Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь 43

Юркевич В.С., кандидат психологических наук, руководитель Городского ресурсного центра одаренности в Московском городском психолого-педагогическом университете, Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru

Аннотация

Рассматривается проблема связи интеллектуальной одаренности (общего интеллекта), с одной стороны, и социального развития, с другой. Анализ экспериментальных данных обнаруживает весьма противоречивую картину. Если одни исследования указывают на определенное единство умственной и социальной стороны развития одаренного ребенка и на его благополучие в социальном отношении, то другая часть исследователей приводит факты значительных трудностей одаренных детей и взрослых в ситуациях социальных контактов. В статье рассматриваются причины таких противоречий, главная из которых – наличие двух разных вариантов (типов) возрастного развития умственно одаренных детей. Если в одном случае – это своего рода «сверхполноценные» дети, развивающиеся весьма гармонично, в том числе и с точки зрения социальных навыков, то в другом - это проблемные дети, у которых отмечается явная диссинхрония развития, проявляющаяся в резком отставании эмоционального и социального развития от умственной сферы

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1960. 216 с.
  2. Монкс Франц, Ипенбург Ирен Одаренные дети. М.: Когито-центр, 2014. 132 с.
  3. Саламанкская Декларация, принятая Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество // Материалы Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество. Саламанка, Испания, 1994 г.
  4. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. №4. С. 74–86. URL: http://psyjournals.ru/files/24496/psyedu_2009_n4_Yurkevich.pdf (дата обращения : 06.07.2018).
  5. Cross L. Tracy, Swiatek Ann Mary Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting: A Longitudinal Study // Gifted Child Quarterly. 2009. Vol. 53. № 1. P. 25–33. doi:10.1177/0016986208326554
  6. Csikszentmihayi М. The evolving self. N. Y., 1993 не нашла
  7. Dabrowski K. Theory of Levels of Emotional Development. Vol. 1: Multilevelness and Positive Disintegration. New York, 1977. 241 p.
  8. Davis G.A., Rimm S.B., Siegle D. Education of the gifted and talented (6th Ed). Essex (UK): Pearson, 2014. нет страниц
  9. Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during the preschool period: results of the EDEN mother–child cohort / H. Peyre [et al.] // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 366–371. doi:10.1016/j.paid.2016.02.014
  10. Figen Akca Talented and average intelligent children's levels of using emotional intelligence [Электронный ресурс] // Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. P. 553–558. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/82175354.pdf (дата обращения : 06.07.2018).
  11. Geake John, Gross U.M. Teachers’ Negative Affect Toward Academically Gifted Students. An Evolutionary Psychological Study // Gifted Child Quarterly. 2008. Vol. 52. № 3. doi:10.1177/0016986208319704
  12. Gignac Gilles E., Darbyshire Joey, Ooi Michelle Some people are attracted sexually to intelligence: A psychometric evaluation of Sapiosexuality // Intelligence. 2018. Vol. 66. P. 98–111. doi:10.1016/j.intell.2017.11.009
  13. Gross Miraca U.M. The "Me" Behind the Mask: Intellectually Gifted Students and the Search for Identity // Roeper Review. 1998. Vol. 20. № 3. doi:10.1080/02783199809553885
  14. High intelligence: A risk factor for psychological and physiological overexcitabilities / Ruth I. Karpinskia [et al.] // Intelligence. 2018. Vol. 66. P. 8–23. doi:10.1016/j.intell.2017.09.001
  15. Hollingworth L.S. Gifted children. Their nature and nurture. New York, 1926. нет страниц, город другой
  16. Hugo Franck, Peyre Ramus, Melchior Maria Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during the preschool period: Results of the EDEN mother–child cohort // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 366–371. doi:10.1016/j.paid.2016.02.014
  17. Kanazawaa Satoshi, Kovarb Jody L. Why beautiful people are more intelligent // Intelligence. 2004. Vol. 32. № 3. P. 227–243. doi:10.1016/j.intell.2004.03.003
  18. Lovecky V. Deirdre The moral sensitivity of gifted children and the evolution of society // Roeper review. 1994. Vol. 17. № 2. P. 110–116. doi:10.1080/02783199409553636
  19. Miller Alice. Prisoners of childhood: The drama of the gifted child and the search for the true self. New York: Basic Books, 1981. нет страниц
  20. Murphya Nora A., Judith A. Hall Intelligence and interpersonal sensitivity: A meta-analysis // Intelligence. 2011. Vol. 39. № 1. P. 54–63. doi:10.1016/j.intell.2010.10.001
  21. Radford J. Child development and exceptional early achivers. N. Y., 1990. нет страниц
  22. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth // Handbook of giftedness in children / Ed. S.I. Pfeiffer. NY: Springer, 2008. P. 33–51.
  23. Silverman L.K. Asynchronous development // The social and emotional development of gifted children: what do we know? Proofrock Press, 2002. P. 31–37.
  24. Solon Idan S. How intelligence mediates liberalism and prosociality // Intelligence. 2014. Vol. 47. P. 44–53. doi:10.1016/j.intell.2014.08.009
  25. Stolarskia Maciej, Jasielska Dorota, Zajenkowskia Marcin Are all smart nations happier? Country aggregate IQ predicts happiness, but the relationship is moderated by individualism–collectivism // Intelligence. 2015. Vol. 50. P. 153–158. doi:10.1016/j.intell.2015.04.003
  26. Storfer M. D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisko, 1990. нет страниц
  27. Swiatek M.A. An empirical investigation of the social coping strategies used by gifted adolescents [Электронный ресурс] // Gifted Child Quarterly. 1995. Vol. 39. № 3. P. 154–160. URL: http://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/001698629503900305 (дата обращения : 06.07.2018).
  28. Terman L.M. Genetic studies of genius. Vol. I. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford University Press, 1926. нет страниц
  29. Tongran Liua, Tong Xiao, Jiannong Shiac Fluid intelligence and neural mechanisms of conflict adaptation // Intelligence. 2016. Vol. 57. P. 48–57. doi:10.1016/j.intell.2016.04.003
  30. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching / Ed. M.С. Wittrock. N. Y., 1986. P. 630–647.
  31. Üzeyir Ogurlu Relationship between Cognitive Intelligence, Emotional Intelligence and Humor Styles [Электронный ресурс] // International Online Journal of Educational Sciences. 2015. Vol. 7. № 2. P. 15–25. URL: https://pdfs.semanticscholar.org/1048/498c84d536e750846b8258b0147a04f75a15.pdf (дата обращения : 06.07.2018).
  32. Wai Jonathan Investigating America's elite: Cognitive ability, education, and sex differences // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 4. P. 203–211. doi:10.1016/j.intell.2013.03.005
  33. Winner E. The origins and ends of giftedness // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 159–169. doi:10.1037/0003-066X.55.1.159
  34. Yurkevich V.S., Davidovich B.M. Russian strategies for talent development-stimulating comfort and discomfort // Handbook of gifted education (Third edition). Rutledge Companion to Gifted Education. L., 2008. нет страниц
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика