Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения 118

Шеманов А.Ю., доктор философских наук, ведущий научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология», Городской ресурсного центр по развитию инклюзивного образования Института проблем инклюзивного образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, ajshem@mail.ru
Екушевская А.С., кандидат философских наук, магистрант, старший научный сотрудник, Научно-методический центр, Институт проблем инклюзивного образования, Москва, Россия, a.ekushevskaya@gmail.com

Аннотация

В статье анализируются: понятие инклюзивной культуры и методология ее определения и формирования, попытки применения этой методологии в различных странах (США, Великобритания, Испания, Новая Зеландия, Австралия). В международной практике инклюзия в образовании строится на основе формирования инклюзивной культуры образовательной организации, лежащей в основе инклюзивной политики и практики. Инклюзивная культура в рамках организационного подхода определяется как совокупность разделяемых ценностей, способствующих созданию в организации инклюзивного сообщества. При этом ключевое значение имеет изменение разделяемых ценностей (в направлении принятия разнообразия обучающихся и их образовательных потребностей) на уровне базовых допущений членов образовательной организации, а не на уровне простой декларации ценностей. На характер инклюзивной политики и практики влияет лежащее в основе инклюзивных ценностей понимание социальной справедливости и равенства. В современном дискурсе инклюзии это понимание опирается главным образом на социально-конструктивистский подход, что обусловливает предпочтения в понимании социальной справедливости и равенства в возможностях получения образования и связанные с этими предпочтениями риски. В заключение указывается на необходимость баланса задач образования и инклюзии с целью минимизации рисков, связанных с различными вариантами достижения равенства в доступности образования

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: Практическое пособие. М.: Перспектива, 2007. 124 с.
  2. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. Москва: Академический проект, 2003. 528 с.
  3. Лебедев О.Е. Конец системы обязательного образования? // Вопросы образования. 2017. № 1. С. 230–259.
  4. Фрумин И.Д. Основные подходы к проблеме равенства образовательных возможностей [Электронный ресурс] // Сборник портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. № 2011-1. URL: https://psyjournals.ru/pj/2011_1/42598.shtml (дата обращения: 19.02.2018).
  5. Abbott C. E-inclusion: Learning Difficulties and Digital Technologies [Электронный ресурс]. Bristol: Futurelab Education, 2007. 36 p. URL: https://www.spectronics.com.au/conference/2010/pdfs/E-inclusion%20-%20Learning%20Difficulties%20and%20Digital%20Technologies.pdf (дата обращения: 19.02.2018).
  6. Ainscow M., Sandill A. Developing inclusive education systems: the role of organisational cultures and leadership // International Journal of Inclusive Education. 2010. Vol. 14. № 4. P. 401–416. doi:10.1080/13603110802504903
  7. Booth T., Ainscow M. Index for inclusion: Developing learning and participation in schools [Электронный ресурс]. Bristol, United Kingdom: Centre for Studies on Inclusive Education. 2002. 102 p. URL: http://www.eenet.org.uk/resources/docs/Index%20English.pdf (дата обращения: 17.02.2018).
  8. Carrington S., Elkins J. Comparison of a traditional and an inclusive secondary school culture // International Journal of Inclusive Education. 2002. Vol. 6. № 1. P. 1–16. doi:10.1080/13603110110061754
  9. Clarke H., McKay S. Disability, partnership and parenting // Disability and Society. 2014. Vol. 29. № 4. P. 543–555. doi:http://dx.doi.org/10.1080/09687599.2013.831745 (дата обращения: 17.02.2018).
  10. Connor D.J., Ferri B.A. The conflict within: resistance to inclusion and other paradoxes in special education // Disability and Society. 2007. Vol. 22. № 1. P. 63–77. doi:10.1080/09687590601056717
  11. Corbett J. Teaching approaches which support inclusive education: a connective pedagogy // British Journal of Special Education. 2001. Vol. 28. № 2. P. 55–59. doi:10.1111/1467-8527.00219
  12. Dupré M. Disability Culture and Cultural Competency in Social Work // Social Work Education. 2012. Vol. 31. № 2. P. 168–183. doi:10.1080/02615479.2012.644945
  13. Ferri B.A. Inclusion in Italy: What happens when everyone belongs // Disability and the politics of education: An international reader / Eds. S. Gabel and S. Danforth. New York: Peter Lang Publishers, 2008. 667 p.
  14. Gopaldas A., DeRoy G. An intersectional approach to diversity research // Consumption Markets and Culture. 2015. Vol. 18. № 4. P. 1–32. doi: https:10.1080/10253866.2015.1019872
  15. Hehir T. Policy foundations of universal design for learning // A policy reader in universal design for learning / Eds. D.T. Gordon, J.W. Gravel, L.A. Schifter. Cambridge, MA: Harvard Education Press. 2009. P. 35–45.
  16. Inclusive cultures, policies and practices in Spanish compulsory secondary education schools: teachers’ perceptions in ordinary and specific teaching contexts / O. Moliner [et al.] // International Journal of Inclusive Education. 2011. Vol. 15. № 5. P. 557–572. doi:10.1080/13603110903165158
  17. Moliner Miravet L., Moliner García O. The role of teachers’ shared values and objectives in promoting intercultural and inclusive school cultures: a case study // International Journal of Qualitative Studies in Education. 2013. Vol. 26. № 10. P. 1373–1386. doi:10.1080/09518398.2012.731535
  18. McMaster C. Inclusion in New Zealand: The potential and possibilities of sustainable inclusive change through utilising a framework for whole school development // New Zealand Journal of Educational Studies. 2015. Vol. 50. № 2. P. 239–253. doi:10.1007/s40841-015-0010-3
  19. National Center on Universal Design for Learning [Электронный ресурс]. Wakefield, MA: CAST, 2012. URL: http://www.udlcenter.org/ (дата обращения: 16.02.2018).
  20. Paliocosta P., Blandford S. Inclusion in school: a policy, ideology or lived experience? Similar findings in diverse school cultures // Support for Learning. 2010. Vol. 25. № 4. P. 179–186. doi:10.1111/j.1467-9604.2010.01464.x
  21. Riddell S. Social justice, equality and inclusion in Scottish education // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2009. Vol. 30. № 3. P. 283–296. doi:10.1080/01596300903036889
  22. Slee R. Beyond special and regular schooling? An inclusive education reform agenda // International Studies in Sociology of Education. 2008. Vol. 18. № 2. P. 99–116. doi:10.1080/09620210802351342
  23. The UDL Guidelines [Электронный ресурс] // CAST. URL: http://udlguidelines.cast.org/?utm_medium=web&utm_campaign=none&utm_source=udlcenter&utm_content=site-banner (дата обращения: 16.02.2018).
  24. Trainor A.A. Using Cultural and Social Capital to Improve Postsecondary Outcomes and Expand Transition Models for Youth With Disabilities // The Journal of Special Education. 2008. Vol. 42. № 3. P. 148–162. doi:10.1177/0022466907313346
  25. Zollers N.J., Ramanathan A.K., Yu M. The relationship between school culture and inclusion: How an inclusive culture supports inclusive education // International Journal of Qualitative Studies in Education. 1999. Vol. 12. № 2. P. 157–174. doi:10.1080/095183999236231
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика