Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 89Рубрики 51Авторы 7730Ключевые слова 18767 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Интеллектуальная одаренность и социальное развитие: противоречивая связь 119

Юркевич В.С., кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия, vinni-vi@mail.ru

Аннотация

Рассматривается проблема связи интеллектуальной одаренности (общего интеллекта), с одной стороны, и социального развития, с другой. Анализ экспериментальных данных обнаруживает весьма противоречивую картину. Если одни исследования указывают на определенное единство умственной и социальной стороны развития одаренного ребенка и на его благополучие в социальном отношении, то другая часть исследователей приводит факты значительных трудностей одаренных детей и взрослых в ситуациях социальных контактов. В статье рассматриваются причины таких противоречий, главная из которых – наличие двух разных вариантов (типов) возрастного развития умственно одаренных детей. Если в одном случае – это своего рода «сверхполноценные» дети, развивающиеся весьма гармонично, в том числе и с точки зрения социальных навыков, то в другом - это проблемные дети, у которых отмечается явная диссинхрония развития, проявляющаяся в резком отставании эмоционального и социального развития от умственной сферы

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Лейтес Н.С. Об умственной одарённости. Москва: Академия педагогических наук РСФСР, 1960.216 с.
  2. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. Москва: Когито-центр, 2014. 132 с.
  3. Саламанкская Декларация и рамки действий по образованию лиц: Принятые Всемирной Конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: Доступ и качество: Саламанка, Испания, 7–10 июня 1004 г. / Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Министерство по вопросам образования и науки Испании. Саламанка, 1994. 40 с.
  4. Юркевич В.С. Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2009. №4. С. 74–86. URL: http://psyjournals.ru/files/24496/psyedu_2009_n4_Yurkevich.pdf (дата обращения : 06.07.2018).
  5. Cross L. Tracy, Swiatek Ann Mary Social Coping Among Academically Gifted Adolescents in a Residential Setting: A Longitudinal Study // Gifted Child Quarterly. 2009. Vol. 53. № 1. P. 25–33. doi:10.1177/0016986208326554
  6. Csikszentmihayi М. The evolving self: A psychology for the third millennium. New York, NY : HarperCollins Publishers, 1993. 358 p.
  7. Dabrowski K. Theory of Levels of Emotional Development. Vol. 1. Multilevelness and Positive Disintegration. New York: Dabor Science Publications, 1977. 241 p.
  8. Davis G.A., Rimm S.B., Siegle D. Education of the gifted and talented (6th Ed). Essex (UK): Pearson, 2011. 562 p.
  9. Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during the preschool period: results of the EDEN mother–child cohort / H. Peyre [et al.] // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. № 2. P. 366–371. doi:10.1016/j.paid.2016.02.014
  10. Figen A. Talented and average intelligent children's levels of using emotional intelligence // Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 5. P. 553–558. doi:10.1016/j.sbspro.2010.07.141
  11. Geake J., Gross U.M. Teachers’ Negative Affect Toward Academically Gifted Students. An Evolutionary Psychological Study // Gifted Child Quarterly. 2008. Vol. 52. № 3. doi:10.1177/0016986208319704
  12. Gignac G.E., Darbyshire J., Ooi M. Some people are attracted sexually to intelligence: A psychometric evaluation of Sapiosexuality // Intelligence. 2018. Vol. 66. P. 98–111. doi:10.1016/j.intell.2017.11.009
  13. Gross M U.M. The "Me" Behind the Mask: Intellectually Gifted Students and the Search for Identity // Roeper Review. 1998. Vol. 20. № 3. doi:10.1080/02783199809553885
  14. Hollingworth L.S. Gifted children: Their nature and nurture. New York: The Macmillan company, 1926. 374 p.
  15. Hugo Franck, Peyre Ramus, Melchior Maria Emotional, behavioral and social difficulties among high-IQ children during the preschool period: Results of the EDEN mother–child cohort // Personality and Individual Differences. 2016. Vol. 94. P. 366–371. doi:10.1016/j.paid.2016.02.014
  16. Kanazawaa Satoshi, Kovarb Jody L. Why beautiful people are more intelligent // Intelligence. 2004. Vol. 32. № 3. P. 227–243. doi:10.1016/j.intell.2004.03.003
  17. Karpinskia Ruth I. [et al.] High intelligence: A risk factor for psychological and physiological overexcitabilities / // Intelligence. 2018. Vol. 66. P. 8–23. doi:10.1016/j.intell.2017.09.001
  18. Lovecky V. Deirdre The moral sensitivity of gifted children and the evolution of society // Roeper review. 1994. Vol. 17. № 2. P. 110–116. doi:10.1080/02783199409553636
  19. Miller Alice. Prisoners of childhood: The drama of the gifted child and the search for the true self. New York: Basic Books, 1981. 128 p.
  20. Murphya Nora A., Judith A. Hall Intelligence and interpersonal sensitivity: A meta-analysis // Intelligence. 2011. Vol. 39. № 1. P. 54–63. doi:10.1016/j.intell.2010.10.001
  21. Radford J. Child development and exceptional early achivers. New York: Free Press, 1990. 255 p.
  22. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth // Handbook of giftedness in children / Ed. S.I. Pfeiffer. New York: Springer, 2008. P. 33–51.
  23. Silverman L.K. Asynchronous development // The social and emotional development of gifted children: what do we know? / Eds. Sally M. Reis, Nancy M. Robinson. Waco: Prufrock Press, 2002. P. 31–37.
  24. Solon I.S. How intelligence mediates liberalism and prosociality // Intelligence. 2014. Vol. 47. P. 44–53. doi:10.1016/j.intell.2014.08.009
  25. Stolarskia M.,Jasielska D., Zajenkowskia M. Are all smart nations happier? Country aggregate IQ predicts happiness, but the relationship is moderated by individualism–collectivism // Intelligence. 2015. Vol. 50. P. 153–158. doi:10.1016/j.intell.2015.04.003
  26. Storfer M.D. Intelligence and giftedness: the contribution of heredity and early environment. San Francisko: Wiley, 1990. 636 p.
  27. Swiatek M.A. An empirical investigation of the social coping strategies used by gifted adolescents // Gifted Child Quarterly. 1995. Vol. 39. № 3. P. 154–160. URL: doi:10.1177/001698629503900305
  28. Terman L.M. Genetic studies of genius. Vol. 1. Mental and physical traits of a thousand gifted children. Stanford: Stanford University Press, 1926. 648 p.
  29. Tongran Liua, Tong Xiao, Jiannong Shiac Fluid intelligence and neural mechanisms of conflict adaptation // Intelligence. 2016. Vol. 57. P. 48–57. doi:10.1016/j.intell.2016.04.003
  30. Torrance E.P. Teaching creative and gifted learners // Handbook of research on teaching / Ed. M.С. Wittrock. N.Y., 1986. P. 630–647.
  31. Üzeyir O. Relationship between Cognitive Intelligence, Emotional Intelligence and Humor Styles // International Online Journal of Educational Sciences. 2015. Vol. 7. № 2. P. 15–25. doi:10.15345/iojes.2015.02.003
  32. Wai J. Investigating America's elite: Cognitive ability, education, and sex differences // Intelligence. 2013. Vol. 41. № 4. P. 203–211. doi:10.1016/j.intell.2013.03.005
  33. Winner E. The origins and ends of giftedness // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1. P. 159–169. doi:10.1037/0003-066X.55.1.159
  34. Yurkevich V.S., Davidovich B.M. Russian strategies for talent development-stimulating comfort and discomfort // The Routledge international companion to gifted education / Eds. Tom Balchin, Barry Hymer, Dona J. Matthews. London: Rutledge. 2009. P. 101–114.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика