОУ ВО МГППУ было использовано предлагаемое ключевое слово, оно будет показано вместе с возможными синонимичными терминами.

Составление списка литературы

Список литературы должен включать в себя ссылки на современные исследования, опубликованные за последние пять лет. Приветствуются ссылки на статьи из высокоцитируемых зарубежных и российских журналов. Проверку цитируемости автора или журнала необходимо осуществлять по базам: WoS (http://apps.webofknowledge.com/), SCOPUS (http://apps.webofknowledge.com/), РИНЦ (https://elibrary.ru/authors.asp).

Требования к количеству источников для статей разного типа:

а) теоретические: не менее 20 источников

б) обзорные: не менее 30 источников

в) эмпирические: не менее 15 источников

При подготовке статьи к публикации в каком-либо журнале ФГБОУ ВО МГППУ необходимо в обязательном порядке ознакомиться с уже опубликованными материалами издания по теме статьи. Ссылки на ранее опубликованные работы показывают глубину знакомства с изданием. Ссылки на работы автора должны составлять не более  трех источников, включая выполненные в соавторстве.

NB! Число ссылок на работы сотрудников своей организации тоже должно быть ограничено (в Scopus имеются инструменты, отслеживающие аффилиацию авторов).

Ссылки на статьи из журнала, в котором публикуется данная статья, не должны превышать 10% от общего количества всех источников из списка литературы статьи.

Все периодические издания ФГБОУ ВО МГППУ размещены на Портале психологических изданий PsyJournals.ru (сетевой адрес: http://PsyJournals.ru). Доступ к полным текстам статей свободный. Все статьи, размещенные на портале, имеют аннотации на русском и английском языках.

3.3. Требования к структуре и содержанию статьи (формат APA - American Psychological Association)

ПУБЛИКАЦИОННОЕ РУКОВОДСТВО АМЕРИКАНСКОЙ АССОЦИАЦИИ ПСИХОЛОГОВ (АПА)

Адаптированный перевод выдержки из руководства «Publication Manual of the American Psychological Association», 6th Edition, http://www.apastyle.org

Название

Название статьи должно четко и однозначно обобщить ее основную идею. Оно должна кратко излагать основную тему и определять либо используемые переменные, либо теоретические вопросы исследования, либо отношения между ними. Название должно полностью объяснять смысл работы, даже когда оно выступает единственным источником информации о статье. Следует избегать в заглавии слов, которые не несут никакой полезной информации, а только увеличивают его размер и усложняют индексацию в реферативных базах данных.

Например,  слова «метод» и «результаты» обычно не используются в названии, не должны использоваться и такие термины, как «изучение» или «экспериментальное исследование». Избегайте использования аббревиатур в названии и четко обозначайте все термины, что поможет обеспечить точную и полную индексацию вашей статьи. Рекомендуемая длина для названия - не более 12 слов. Рекомендуется составлять название без использования сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений (без запятых), а также использовать двоеточие: первая часть названия должна быть привлекающей внимание читателя, а вторая  – информативной.

Структура статьи

Структура эмпирической статьи: введение (1), методы (2), результаты (3), обсуждение (4) (выводы, заключение).

Введение

Введение в проблему. Текст рукописи начинается с введения, в котором описывается конкретная проблема и стратегия исследования. Прежде чем писать введение, обратите внимание на следующие вопросы:

-        Почему важна эта проблема?

-        Как ваше исследование соотносится с ранее проведенными исследованиями в этой области? Если в ранее проведенных исследованиях анализировались аспекты, которые затрагиваются и в вашем исследовании, то в чем отличие вашей работы от предыдущих и что между ними общего?

-        В чем состоит главная и дополнительные гипотезы и цели исследования, и как они связаны (если связаны вообще)  с теоретическим подходом, заявленным в статье?

-        Подходит ли запланированная схема эксперимента для апробации заявленной гипотезы?

-        Каковы теоретические и практические перспективы у вашего исследования?

 Хорошее введение отвечает на эти вопросы на ограниченном количестве страниц в начале статьи и за счет весомых аргументов и ссылок на предыдущие работы  вызывает у читателя ощущение четкого понимания того, что сделано в этой области и с какой целью.

Объясните важность проблемы. Объясните, почему проблема нуждается в дополнительном исследовании. Для базовых исследований заявление о важности проблемы может опираться  на необходимость устранения  несоответствий в результатах предыдущих работ и/или расширения теоретической части исследований. Для прикладных исследований оно может быть связано с необходимостью решить социальную проблему или предложить новый способ лечения психических расстройств. Когда исследование проводится, чтобы урегулировать спорные вопросы, позиции всех сторон в заочной дискуссии должны быть представлены в сбалансированном виде во введении. Избегайте враждебности и личных выпадов при обсуждении спорных позиций. Завершите изложение проблемы во введении краткой и формальной констатацией цели своего исследования, которая обобщает весь проанализированный материал. Для литературных обзоров, а также теоретических и методологических статей, также четко укажите причины, по которым проделанная вами работа имеет важное значение, и то, каким образом ее содержание вписывается в общий контекст исследований в данной области. 

Опирайтесь на достижения последних лет. Обсуждайте в статье источники, имеющие непосредственное отношение к вашей работе, но не считайте себя обязанным цитировать весь объем литературы по данной проблеме, начиная с самых первых публикаций. Не исключено, что читатель осведомлен о сути проблемы и не ждет полного отчета о путях ее изучении на протяжении многих лет. Исторический экскурс в проблему предполагает обобщение недавно проведенных и имеющих непосредственное отношение к вашей работе исследований с признанием их приоритетности в выявлении данной проблемы. Цитирование источников и упоминание проведенных ранее исследований являются признаками научной и исследовательской ответственности и необходимы для накопления данных в той или иной научной области. При описании близких вам научных школ следует информировать читателей о том, изучались ли какие-то аспекты вашего исследования ранее, и чем ваша интерпретация данных отличается от других. В то же время, цитируйте и используйте при анализе только те работы, которые содержат конкретные данные по исследуемой проблеме, а не те, в которых содержатся косвенные данные или общие сведения. Суммируя данные более ранних исследований, избегайте второстепенных деталей и старайтесь подчеркивать относящиеся к теме данные, вопросы методологии и выводы. Отсылайте читателя к обзорным статьям или отчетам о проведенных исследованиях, если таковые имеются.

Демонстрируйте логическую преемственность между предыдущей и нынешней работой. Анализируйте проблему с достаточной степенью подробности и точности, чтобы она могла быть воспринята как можно более широким кругом ученых. Не стоит ставить своей основной целью лапидарность изложения, поскольку это может сделать вашу работу понятной только узким специалистам.

Сформулируйте гипотезы и укажите стратегии их апробации в ходе эксперимента. После того, как вы сформулировали проблему исследования и обосновали ее с опорой на данные, полученные в других исследованиях, объяснить свой подход к решению этой проблемы. В эмпирических исследованиях это обычно связано с выдвижением гипотез или постановкой конкретных вопросов и с описанием того, как вы пришли к постановке именно этих задач и каким образом они связаны с предыдущей аргументацией. Четко обосновывайте каждую из гипотез. Кроме того если у вас есть несколько гипотез или вопросов, некоторые из которых имеют центральное значение, а другие являются вторичными или производными от основных, определите их приоритетность. Объясните, как запланированное исследование обеспечивает условия для апробации гипотезы и получения ответов на поставленные вопросы.

При подготовке рукописи к печати расположите введение на новой странице, обозначьте его с помощью заголовка  и проставьте номер страницы – 3. Наберите название статьи по центру в верхней части страницы с использованием прописных и строчных букв, а затем введите текст данного раздела. Остальные разделы статьи следуют друг за другом без перерыва; не начинайте каждую озаглавленную часть статьи с новой страницы, однако на каждой странице должно быть напечатано заглавие статьи и номер страницы.

Метод (2)

Этот раздел подробно описывает, как было проведено исследование, а также включает концептуальные и операциональные определения переменных, используемых в исследовании. Различные виды исследований опираются на различные методологии; однако, полное описание использованных методов позволяет читателю оценить их целесообразность, а также надежность и достоверность полученных результатов. Оно также позволяет опытным исследователям воспроизводить схему исследования на других выборках. Если ваша статья является воспроизведением ранее описанных экспериментальных моделей и используемый вами метод был опубликован в деталях в других статьях, вы можете отсылать читателя к этому источнику и просто дать краткий обзор метода в этом разделе. Пример такого синопсиса:

Мы представляем результаты срезового и лонгитюдного исследования взрослых в возрасте 55-84 лет. Задания по оценке памяти были теми же, что использовались нами в предыдущем исследовании (Zelinski et aI., 2010; Zelinski, Gilewski, & Thompson, 2013).

Рекомендуется описывать без излишних подробностей хорошо известные  методы, давая при этом ссылку на те источники, где можно с ними ознакомиться. Подробно следует описать неизвестные или авторские методы, выбор методологии, процедуру проведения исследования.

Обозначьте подразделы. Общепринятым и целесообразным является выделение дополнительных подразделов в разделе «Методы». Это обычно подразделы с описанием участников эксперимента и испытуемых, а также подраздел с описанием процедур, используемых в исследовании. Последний подраздел часто включает в себя описание (a) любых экспериментальных манипуляций или вмешательства и способа их осуществления, например, описание экспериментального прибора, использовавшегося для осуществления манипуляций или вмешательства; (b) процедуры формирования выборки испытуемых, размера выборки и ее репрезентативности; (c) оценочного подхода (включая психометрические свойства используемых оценочных инструментов); (d) план исследования. Если модель исследования является сложной или требуются  дополнительные стимулирующие воздействия в ходе эксперимента, можно ввести дополнительные подразделы с соответствующими подзаголовками, чтобы облегчить  читателям поиск конкретной информации в тексте статьи.

Включите в эти подразделы информацию, важную для понимания и обеспечивающую возможность воспроизведения экспериментальной схемы другими исследователями. Недостаточно подробная информация оставляет вопросы у читателя, а избыточная информация нагружает читателя множеством несущественных деталей. Рассмотрите возможность использования приложений и/или ссылок на веб-сайты для получения более подробной информации.

Характеристика участников исследования (испытуемых). Надлежащее описание участников исследования имеет решающее значение для науки и практики в психологии, особенно для обобщения полученных данных, возможности получения сопоставимых данных при воспроизведении эксперимента другими исследователями и использования данных исследования для научного синтеза и анализа вторичных данных. Если в исследовании принимали участие люди, сообщите о критериях их включения и не включения в выборку, в том числе любые ограничения, основанные на демографических характеристиках.

Опишите состав участников. Подробно остановитесь на демографических характеристиках выборки, таких как: возраст; пол; принадлежность к этнической или расовой группе; уровень образования; социо-экономический статус, поколенческая характеристика, наличие статуса иммигранта; статуса инвалидности; сексуальная ориентация; гендерная идентичность; предпочитаемый язык, а также важные для темы вашего исследования параметры (например, уровень достижения в исследованиях с педагогическим вмешательством). Другими словами, описывайте группы испытуемых как можно точнее и обращайте особое внимание на те характеристики, которые могут оказать влияние на интерпретацию результатов. Часто характеристики испытуемых могут оказаться важными для понимания особенностей всей выборки в целом и оказывать влияние на степень надежности полученных результатов. Пример полезной информации о выборке:

Во вторую группу вошли 40 женщин в возрасте от 20 до 30 лет (M = 24,2, SO = 2.1), все эмигрантки из Сальвадора; образовательный ценз не менее 12 лет обучения; срок постоянного  проживания в Соединенных Штатах Америки не менее 10 лет; проживают в Вашингтоне, округ Колумбия.

Чтобы обеспечить возможность обобщения данных, в той или иной группе испытуемых можно выделить дополнительные подгруппы:

В азиатскую выборку были включены 30 китайцев и 45 вьетнамцев. Среди латино- и испано-американских мужчин 20 были американцами мексиканского происхождения и 20 пуэрториканцами.

Даже если некоторые характеристики групп испытуемых не используются при анализе данных, они могут дать читателям более полное представление о выборке и о потенциальной возможности обобщения полученных в ней данных, а также  могут оказаться полезными в ходе мета-аналитических исследований, в которых использованы результаты, изложенные в вашей статье. Когда эксперимент проводится с привлечением животных, необходимо указать их род, вид, тип штамма (при микробиологических исследованиях) или другие конкретные сведения, например, название фирмы-поставщика, его местонахождение и официальные маркировки штаммов. Сообщите о количестве животных, привлекаемых к опытам, их пол, возраст, вес и сведения об их физиологическом состоянии.

Процедуры формирования выборки. Опишите процедуры отбора испытуемых, включая (а) метод отбора, если был использован прием систематического отбора испытуемых; (б) процент участников эксперимента, которые были определены как подходящие для участия в эксперименте; (c) количество участников, которые сами выразили желание участвовать в эксперименте. Опишите условия и место, в которых происходил сбор данных; все виды соглашений, которые заключались с участниками эксперимента, и выплаты, которые производились; соглашения с Наблюдательными Советами учреждений; информацию о соблюдении этических норм; а также меры безопасности при осуществлении мониторинга испытуемых.

Размер, репрезентативность и возможная погрешность выборки. Наряду со сведениями об испытуемых приведите данные о предполагаемом размере выборки и необходимом количество испытуемых с определенными свойствами, если эти свойства оговаривались в схеме эксперимента. Отметьте, отличается ли сформированная вами выборка по ряду известных признаков от целевых групп населения. Выводы и интерпретации не должны выходить за рамки того, что может гарантировать исследование, проведенное на данной выборке. 

Укажите, как определялся размер выборки (например, анализ репрезентативности и возможной погрешности). Если промежуточный анализ и ограничительные правила были использованы для изменения желаемого размера выборки, опишите методологию и результаты.

При использовании статистики вывода отнеситесь серьезно к мощности статистики, имея в виду ее потенциал для апробации гипотез. Эти соображения связаны с вероятностью обоснованного отклонения ряда гипотез при условии получения определенного альфа-уровня, величины эффекта и погрешности выборки. В связи с этим регулярно предоставляйте доказательства того, что исследование обладает достаточной мощностью для выявления величины эффекта по основным показателям. Будьте также осторожны при обсуждении вопроса о роли, которую играет размер выборки, в тех случаях, когда, нежелательно отвергать нулевую гипотезу (то есть, когда кто-то утверждает, что различия не найдены); при тестировании различных предположений, лежащих в основе принятой статистической модели (например, нормальность, гомогенность дисперсии, однородность регрессии) и при подборе экспериментальной модели.

В качестве альтернативы используйте вычисления на основе заранее установленного уровня точности (ширина доверительного интервала) для определения размера выборки. Используйте результирующие доверительные интервалы для обоснования выводов о погрешности выборки (например, что величина влияния размера выборки ничтожно мала).

Индикаторы и независимые переменные. Включите в раздел «Методы», определение всех первичных и вторичных критериев эффективности и независимых переменных, включая показатели, которые были получены, но не вошли в данную статью. Опишите методы, использовавшиеся для сбора данных (например, письменные опросники, интервью, наблюдения), а также методы, использовавшиеся для повышения качества измерений (например, обучение или повышение квалификации экспертов, оценивающих поведение испытуемых и увеличение количества наблюдений). Предоставьте информацию об использовавшихся измерительных инструментах, включая их психометрические и биометрические свойства, а также доказательства их культурологической валидности.

Схема проведения исследования. В разделе «Методы» укажите схему проведения исследования. Укажите, помещались ли испытуемые в специально созданные условия или наблюдение за ними велось в естественных условиях? Если создавались разные для разных групп испытуемых условия, то, как отбирались испытуемые для экспериментов в этих условиях, путем случайного назначения или использовался другой механизм отбора? Проводилось ли исследование в формате межгруппового или внутригруппового сравнения?

Различные исследовательские проекты требуют разных форм их представления в научных публикациях. Приводя сведения об исследованиях, в которых не использовались варьируемые переменные или коррекционные воздействия (например, наблюдение или изучение естественного процесса развития), обеспечьте достаточно подробное описание процедур исследования, чтобы читатель мог понять все сложные детали исследования и был готов проводить аналогичные исследования.

Варьирование переменных или коррекционное воздействие. Если в исследовании были использованы методы коррекционного воздействия или варьирования переменных, опишите их конкретное содержание. Включите подробную информацию о характере вмешательств или анализируемых переменных, предназначенных  для каждого из эпизодов эксперимента, в том числе для контрольных групп (если таковые имеются) и опишите, как и когда осуществлялось коррекционное воздействие (введение новой переменной).

Описание манипуляций переменными или коррекционных воздействий должно включать ряд обязательных элементов. Тщательно опишите содержание коррекционных воздействий или конкретных манипуляций переменными. Обычно это краткое описание инструкции для участников. Если инструкции не являются стандартными или речь идет о комплексном воздействии, можно привести их дословно в приложении или в дополнительном архиве на сайте. Если инструкция является краткой, ее можно  представить в статье, при условии, что она не перегружает текст и не отвлекает внимание от главной идеи.

Опишите методы манипуляций переменными и сбора данных. Если для оказания воздействия или сбора данных использовался прибор, включите в описание операции, производившиеся с его помощью, номер модели аппарата и производителя (когда это важно, как при нейровизуализационных исследованиях), его основные параметры (например, импульс установки) и разрешение (например, скорость поступления стимула, точность фиксации данных). Как и в описании коррекционных воздействий или экспериментальных манипуляций этот материал может быть представлен в тексте статьи, в приложении к статье или в онлайновый архиве. При необходимости, когда запланированы клинические или педагогические воздействия, необходимо описать, кто осуществлял воздействие, уровень его общей профессиональной подготовки и профессиональной готовности к вмешательствам такого рода. Представьте данные о количестве экспериментаторов, осуществлявших воздействие, среднее и стандартное отклонение в результатах испытуемых, полученных после их воздействий, а также количество испытуемых, на которых оказывалось воздействие каждым из экспериментаторов. 

Предоставьте информацию о: (а) условиях, в которых происходило вмешательство или манипуляция переменными, (b) количестве воздействий и их длительности (т.е., сколько было экспериментальных сессий, эпизодов и событий, связанных с воздействием на испытуемых и какова была их продолжительность), (c) частоте, с который оказывалось воздействие на испытуемых (например,  завершался ли эксперимент с варьированием переменными  после однократной экспериментальной сессии, или участники неоднократно подвергались воздействию, и в этом случае,  каким был временной интервал между первой и последней сессией?) и (d) конкретных действиях  и стимулах, с точки зрения их соответствия задачам исследования. Если название экспериментальной методики переводится с иностранного языка на язык публикации,  опишите конкретный способ перевода (например, обратный  перевод, в котором текст переводится на другой язык, а затем обратно на исходный, чтобы убедиться, что это название является точным эквивалентом соответствующего метода, а его использование гарантирует сопоставимость данных).

Опишите принцип группировки испытуемых при сборе данных (осуществлялось ли воздействие на испытуемых индивидуально, в составе малой или большой группы, например, школьного класса?). Опишите наименьшую единицу воздействия в вашем эксперименте (индивид, рабочая группа, класс), результаты который анализировались с точки зрения величины эффекта. Если единица, используемая для статистического анализа, отличается от единицы, используемой для оказания воздействия, (т.е., отличается от группы, формируемой по принципу рандомности), опишите аналитический метод, используемый для учета этого несовпадения (например, метод стандартного отклонения оценки или метод многоуровневого анализа).

Отбор испытуемых. Укажите сроки, в которые производился отбор испытуемых, и основные локации, в которых он осуществлялся, если это важно. Если ваши данные отличаются от групповых стандартов, оцените каждую группу.

Результаты (3)

В разделе «Результаты» описываются только те данные, которые были получены в исследовании. Излагайте данные максимально подробно, чтобы получить обоснованные выводы и чтобы их подтвердить. Отметьте все полученные результаты, включая те, которые противоречат вашим исходным представлениям; не забудьте упомянуть о малых величинах эффекта (или статистически незначимых коэффициентах), в тех случаях, когда по теории предполагалась большая величина эффекта (или статистически значимые показатели). Не скрывайте неудобные для вас результаты. Не приводите показатели отдельных испытуемых или сырые данные, кроме вариантов, когда анализируется отдельный случай или необходим наглядный пример. Для того чтобы научные данные могли использоваться максимально широким кругом ученых, необработанные данные, включая отдельные характеристики и величины эффекта, используемые в метаанализе, могут размещаться на дополнительных Интернет-сайтах и в электронных архивах.

Статистика и анализ данных. Анализ данных и публикация результатов являются фундаментальными аспектами исследования. Точное, объективное, полное и глубокое изложение обработанных данных (будь то количественный или качественный анализ) должно быть одним из компонентов всех научно-исследовательских работ. Исследователи в области психологии используют разнообразные подходы к анализу данных, и в своем выборе они опираются, прежде всего, на то, в какой мере тот или иной метод подходит для ответа на вопросы, поставленные перед исследованием, и исходя из природы полученных данных. Используемые методы должны соответствовать объему выполненной работы, быть надежными в использовании и обеспечивать четкое и однозначное понимание данных.

Сообщая о результатах, выведенных логическим путем в ходе статистического анализа, или об индексах величины эффекта, приводите достаточную по объему информацию, чтобы помочь читателю точнее представить суть проведенного анализа и рассмотреть альтернативные объяснения результатов этого анализа. Поскольку аналитические приемы выбираются в соответствии с характером анализируемых данных и выдвинутых предположений, невозможно указать, что представляет собой «эффективный набор статистических процедур» для каждого типа анализа. Однако такой набор обычно включает в себя, как минимум, следующие параметры оценки: размер выборки в каждой подгруппе; средние показатели в каждой подгруппе (или частотность явлений для каждой категории испытуемых для категориальных переменных); стандартные отклонения в каждой подгруппе или отклонения показателей подгруппы от показателей всей выборки в целом.

Время от времени информация, которая определяет набор статистических методов, может быть избыточной; в этом случае она может быть размещена в приложении. При анализе данных, полученных в малых выборках, (включая изучение отдельного случая), можно полностью представить сырые данные в виде таблицы или рисунка. Ваша работа может стать частью совокупного знания в той или иной области, если вы представите достаточно полную статистическую информацию, позволяющую включать ваши данные в мета-анализ.

Чтобы читатели могли оценить масштаб или важность выводов исследования, необходимо в разделе «Результаты» использовать данные о величине эффекта. Везде, где можно, сообщайте об интервале доверительности для каждой величины эффекта, чтобы продемонстрировать точность ее оценки. Величины эффекта могут быть выражены в оригинальных единицах (например, среднее количество вопросов, на которые был получен правильный ответ, или кг/месяц, которые анализируются с помощью статистической оценки наклона линии регрессии) и являются наиболее легко воспринимаемыми при описании реакций в разных подгруппах испытуемых. Иногда величину эффекта лучше представлять не в оригинальных единицах, а в стандартизированном виде (например, через d-значение Коэна или стандартизированный коэффициент регрессии). Коэффициент величины эффекта с несколькими степенями свободы зачастую является менее полезным, чем коэффициент величины эффекта с одной степенью свободы, особенно, когда последний является предметом обсуждения. Однако, общий принцип, которым необходимо руководствоваться, состоит в том, чтобы дать читателю достаточно информации, позволяющей ему оценить масштабы наблюдаемого эффекта.

Обсуждение (4)

После представления результатов, вы можете оценивать и интерпретировать их смысл с учетом выдвинутых гипотез. В разделе «Результаты» обобщаются данные исследования и проводится анализ результатов, имеющих отношение к теме дискурса. В разделе «Обсуждение» вы можете анализировать, интерпретировать и оценивать полученные результаты и делать выводы.

Начните раздел «Обсуждение» с четкого заявления о наличии в вашей работе данных, подтверждающих выдвинутые вами основные и дополнительные гипотезы, или об их отсутствии. Если гипотезы не нашли подтверждения, дайте объяснение post hoc (апостериорное, по полученным результатам). Сходство и различия между вашими результатами и результатами других исследователей должны использоваться для контекстуализации, подтверждения и уточнения ваших выводов. В этом разделе не нужно другими словами повторять уже высказанные вами идеи; каждое новое заявление должно дополнять предшествующую интерпретацию и повышать уровень понимания данной проблемы со стороны читателей.

Интерпретируя результаты, вы должны обращать внимание на: (a) источники систематической погрешности, обусловленной субъективным фактором, которые могут искажать индексы внутренней валидности; (b) неточность измерений; (c) общее количество тестов и наличие дублирующих друг друга тестовых заданий; (d) наблюдаемые величины эффекта и (e) другие ограничения и недостатки исследования. Если в исследовании использовалось коррекционное воздействие, обсудите его успешность и опишите механизмы его действия (например, причинно-следственные связи) или альтернативные механизмы. Кроме того, опишите все сложности, с которыми вы столкнулись при осуществлении коррекционных воздействий или экспериментальных манипуляций, а также точность воспроизведения инструкций при проведении этих экспериментов, чтобы исключить несоответствие между запланированной процедурой и ее реализацией. 

Обсудите уровень обобщаемости ваших данных или их внешнюю валидность. Этот критический анализ позволит учесть объективные различия между вашей целевой группой населения и той ее частью, которая вошла в вашу экспериментальную выборку. При описании исследований с коррекционным воздействием обсудите особенности этого воздействия, которые делают их пригодными для условий, отличающихся от экспериментальных, например: какие результаты воздействия замерялись и каким образом (сравните с другими возможными способами измерения); интервал измерения (сколько времени прошло после оказания воздействия и замера его эффективности); использовавшиеся при воздействии стимулы; показатели соблюдения требований; специфические приемы и условия проведения.

Завершите раздел «Обсуждение» обоснованным и оправданным комментарием о важности ваших выводов. Завершающая часть этого раздела может быть не только краткой, но и развернутой, при условии, что текст содержит необходимые доводы, не раздут и не перегружен. В этом разделе вы можете кратко обсудить, почему исследуемая вами проблема имеет важное значение (как указано во введении); какие более сложные проблемы, выходящие за рамки вашей научной области, могут решаться с опорой на полученные вами результаты; и какие перспективные проекты смогут (или не смогут) опираться на ваши данные.

• Какое теоретическое, клиническое или практическое значение имеют результаты вашей работы, и что позволяет вам так думать? Если ваши данные верны и воспроизводимы, какие психологические явления реальной жизни можно объяснить или смоделировать с их помощью? Возможно ли применение этих данных в реальной жизни?

• Какие проблемы остаются нерешенными, или какие новые вопросы возникают после получения вами этих результатов?

Ответы на эти вопросы являются сутью того вклада, который вы внесли в науку своим исследованием, поэтому постарайтесь обосновать для читателей как внутри, так и за пределами вашей научной области, причину, по которой они должны принять ваши выводы. Ваши читатели должны получить четкие, недвусмысленные и прямые ответы.

«Выводы» или «Заключение»

Как правило, по объему не превышает 10% от текста. Включает повторное обобщенное перечисление основных результатов и их значимость (оценку) для науки. Данный раздел должен содержать все ответы на то, что автор заявил в качестве целей и гипотез, а также исследовательских вопросов.

Текст пишется в настоящем времени.

 Приветствуется  (при необходимости) внести раздел, который может содержать дальнейшую исследовательскую программу (в каком направлении должна развиваться данная проблематика), а также описание ограничений

Многочисленные эксперименты

Если вы представляете несколько исследований в одной рукописи, четко обоснуйте для читателя логику и методы каждого исследования. При необходимости  для каждого исследования включите краткое обсуждение результатов или объедините обсуждение с описанием результатов. Всегда проводите полное обсуждение всей проделанной вами работы до самой последней. Включайте в текст одной  статьи описание только концептуально связанных исследований. Структура такой статьи полностью воспроизводит схему, изложенную выше. При описании в одной статье нескольких  экспериментов обозначайте их как эксперимент 1, эксперимент 2 и так далее. Это позволит лучше структурировать статью и будет удобнее для читателя. Разделы «Метод» и «Результаты» (и, в случае необходимости, «Обсуждение») включаются для каждого описываемого экспериментального исследования и располагаются после заголовка Эсперимент 1,2… .

Мета-анализ

Те же факторы, которые привели к выработке публикационных стандартов для научных статей, определяют необходимость аналогичных действий по выработке стандартов по описанию методов и результатов в статьях, посвященных мета анализу. В руководстве по написанию  статей, посвященных исследовательскому синтезу и мета-анализу находятся в (Стандарты публикации мета-анализов - Meta-Analysis Reporting Standards [МARS]: Информация, рекомендованная для включения в рукопись статьи, посвященной мета-анализу) допускается, чтобы в статье, содержащей исследовательский синтез, использовался количественный анализ, с помощью которого могут быть объединены все результаты исследования. Однако многие из пунктов руководства (например, касающиеся материалов вводной части и подбора списка цитируемой литературы) можно применить к статьям  с использованием исследовательского синтеза, даже если мета-анализ в них не осуществлялся. Поскольку это очень специфичный вид исследования, мы не рассматриваем подробно каждый из элементов такой статьи.  Условия и вопросы такой публикации должны быть хорошо известны  исследователям, занимающимся мета-анализом, поскольку они описаны во многих работах.

Обратите внимание, что легкий доступ к электронному хранению информации означает, что не все элементы, перечисленные в руководящих принципах МARS должны в обязательном порядке содержаться в печатных источниках. При написании статьи онлайн архивы журналов можно использовать в качестве источника  дополнительных к печатным изданиям материалов. Этот дополнительный материал может включать, например, список ссылок на исследования или таблицу, содержащую информацию по каждому упоминаемому исследованию, что особенно важно при большом количестве анализируемых источников.  Если количество источников, анализируемых  в статье, относительно невелико (например, около 50 или меньше), электронные источники  должны отображаться в списке литературы и обозначаться звездочкой для легкости идентификации. Если количество статей в мета-анализе превышает 50, то ссылки на статьи следует указать в списке литературы  и дополнительно разместить в онлайн-архиве. Если какая-то работа упоминается в тексте мета-аналитической статьи и результаты этой работы включены в мета-анализ, данная статья должна быть включена и в список литературы, и  в электронный архив, содержащий дополнительные материалы.

Список литературы

Список использованной в статье литературы является  актом признания вклада ученых, занимавшихся этой проблемой ранее. Список литературы используется для документального подтверждения заявлений, сделанных в статье и содержащих информацию, аналогичную упоминаемой в статье, а так же для поддержки собственных интерпретаций и выводов. Список литературы не обязательно должен быть исчерпывающим, но достаточным, чтобы поддержать выводы вашего исследования и помочь читателю определить место вашей работы в контексте предыдущих исследований и теорий. Стандартные процедуры составления списка литературы, позволяют обеспечить его точность, полноту и информативность для исследователей и читателей.

Сноски

Сноски используются для предоставления дополнительных сведений или указания на авторские права.

Смысловые сноски. Смысловые сноски  призваны усилить основную информацию в тексте; они не должны включать сложные, неуместные или ненужные сведения. Поскольку сноски отвлекают внимание читателей, их необходимо использовать только, если они подкрепляют излагаемую информацию. Смысловая сноска может передавать только одну мысль. Если вы обнаружили, что размер сноски достиг объема параграфа, или вы хотели бы включить в текст сноски формулу или уравнение, то, скорее всего, ей место в тексте статьи. Альтернативный повод для использования сноски – указать в ней, что анализируемая информация доступна в качестве дополнительного материала в формате онлайн.  Хорошо написанная статья содержит всю необходимую информацию в тексте статьи и не нуждается в сносках.

Сноски, касающиеся авторских прав. Сноски, связанные с авторскими правами, используются, если вы приводите прямую цитату размером более 500 слов или используете шкалу, тестовые задания, рисунки и таблицы, опубликованные ранее другими авторами. При наличии у вас официального разрешения первого автора на их  использование, укажите это в сноске. При необходимости использовать такого рода материал, автор статьи должен получить официальное разрешение на их использование у держателя авторских прав.  Пронумерованные сноски обычно используются для предоставления исходного материала в виде длинных цитат в тексте статьи. Для таблиц автор исходного материала обычно указывается в примечаниях к таблице, а для рисунков, он указывается в конце заголовка. Используйте приведенную ниже формулировку для указания о наличии у вас разрешения автора на использование его материалов.

Приложения и дополнительные материалы

Иногда, материал, который дополняет содержание статьи, может отвлекать внимание читателей или быть не вполне уместным в тексте статьи. Материал этого типа может быть включен в разделы Приложение или Дополнительные материалы, причем Приложение всегда является элементом  печатной версии статьи, а Дополнительные материалы могут размещаться в онлайн архиве, которым располагают печатные издания. 

Приложения. В целом, Приложение подходит для материалов, которые кратко излагают информацию и которые легко представить в печатном виде. Примерами материалов, пригодных для включения в Приложение являются: (а) список стимульных материалов (например, используемых в психолингвистических исследованиях), (b) подробное описание части комплексного оборудования, (c) список статей, содержащих исходные данные для мета анализа, но непосредственно не упоминаемых  в тексте статьи и (d) детальное описание демографических характеристик субпопуляций, задействованных  в исследовании,  а также  другие подробные и/или сложные для описания  сведения, отмеченные в этой главе при описании публикационных стандартов.

Если  ваша рукопись содержит только одно приложение, озаглавьте его просто как Приложение.  Если в вашей рукописи более одного приложения, обозначьте каждое из них прописной буквой по алфавиту (Приложение А, приложение B, и т.д.,) в том порядке, в котором оно упоминается в основном тексте. Каждое Приложение должно иметь название. В тексте статьи  делайте ссылку на уже пронумерованные Приложения (см. Приложения A и B для подтверждения).

Как и заглавие в тексте статьи, Приложение может иметь заголовок и подзаголовок,  а также содержать таблицы, рисунки  и уравнения. Пронумеруйте таблицы и рисунки в каждом Приложении, чтобы использовать эту нумерацию в тексте статьи; указывайте номер таблицы после буквенного обозначения Приложения (например, таблица Al). В единственном Приложение, которое не обозначено буквой, делайте ссылки на номер таблицы, рисунка или  уравнения с указанием буквы A, чтобы отличить эти таблицы от таблиц в основном тексте статьи.  Все таблицы и рисунки должны содержаться в Приложении  в пронумерованном виде в порядке их упоминания в тексте статьи. Если одна таблица представляет собой Приложение целиком, то расположенная по центру буква и название таблицы, являются ее меткой в тексте статьи. Старайтесь, чтобы каждая таблица была отдельным приложением. Если несколько таблиц (без теста) включаются в одно приложение, пронумеруйте их. Располагайте каждое Приложение на отдельной странице.  В верхней части страницы по центру наберите слово «Приложение» и его буквенное обозначение (А,В,С и т.д.) .  Набирайте текст в Приложении с выравниванием по левому полю после отступа.

Дополнительные материалы. Электронные архивы для хранения дополнительных материалов на вебсайтах журналов подходят для размещения тех материалов, которые удобнее использовать, если они доступны для прямого скачивания, а также материалы, которые трудно представить в стандартной печатной форме. Примерами материалов, пригодных для включения в онлайн архивы могут быть: (а) длинные компьютерные коды, (b) сведения о математических и вычислительных моделях, (c) аудио или видео клипы, (d) негабаритные таблицы, (е) протоколы занятий с коррекционными воздействиями, (f) массивы основных или дополнительных данных, (g) расширенное описание  методологии и (h) цветные графики. Поскольку это содержание может быть полезным для определенной области исследования, многие издатели делают все возможное, чтобы ознакомить с ним  широкую общественность, поэтому размещают  этот материал на веб-сайтах журналов и дают ссылку на него в публикуемой статье. Эти файлы (как и приложение) затем становятся частью журнальной статьи и  не могут быть дополнены, изменены или удалены.

Материалы, предназначенные для  включения в Интернет архивы, должны быть представлены в форматах, являющихся доступными для большинства читателей. Следующие мультимедийные форматы, как правило, доступны для многих пользователей и являются предпочтительными:

-        Word, PDF, HTML

-        Таблицы -Excel, Word, HTML, XHTML, XML

-        аудио и видеo-AVI, MPG, Quicktime, MP3

-        анимация GIF, JPEG, Flash

-        изображения GIF, JPEG, TIFF

Реже используемые  файловые форматы TeX, LaTeX, поддерживаемые сценарии на стороне клиента или сервера (например, Java, CGI), исполняемые файлы и приложения являются приемлемыми, но могут быть менее полезны для читателей, которые не имеют доступа к специализированным программам. Многие пользователи отказываются иметь дело с исполняемыми файлами или работать с системами, которые отказывают в доступе к ним.

Включайте Приложение или Дополнительные материалы к статье, только если они помогают читателю понять, оценить или повторить исследование, а также, если они содержат теоретическую аргументацию. Убедитесь, что были соблюдены все соответствующие этические стандарты для Приложения и Дополнительных материалов, включая защиту авторских прав, точное представление данных и защиту прав человека (например, видео клипы с изображением человека).

Информационно-аналитическое управление ФГБОУ ВО МГППУ, 2015 г.
iadep@mgppu.ru 


 

Дополнительные материалы

ХАРАКТЕРИСТИКИ КАЧЕСТВА РУКОПИСИ

Перевод «Preparing Manuscripts for Publication in Psychology Journals: A Guide for New Authors», Characteristics of a Strong Manuscript, pp. 6-11

American Psychological Association, 2010

Прежде чем описывать особенности хорошей рукописи, кратко рассмотрим проблемы, свойственные слабым текстам. Бартол (Bartol, 1983, цит. по Eichorn & VandenBos, 1985) выявляет следующие основные недостатки:

-        недостаточный обзор литературы

-        неуместное и неточное цитирование

-        неясное введение

-        неопределенные цели исследования

-        неверное описание выборки

-        неадекватность используемых методов

-        неполное описание процедуры получения данных

-        неясный статистический анализ

-        некорректное применение статистических методов

-        слабое осмысление и обсуждение полученных результатов

-        выводы, не обоснованные фактическими данными

-        плохой стиль изложения

-        чрезмерный объем текста

Стернберг (Sternberg, 1988) приводит список заблуждений относительно рукописей научных статей, который может помочь начинающим авторам избежать часто встречающихся ошибок.

Помимо наиболее серьезных недостатков, описанных выше, Купферсмид и Уандерли (Kupfersmid and Wonderly, 1994) привлекают внимание к отсутствию актуальности и научного вклада в целом ряде статей, которые, в действительности, были опубликованы в профессиональных журналах. Очевидно, что подготовка сильного эмпирического исследования или обзора, который действительно вносит вклад в развитие научного знания, требует тщательного обдумывания и планирования на каждой стадии исследования и написания статьи.

Ниже приводятся особенности содержания и стиля, характеризующие качество рукописи и влияющие на ее оценку в ходе процесса рецензирования. Более подробно все аспекты рассмотрены в Справочнике автора APA (Publication Manual (APA, 2010)). Справочник является более полным сводом рекомендаций по сравнению с настоящим руководством и содержит детальную информацию как относительно содержательных аспектов рукописи, так и ее стиля (APA Style), который является стандартом не только для психологии, но и для широкого круга дисциплин.

Содержание статьи

Важнейшими аспектами, по которым оценивается качество статьи, и которые составляют ее основу, являются поставленная научная проблема, способы ее концептуализации и обоснованность методов, при помощи которых она исследуется, оценивается и интерпретируется. Исходя из этого, последовательно рассмотрим основные разделы рукописи. Более глубокое описание признаков хорошей научной статьи интересующийся читатель может найти в Справочнике автора APA (APA, 2010, см. также Bem, 2004; Hengl & Gould, 2006; Kupfersmid & Wonderly, 1994; Sternberg, 1988).

Название и аннотация. Название и аннотация – ключевые элементы, которые информируют читателя о содержании рукописи и, как правило, из всех разделов привлекают самое широкое внимание. Хагган (Haggan, 2003) отмечает тенденцию к увеличению информативности названий и аннотаций, характеризуя их как «статьи в миниатюре», которые в современном динамичном мире, перегруженном информацией, «должны расширять представления читателя о мире» (с. 312). С учетом высокой значимости названия, мы призываем авторов творчески и с умом подходить к выбору названия, которое привлечет внимание читателя и позволит ему составить ясное представление о содержании статьи.

Аналогично, аннотация прочитывается гораздо большей аудиторией, чем полный текст среднестатистической статьи. Аннотация играет важную роль, кратко описывая гипотезу, план исследования и полученные результаты, а также представляет статью в базах данных. Часто читатели именно на основании аннотации решают, стоит ли глубже погружаться в ту или иную статью. Таким образом, качественная аннотация, которая отражает проблему исследования и его результаты, будет побуждать читателей узнать о них больше. Не будет преувеличением сказать, что «хорошо подготовленная аннотация может быть самым важным разделом статьи» (APA, 2010, p. 26).

В некоторых журналах используются структурированные аннотации, в которых методика исследования, выборка, результаты и выводы описываются в отдельных разделах. Независимо от того, разделяются ли формально данные элементы, авторы должны включать все эти аспекты исследования в аннотацию и приводить всю информацию аккуратно, последовательно, безоценочно.

Введение. Хорошо написанное введение знакомит читателя с изучаемой проблемой и формирует контекст исследования. При постановке проблемы автор должен четко охарактеризовать актуальность нового исследования данного вопроса, помещая свою работу в контекст имеющегося знания и ранее проведенных теоретических и эмпирических работ по данной теме. Обязательства перед финансирующими организациями требуют того, чтобы авторы аккуратно ссылались на работы других. Нет необходимости детально описывать все предшествующие исследования, однако наиболее актуальные и релевантные должны быть упомянуты. Суолс и Фик (Swales and Feak, 2004) приводят четыре ключевых аспекта введения научной статьи, рекомендуя авторам:

-        описать актуальное состояние исследований по данной проблеме;

-        обобщить предыдущие работы, вписав их в более широкий контекст и подчеркнув актуальность проведения нового исследования;

-        подготовить фундамент для собственной работы, указав на требующие прояснения аспекты и поставив проблему исследования;

-        представить свое исследование, его цели, задачи и план.

В соответствии с такой логикой автор определяет гипотезы исследования и соответствие им выбранного экспериментального плана и процедур.

Методика. Как в количественных, так и в качественных исследованиях использование адекватных методов, дизайна исследования, определения выборки, проводимых измерений и статистического анализа является критичным для методически корректной работы. Кэлфи и Валенсия (Calfee and Valencia, 2007) характеризуют хорошо спланированное исследование как ясное и четкое.

Достоверность исследования зависит от четкости его методологии, то есть использования адекватных, валидных и непредвзятых методов формирования выборки, инструментария, процедур и анализа данных. В четко описанном исследовании автор должен удостовериться в том, что:

  • зависимые переменные свободны от смешений (напр., проконтролирован уровень образования участников);
  • способы формирования выборки и отбора испытуемых адекватны целям исследования;
  • процедуры измерения надежны и валидны для оценки интересующих автора характеристик;
  • статистические методы анализа адекватны, достаточно проработаны и аккуратно использованы для того, чтобы верно описать полученные эмпирические данные.

В идеале раздел «Методика» должен быть написан в ясном стиле, так чтобы другие исследователи могли воспроизвести процедуру. Стремясь к этому, автор должен тщательно описать методы формирования выборки, особенности испытуемых, проведенные измерения, аппаратуру и процедуру исследования. Критерии подбора испытуемых и последствия их отсева должны особо подчеркиваться. Автор должен со всей тщательностью описать выборку, ее демографические характеристики, в том числе те, которые могли каким-либо образом повлиять на результат (например, социоэкономический статус). Данная информация позволит читателю представить особенности данной выборки и оценить степень возможного обобщения полученных результатов на генеральную совокупность. Использованный методический инструментарий также должен быть детально описан, включая замечания о его надежности и валидности; должна быть приведена ссылка на его авторов и все изменения, внесенные в исходную процедуру. В четко проработанном исследовании автор эксплицитно описывает дизайн, план и методы анализа, упоминая, проводилось ли систематическое варьирование факторов, либо они изменялись естественным образом; разделялись ли испытуемые по группам случайно; варьировались ли факторы по внутригрупповому или межгрупповому плану (APA, 2010).

Результаты и обсуждение. Раздел «Результаты» должен включать описание полученных данных и их анализа, который следует из процедуры исследования. Все результаты должны быть описаны, включая и те, получение которых не ожидалось авторами изначально. Авторы должны включать как описательные статистики, так и тесты значимости. В Руководстве автора APA приводится информация о тестах статистической значимости, включая проверку нулевой гипотезы, величину эффекта, доверительные интервалы, процедуры статистического вывода и дополнительные методы анализа.

В разделе «Обсуждение» авторы оценивают и интерпретируют полученные результаты. Данный раздел должен начинаться с утверждения о том, подтвердилась ли по результатам проведенного исследования исходная гипотеза. Если гипотеза не была подтверждена, авторы могут привести возможные объяснения этому. Обсуждая результаты, авторы должны указать на потенциальные источники необъективности, побочных влияний и других возможных причин нарушения внутренней валидности, неточность измерения, общее количество тестов или их частичного совпадения, величину эффекта и другие слабые стороны исследования (APA, 2010, p. 35).

Ограничения полученных результатов и обсуждение их значимости должно завершать данный раздел. Намечая пути дальнейших исследований, авторы могут предложить возможные рекомендации. Чем конкретнее эти рекомендации, тем они ценнее. Как заметил Скелтон (Skelton, 1994), зачастую исследователи заканчивают свои рукописи рекомендациями, которые «слишком общие, чтобы быть реализованными, или слишком глобальные, требующие решения как минимум на уровне правительства» (p. 459).

Таблицы и графики. Таблицы и графики чрезвычайно важны для визуализации больших объемов информации и для демонстрации взаимосвязей данных. Непрерывное развитие инструментов создания высококачественной графики предоставляет авторам большую гибкость и дополнительные возможности иллюстрации полученных результатов. Такие инструменты позволяют донести информацию в визуально привлекательном виде, облегчающем понимание читателем статистических сравнений или оценки временных трендов. Авторы должны избегать дублирования информации, вместо этого выбирая один наиболее понятный способ представления данных ­– путем текстового описания, в форме таблиц или графиков.

Этические принципы. Планируя и проводя исследование, необходимо познакомиться с этическими принципами психолога и правилами поведения (“Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct” (APA, 2002)), а также с этическими требованиями учреждения, в котором проводится исследование. Этический кодекс APA требует утверждения протокола исследования этическим комитетом организации и получения информированного письменного согласия на участие в исследовании от всех испытуемых. Выполнение этих требований должно быть указано в разделе «Методика». Кроме того, исследователям необходимо соблюдать нормы поведения при проведении экспериментальных процедур и измерений на человеке. При необходимости должен быть проведен полный дебрифинг, о чем должно быть указано в рукописи.

Стиль. В понятие стиля научной статьи может входить несколько аспектов. Отдельно будет рассматриваться стиль оформления и стиль построения текста. Хорошая статья показывает уверенное владение автором научным стилем изложения. Тарди и Суолс (Tardy and Swales, 2008) так описывают стили письменной речи:

Письменная речь строится в соответствии с культурно предпочтительными формами, которые структурируют ее и оказывают влияние на ее внутреннюю логику. Как на глобальном, так и на локальном уровне, эти структурирующие силы возникают не случайно; напротив, они существуют для обеспечения легкости ориентации как автора, так и читателя (p. 565).

Изучение особенностей жанра позволит улучшить качество рукописи, сделать ее более обоснованной. При описании эмпирического исследования, пожалуй, наиболее очевидная особенность – следование стандартной структуре научной статьи, а именно включение всех или большинства разделов: Введение; Методика; Результаты; Обсуждение. Однако, помимо организации разделов текста выделяется еще целый ряд как общих, так и более частных особенностей исследовательской статьи.

Качество рукописи эмпирической статьи основано на ее связности и внутренней согласованности. Эти аспекты текста проявляются в связи с логикой самого исследования. Типичная статья, в которой описано эмпирическое исследование в области психологии, следует стандартной структуре разделов, описанной выше, однако, логически связная статья не обязательно должна соблюдать такую структуру, но прежде всего, отражать логику полученных результатов. Как показал Бем в своем описании эмпирической статьи,

Вы можете написать два типа статей: (а) ту, которую вы предполагали написать, когда планировали исследование, и (б) ту, которая логически вытекает из полученных вами данных. Они редко будут совпадать, и правильным будет вариант (б) (Bem, 2004, p. 186).

Несмотря на то, что внешне статья должна подчиняться логике последовательного движения от гипотезы к полученным результатам, внутренняя структура рукописи должна соответствовать теоретическому подходу, которого придерживается автор. Как отмечает Стернберг (Sternberg, 1988), «Факты всего лишь служат доказательству теорий: они позволяют уточнить, подтвердить или опровергнуть тот или иной подход. Они являются проверкой валидности идей» (p. 4). Соответственно, сильная статья должна быть организована таким образом, чтобы на передний план выдвигались ключевые моменты, за которыми следуют более частные или менее важные (Bem, 2004).

Учитывая важность избирательного представления результатов, необходимо излагать факты объективно – как подтверждающие позицию автора, так и опровергающие ее. «Исследователи требуют безупречной честности при изложении полученных результатов. Без нее научное сообщество разрушится» (Sternberg, 1988, p. 5).

Дополнительную информацию относительно аккуратного, точного и четкого написания исследовательских статей можно получить в главе 3 Руководства автора, в которой обсуждаются такие вопросы как целостность изложения, связующие элементы, точность, выбор терминологии и грамматические аспекты. Другим источником полезной информации является веб-сайт www.apastyle.org.

Информационно-аналитическое управление ФГБОУ ВО МГППУ, 2015 г.
iadep@mgppu.ru 

 

 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика