Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7667Ключевые слова 18545 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие инклюзивных практик в зарубежных и отечественных школах в 90-е годы ХХ в. 338

Челнокова Т.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры теоретической и инклюзивной педагогики, факультет психологии и педагогики, ЧОУ ВО Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова, Казань, Россия, nauka@ieml.ru
Климко Н.В., доцент кафедры теоретической и инклюзивной педагогики, факультет психологии и педагогики, Казанский Инновационный Университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Россия, nklimko@ieml.ru
Паранина Н.А., кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и инклюзивной педагогики, факультет психологии и педагогики, Казанский Инновационный Университет имени В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Калуга, Россия, paranina@ieml.ru

Аннотация

Начало становления инклюзивной практики в зарубежных странах пришлось на 80-90-е годы прошлого столетия; этому старту в немалой мере содействовало принятие международных актов о защите образовательных прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Опыт инклюзии последних десятилетий XX и начала XXI вв. был развит научными школами в сфере образования. Авторы рассматривали разные аспекты проблемы становления инклюзивного образования: компетентностную подготовку педагогов к работе с разными детьми (Т. Брендон, Д. Чарлтон, Дж.-Р. Ким и др.); сущность педагогической рефлексии при обучении особенных детей (Дж. Ричард); отношение к детям с особыми потребностями со стороны их здоровых сверстников (Р. Бонд, Э. Кастагнер); влияние инклюзии на здоровых детей (Б. Павлович). В России активное развитие инклюзивных практик начинается с принятием ФЗ «Об образовании в РФ» №273-фз от 29.12. 2012 г., когда новая модель образования лиц с ОВЗ приобрела правовой статус. Однако внедрение инклюзивного образования в школах России сопряжено с множеством сложностей, для разрешения которых необходим не только анализ истории становления инклюзивных практик, но и ретроспективный взгляд на зарождение и развитие процесса инклюзии в мире в 90-е годы ХХ в. В статье рассмотрены новые явления в системе российского образования в сопоставлении с мировыми тенденциями последних десятилетий прошлого столетия. В этот время в России появляются классы педагогической поддержки, в которых есть дети, прошедшие психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК); начинает развиваться служба школьного психолога; в содержание нового направления воспитания, обозначенного как толерантное, включена система мероприятий по формированию у школьников понимания особенностей лиц, имеющих те или иные нарушения развития. Мы полагаем, что проведение параллелей между собственным прошлым и настоящим, анализ зарубежных инклюзивных практик могут помочь в преодолении преград на пути развития инклюзивного образования в России

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Ай-трекинговые коммуникаторы как ассистивная технология средство нейрореабилитации [Электронный ресурс] / Захарченко Д.В. [и др.] // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. Т. 12. № 1. С. 28–32. URL: https://applied-research.ru/pdf/2017/12-1/11957.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование: история и современность. M: Педагогический университет «Первое сентября», 2013. 33 с.
  3. Алехина С.В. Принцип инклюзии в контексте изменения образовательной практики [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16. URL: http://psyjournals.ru/files/68736/pno_2014_1_alehina.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  4. Винблад О. Инклюзивное образование в Швеции [Электронный ресурс] // Психолог в школе. 2013. Пилотный номер № 0. С. 21–26. URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_22_0_5501.pdf (дата обращения: 26.01.18).
  5. Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями: доступность и качество (Саламанка, Испания, 7–10 июня 1994 г.) [Электронный ресурс] // Нешкольное образование. URL: http://www.notabene.ru/down_syndrome/Rus/salamanka.html (дата обращения: 26.01.2018).
  6. Дорохова Т.С. О значимости принципа историзма в методологии истории социальной педагогики [Электронный ресурс] // Концепт. 2014. № 25. С. 1–5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-znachimosti-printsipa-istorizma-v-metodologii-istorii-sotsialnoy-pedagogiki (дата обращения: 15.02.2018).
  7. О введении должности психолога в учреждениях народного образования [Электронный ресурс]: Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1898 года № 16 // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/499082622 (дата обращения: 29.01.18).
  8. О специальных классах выравнивания для детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс]: Инструктивное письмо Министерства просвещения РСФСР от 03.06.88 г. № 10-136-6 // Гарант: Информационно-правовое обеспечение. URL: http http://base.garant.ru/70356188/ (дата обращения: 15.02.2018).
  9. Об утверждении Примерного положения о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях [Электронный ресурс]: Приказ Минобразования РФ от 08.09.1992 N 333 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты российской федерации. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minobrazovanija-rf-ot-08091992-n-333/ (дата обращения: 15.02.2018).
  10. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 // Гарант: Информационно-правовое обеспечение. URL: http://base.garant.ru/70466462/ (дата обращения: 15.02.2018).
  11. Преемственная система инклюзивного образования. В 2-х томах. Т. 1. Ретроспектива и теория инклюзивного образования / А.В. Тимирясова [и др.]. Казань: Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), 2016. 291 с.
  12. Ряписова А.Г. Инклюзивное образование как системная инновация [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 7–20. URL: http://vestnik.nspu.ru/article/2269 (дата обращения: 26.01.2018).
  13. Самохин И.С., Соколова Н.Л., Сергеева М.Г. Содержание основных понятий инклюзивного образования [Электронный ресурс] // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 311‒317. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-osnovnyh-ponyatiy-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 15.02.2018).
  14. Сигал Н.Г. Современное состояние и тенденции развития инклюзивного образования за рубежом: Дисс. … канд. пед. наук: 13. 00. 01. Казань, 2016. 210 с.
  15. Сорокина Е.А. Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических исследованиях [Электронный ресурс] // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (35). С. 45–49. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2017/3_35/vestnik_3,_2017.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  16. Bond R., Castagnera E. Peer Supports and Inclusive Education: An Underutilized Resource // Theory Into Practice. 2006. Vol. 45. № 3. P. 224–229. doi:10.1207/s15430421tip4503_4
  17. Brandon T., Charlton J. The lessons learned from developing an inclusive learning and teaching community of practice // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 1. С. 165–178.
  18. Cronis T., Ellis D. Issues facing special educators in the new millenium // Education. 2000. Vol. 120. № 4. P. 639–648.
  19. Deno E. Special education as developmental capital // Exceptional children. 1970. Vol. 37. № 3. P. 229–237. doi:10.1177/001440297003700306
  20. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers’ attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 3. P. 355–377. doi:10.1080/13603110903030097
  21. Mariga L., McConkey R. Inclusive Education in low-income countries: a resource book for teacher educators, parents trainers and community development workers. University of Cape Town, 2014. 136 p.
  22. Meijer C. Inclusive education and effective classroom practices. European Agency for Development in Special Needs Education. Middelfart, 2001. 273 p.
  23. Niemeyer M. The right to inclusive education in Germany [Электронный ресурс] // The Irish Community Development Law Journal. 2014. Vol. 3. № 1. P. 49–64. URL: http://www.right-to-education.org/sites/right-to-education.org/files/resource-attachments/Mona_Niemeyer_Right_to_Inclusive_Education_Gemany_2014.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  24. Nirje B. The normalization principle and its human management implications // Changing patterns in residential services for the mentally retarded / Eds. Robert B. Kugel, Wolf Wolfensberger. Washington, President's Committee on Mental Retardation, 1969. P. 179–195.
  25. Nirje B. The Normalization Principle and Its Human Management Implications [Электронный ресурс] // The International Social Role Valorization Journal. 1994. Vol. 1. № 2. P. 19–23, URL: https://canonsociaalwerk.eu/2008_inclusie/The%20Normalization%20Principle%20and%20Its%20Human%20Management%20Implications.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  26. Pawlowic B. The effects of inclusion on general education students [Menomonie, WI]: University of Wisconsin-Stout, 2001. 28 p.
  27. Pritchard D.G. The Development of Schools for Handicapped Children in England during the Nineteenth Century // History of Education Quarterly. 1963. Vol. 3. № 4. P. 215–222. doi:10.2307/366951 (дата обращения: 15.02.2018).
  28. Richards G. I feel confident about teaching, but «SEN» scares me: moving from anxiety to confidence // Teaching and learning in diverse and inclusive classrooms: Key issues for new teachers. London and New York, 2011. P. 89–101.
  29. Solemn Declaration of Gender Equality in Africa / Union africaine // Mary Robinson Foundation: Climate Justice. 2004. 3 c. URL: https://www.mrfcj.org/pdf/Solemn_Declaration_on_Gender_Equality_in_Africa.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  30. The Dakar Declaration on Another Development with Women // Development Dialogue. 1982. Vol. 1. № 2. P. 11–16.
  31. The Dakar Framework for Action [Электронный ресурс]: Education for All: Meeting our Collective Commitments: Adopted by the World Education Forum Dakar, Senegal, 26-28 April 2000 / Eds. B.U. Peppler. Paris: UNESCO, 2000. 62 p. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0012/001211/121147e.pdf (дата обращения: 15.02.2018).
  32. Yell M.L., Rogers, D., Rogers E.L. The legal history of special education, what a long, strange trip it’s been! // Remedial and Special Education. 1998. Vol. 19. № 4. P. 219–228. doi:10.1177/074193259801900405
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика