Концепция П.Боски о жизненных стилях трудовых мигрантов

1026

Аннотация

В исследованиях польского ученого Павла Боски (P. Boski) феномен экономической миграции рассмотрен в связи с этнокультурными особенностями мигрантов. Автор выдвинул гипотезу о ведущей роли трудовой занятости и финансового благополучия в процессе адаптации и выделил, в связи с этими факторами, четыре стиля жизни, свойственные экономическим мигрантам. Также им определена роль бережливости как самостоятельного фактора, влияющего на модель миграционного поведения

Общая информация

Ключевые слова: аккультурация, жизненный стиль мигранта, экономический мигрант, этнокультурные особенности

Рубрика издания: Социальная психология

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2015040304

Для цитаты: Боголюбская Л.А. Концепция П.Боски о жизненных стилях трудовых мигрантов [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 3. С. 32–35. DOI: 10.17759/jmfp.2015040304

Полный текст

 
 

Среди важнейших аспектов в социально-экономическом развитии Российской Федерации на современном этапе — возможность использования миграционных процессов при решении стратегически важных задач государственного управления. Поэтому использование позитивного потенциала трудовых мигрантов может стать важным аспектом в регулировании данных процессов.

Исследованию эффективности адаптации мигранта к новым этнокультурным условиям посвящено большое количество научных трудов отечественных и зарубежных специалистов. Изучение адаптационных процессов и механизмов аккультурации показало, что их успешность зависит не только от личностных качеств мигрантов, но и от особенностей принимающей культуры, разнообразия контактов, степени вовлеченности в новую среду, в том числе от их трудоустроенности.

В целом, изучение феномена аккультурации длится на протяжении последних сорока лет и является одним из наиболее актуальных исследований в области кросс- культурной психологии. Различные исследования, проведенные в русле этой тематики, показывают, что ключевым понятием в данном вопросе является интеграция.

Интеграция двух культурных систем в рамках индивидуальной психики является наиболее социально­желательным идеалом (как условие для мирного сосуществования) и психологически жизнеспособной возможностью для мигрантов и других групп населения, вовлеченных в межкультурный контакт.

Так, Дж. Берри (J.W. Berry) представил теорию о том, что интеграция это наиболее предпочтительный выбор среди моделей аккультурации [2]. Когда у мигранта есть заинтересованность в поддержании самобытной культуры с одновременной вовлеченно­стью его во взаимодействие с другими группами, то интеграция принимается как альтернатива культурной сепарации, имеющая под собой вполне подходящее основание. При этом члены этнокультурной группы стремятся участвовать в качестве составной части в более крупных социальных общностях [2].

Согласно доминирующей точке зрения кросс- культурной психологии, аккультурация является главной целью для всех категорий мигрантов в течение относительно длительного периода времени их нахождения в принимающей стране. Однако здесь стоит отметить, что описанная модель далеко не универсальна для всех культур и этнических общностей.

Исследования польского ученого П. Боски (P. Boski) показали, что важным фактором в процессе аккультурации становятся культурные особенности и этноспе- цифические различия мигрантов. Этот исследователь рассматривает понятие «экономические мигранты», акцентируя внимание на том, что стратегическое значение для трудовых мигрантов приобретает финансовая сторона, а не желание интегрироваться в принимающее сообщество.

Трудовые мигранты обычно прибывают из стран, где материальные и жизнеобеспечивающие стандарты жизни ниже, чем в принимающих странах. Они настроены на то, чтобы вырваться из нищеты, найти работу, улучшить условия жизни, помочь своим семьям. В ранние сроки пребывания они испытывают стресс скорее от социально-экономических факторов, а не от культурных, вследствие необходимости выживания в нестабильных условиях: поиск, сохранение и потеря рабочего места, физическая усталость, выработка новой модели управления своими финансами [4].

Под руководством П. Боски был проведен ряд кросс-культурных исследований, в которых были задействованы группы испытуемых, относящихся к различным этническим общностям. Им была выдвинута гипотеза о центральной роли трудовой занятости в процессах экономической миграции и связанных с ней стилях жизни.

Жизненные стили трудовых мигрантов — комплекс субъективных представлений трудовых мигрантов об основных жизненных задачах, связанных с миграцией и характером их решения.

Отдельным фактором была определена бережливость и ее связь с субъективным благополучием среди различных этнических групп трудовых мигрантов.

П. Боски в своей концепции описал четыре типа жизненного стиля, свойственных экономическим (трудовым) мигрантам: эвдемония, гедонизм, самопожертвование, отчуждение. Для достижения своих приоритетных целей мигранты должны быть настроены на увеличение сбережений, работая с полной отдачей на любой работе, а также путем уменьшения текущих расходов. Такой стиль жизни называется самопожертвованием. При этом мигранты надеются, что преодоление нынешних трудностей позволит улучшить жизнь в дальнейшем.

Самопожертвование является доминирующим образом жизни среди трудовых мигрантов, особенно это свойственно для тех приезжих, которые выполняют низкоквалифицированную работу [4].

Как известно, у самопожертвования есть две концептуальные противоположности, которые составляют поле субъективного благополучия и счастья. Одна из них — гедонизм, другая — эвдемония.

Гедонизм — это поведение, связанное с этической позицией, утверждающей наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения. То есть подразумевается, что удовольствие «здесь и сейчас» становится направляющей всей деятельностью человека и формирует его жизненные принципы [1].

Основными чертами эвдемонического образа жизни обычно считаются: реализация субъектом своего личностного потенциала, полное функционирование и осмысленная жизнь. Эвдемония или полноценное, по-настоящему счастливое существование признается чуть ли не единственной альтернативой «скатыванию» человека к потребительской, гедонистической погоне за легкодоступными удовольствиями по мере роста материального благосостояния [1].

Последний в классификации Боски стиль жизни называется отчуждение — человек не видит ни смысла, ни цели, не испытывает удовольствия от самой жизни.

П. Боски показал, что, поскольку социальные контакты с местным большинством являются важными показателями интеграции в принимающее сообщество, тяжелая работа, добросовестное отношение к выполняемому труду тормозят такую интеграцию.

Может возникнуть ситуация, когда некоторые экономические цели трудовых мигрантов могут вступать в конфликт с интеграцией, которая, согласно теории Дж. Берри, понимается как наиболее желательная форма процесса аккультурации в более широкой перспективе.

Это происходит вследствие того, что экономические цели приоритетны для трудовых мигрантов, поэтому интеграция, как одна из форм аккультурации, является достаточно энергозатратной, а трудовые мигранты гораздо более настроены на зарабатывание денег, поэтому данная ситуация становится «побочным эффектом выбранной стратегии» [4].

В рамках проведенного исследования, опираясь на предложенные им четыре стратегии формирования стилей жизни трудовых мигрантов, П. Боски сформулировал их основные конфигурации в контексте трудовой деятельности:

•     Эвдемония. Моя работа — это моя страсть; я считаю, что моя работа способствует моему развитию.

•    Самопожертвование. Не важно, какую работу я выполняю, важно, сколько я заработаю; с каждым днем увеличиваются мои накопления, что приближает меня к достижению желаемых целей.

•    Гедонизм. Хорошая жизнь для меня — это жизнь, полная удовольствий; удовольствия дают мне ощущение счастья.

•     Отчуждение. Я думаю, что моя карьера ведет в никуда; я не вижу никаких смыслов в выполнении своей работы.

В одном из своих исследований П. Боски проводит изучение ряда аспектов, связанных с трудовой деятельностью, образом жизни и отношением к личным финансам (бережливость—расточительность).

Опираясь на теорию культурных измерений Г. Хофстеде, который показал, что долгосрочная ориентация представителей пост-конфуцианской культуры (например, этнических вьетнамцев), склонных проявлять настойчивость и бережливость, направлена на будущие вознаграждения. Была выдвинута гипотеза о том, что по сравнению со славянскими коллегами, вьетнамские трудовые мигранты готовы прилагать больше усилий в трудовой деятельности, демонстрируют большую бережливость, чтобы увеличить свои сбережения, а также, что их субъективное благополучие в большей степени зависит от связанного с работой образа (стиля) жизни [4].

Результаты данного, кросс-культурного исследования показали, что вьетнамские трудовые мигранты работают на десять часов в неделю больше, чем их славянские коллеги, однако они при этом считают нагрузку гораздо менее утомительной. Экономия является одним из приоритетов в их жизни, причем в ущерб контактам с принимающим населением, на что может не быть ни времени, ни сил, ни желания тратить деньги. Кроме того, они показали большую степень выраженности эвдемонии, осознавая больше смысла в самопожертвовании. Восточнославянские трудовые мигрантов в Польше не отличаются в этом отношении от образа жизни польских трудовых мигрантов в Ирландии. Таким образом, были найдены существенное культурные различия в характере адаптации трудовых мигрантов из Юго-Восточной Азии и Центрально-Восточной Европы [4].

Рассмотренные два стиля жизни противоположны — это эвдемония для вьетнамцев, способствующая субъективному благополучию, и гедонизм для восточнославянских мигрантов. Предполагалось, что самопожертвование будет отражать суть в состоянии мигрантов: работа, которая не поддерживает внутреннюю мотивацию или удовлетворение, но является источником дохода для формирования накоплений для будущих удовольствий. Эта гипотеза не подтвердилась.

При этом, учитывая работы других исследователей (например, G. Hofstede), П. Боски указывает, что на родине вьетнамцы демонстрируют еще более высокий уровень склонности к эвдемонии [4].

Таким образом, П. Боски предпринял попытку привлечь внимание к столь важной, но малоизученной проблеме изучения этнопсихологических особенностей экономических (трудовых) мигрантов.

Во многих кросс-культурных исследованиях не были учтены экономические аспекты психологии миграционных процессов, которые являются характерной особенностью миллионов людей, решивших изменить страну пребывания для улучшения своих материальных условий.

Исследования П. Боски показали: чтобы изменить сложившуюся ситуацию, необходимо учитывать предложенную им психологическую модель экономической миграции, демонстрирующую особенности определенных этнических групп в готовности к интенсивности трудовой деятельности и своеобразие подхода к вопросам бережливости.

Кроме того, как видно, психологические изменения, которые появляются в ходе миграционных процессов, не обязательно являются продуктами межкультурных контактов, возможно, это последствия принципиально разных стилей жизни, свойственных определенным этническим группам, таких как стремление упорно трудиться и экономить деньги.

В заключение, П. Боски указывает: вполне возможно, что социально-экономическая адаптация преобладает в начале процесса миграции, когда аккультурация является побочным продуктом повседневных усилий в ситуации выживания. Позже, когда принимаются и осуществляются жизненно необходимые решения для постоянного пребывания в новой стране, аккультурация может занимать более значимую позицию среди различных психосоциальных процессов.

Таким образом, ознакомившись с основными положениям и понятиями концепции «жизненных стилей экономических (трудовых) мигрантов» П. Боски, можно подчеркнуть, что в психологической модели экономической миграции необходимо учитывать особенности определенных этнических групп в готовности к интенсивности трудовой деятельности и своеобразие подхода к вопросам бережливости.

Кроме того, психологические изменения в ходе миграционных процессов не обязательно являются продуктами межкультурных контактов. Возможно, это последствия принципиально разных стилей жизни, свойственных определенным этническим группам, таких как стремление упорно трудиться и экономить средства.

Литература

  1. Левит Л.З. Эвдемония: жизнь для героя [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 1. С. 69–77. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2013/n1/ 58045.shtml (дата обращения 11.03.2015 г.)
  2. Boski P. Five Meanings of Integration in Acculturation Research // International Journal of Intercultural Relations. 2008. Vol. 32. № 2. P. 142–153. doi: 10.1016/j.ijintrel.2008.01.005
  3. Boski P. A Psychology of Economic Migration // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2013. Vol. 44, № 7. Р. 1067-1093. doi: 10.1177/0022022112471895

Информация об авторах

Боголюбская Людмила Александровна, педагог-психолог, ОАНО «Школа права и экономики», аспирант факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, e-mail: bogolubskaya@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1788
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1026
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0