Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7777Ключевые слова 18863 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Потребность в познании: сравнительный анализ различных исследовательских и психодиагностических подходов 23

Шепелева Е.А., кандидат психологических наук, cтарший научный сотрудник, сектор диагностики одаренности, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e_shep@rambler.ru
Валуева Е.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ekval@list.ru
Лаптева Е.М., кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ek.lapteva@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу отечественных и зарубежных подходов к исследованию и диагностики потребности в познании. Приводятся результаты работ, демонстрирующих актуальность диагностики потребности в познании у школьников для прогнозирования их успеваемости в школе, с увлеченностью и удовольствием от умственных усилий. Анализируются взаимосвязи потребности в познании с когнитивными способностями. Обсуждаются перспективы исследования развития потребности в познании в зависимости от специфики индивидуальной семейной среды ребенка. Приводятся результаты первичной апробации в России онлайн-версии шкалы потребности в познании Ж. Качиопо с соавторами (2013), анализируются психометрические свойства онлайн-версии методики в авторском переводе в сравнении с имеющейся бланковой версией методики. В приложении представлен авторский русскоязычный перевод методики.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. М.: МИОО, 2005. 176 с.
  2. Войскунский А.Е. Интернет как пространство познания: психологические аспекты применения гипертекстовых структур [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология 2017. Т. 6. № 4. С. 720. URL: http://psyjournals.ru/files/91116/jmfp_2017_n_4_Voiskounsky.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
  3. Ермаков С.С., Юркевич В.С. Развитие познавательной потребности у школьников в процессе обучения [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2. № 2. С. 87–100. URL: http://psyjournals.ru/files/61179/jmfp_2013_2_n7_Ermakov.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
  4. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М.: Генезис, 2009. 440 с.
  5. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. М: Институт психологии РАН, 2011. 464 с.
  6. Щебетенко С.А. Психометрика русской версии шкалы потребности в познании // Вестник Пермского университета: Философия. Психология. Социология. 2011. № 6. C. 88–100.
  7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996. 136 с.
  8. Юркевич В.С. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьника // Вопросы психологии. 1980. № 2. С. 83–92.
  9. Bertrams A., Dickhäuser O. High-school students' need for cognition, self-control capacity, and school achievement: Testing a mediation hypothesis // Learning and Individual Differences. 2009. Vol. 19. № 1. P. 135–138. doi:10.1016/j.lindif.2008.06.005
  10. Bruinsma J., Crutzen R. A longitudinal study on the stability of the need for cognition // Personality and Individual Differences. 2018. Vol. 127. № 6. P. 151–161. doi:10.1016/j.paid.2018.02.001
  11. Cacioppo J., Petty R. The need for cognition // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. № 1. P. 116–131. doi:10.1037/0022-3514.42.1.116
  12. Cacioppo J.T., Petty R.E., Kao C.F. Need for Cognition Scale [Электронный ресурс] // MIDSS. 2013. URL: http://www.midss.org/sites/default/files/ncogscale.pdf (дата обращения: 19.10.2018).
  13. Cacioppo J.T., Petty R.E., Kao C.F. The efficient assessment of need for cognition // Journal of Personality Assessment. 1984. Vol. 48. № 3. Р. 306–307. doi:10.1207/s15327752jpa4803_13
  14. Comparison of ability tests administrated online and in the laboratory / J.M. Ihme [et al.] // Behavior Research Methods. 2009. Vol. 41. № 4. P. 1183–1189. doi:10.3758/BRM.41.4.1183
  15. Da S., Ar O. Cognitive capacity limitations and Need for Cognition differentially predict reward-induced cognitive effort expenditure // Cognition. 2017. Vol. 172. P. 101–106. doi:10.1016/j.cognition.2017.12.004
  16. Damian R.I., Roberts B.W. The associations of birth order with personality and intelligence in a representative sample of U.S. high school students // Journal of Research in Personality. Elsevier Inc. 2015. Vol. 58. P. 96–105. doi:10.1016/j.jrp.2015.05.005
  17. Gagné F. Transforming gifts into talents: the DMGT as a developmental theory // High Ability Studies. 2004. Vol. 15. № 2. P. 119–147. doi:10.1080/1359813042000314682
  18. Lovecky D.V. Exploring social and emotional aspects of giftedness in children // Roeper Review. 1992. Vol. 15. № 1. P. 18–25. doi:10.1080/02783199209553451
  19. Meier E., Vogi C., Preckel F. Motivational characteristics of students in gifted classes: The pivotal role of need for cognition // Learning and Individual Differences. 2014. Vol. 33. P. 39–46. doi:10.1016/j.lindif.2014.04.006
  20. Modeling the links between need for cognition and the acquisition of a complex skill / E.A. Day [et al.] // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 42. № 2. P. 201–212. doi:10.1016/j.paid.2006.06.012
  21. Need for cognition is related to higher general intelligence, fluid intelligence, and crystallized intelligence, but not working memory / B.D. Hill [et al.] // Journal of Research in Personality. 2013. Vol. 47. № 1. P. 22–25. doi:10.1016/j.jrp.2012.11.001
  22. Nussbaum E.M. The effect of goal instructions and need for cognition on interactive argumentation // Contemporary Educational Psychology. 2005. Vol. 30. № 3. P. 286–313. doi:10.1016/j.cedpsych.2004.11.002
  23. Preckel F. Assessing need for cognition in early adolescence: Validation of a German adaption of the Cacioppo // Petty Scale. European Journal of Psychological Assessment. 2014. Vol. 30. P. 65–72. doi:10.1027/1015-5759/a000170
  24. Preckel F., Götz T., Frenzel A.C. Ability grouping of gifted students: Effects on academic self-concept and boredom // British Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 80. № 3. P. 451–472. doi:10.1348/000709909X480716
  25. Preckel F., Holling H., Vock M. Academic underachievement: Relationship with cognitive motivation, achievement motivation, and conscientiousness //d Psychology in the Schools. 2006. Vol. 43. № 3. P. 401–411. doi:10.1002/pits.20154
  26. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students' academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychological Bulletin. 2012. Vol. 138. № 2. P. 353–387. doi:10.1037/a0026838
  27. Rohrer J.M., Egloff B., Schmukle S.C. Examining the effects of birth order on personality // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2015. Vol. 112. № 46. P. 14224–14229. doi:10.1073/pnas.1506451112
  28. Tidwell P.S., Sadowski C.J., Pate L.M. Relationships between need for cognition, knowledge, and verbal ability // Journal of Psychology: Interdisciplinary and Applied. 2000. Vol. 134. № 6. P. 634–644. doi:10.1080/00223980009598242
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика