Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Социальное взаимодействие одаренных детей в гомогенной и гетерогенной образовательной среде 75

Доний Е.И., аспирант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, kido06_86@mail.ru

Аннотация

Вопрос о социальном взаимодействии одаренных детей со сверстниками вызывает много споров у специалистов в области одаренности. Известно, что такое взаимодействие благоприятно влияет на интеллектуальное развитие и социальный рост, способствует развитию большого набора социальных умений и навыков. Одаренные дети могут устанавливать хорошие отношения со сверстниками, особенно в начальной школе. В то же время, такие дети могут испытывать ощущение отчужденности и ненужности, иметь трудности при создании и поддержке отношений со сверстниками. Образовательная среда (гомогенная и гетерогенная) играет свою роль в обучении одаренных детей и имеет как достоинства, так и недостатки. Понимание природы социального взаимодействия помогает при разработке необходимых вмешательств, направленных на адаптацию одаренного ребенка. Цель работы – анализ зарубежных исследований социального статуса, образовательной среды и социального взаимодействия одаренных детей со сверстниками; представление результатов эмпирического исследования социального статуса и социального взаимодействия одаренных детей начальной школы при выполнении совместной работы/игры, проведённого автором в Голландии с помощью социометрического и поведенческого анализа (Instrument Observational Protocol for Interactions within the Classroom (OPINTEC-v.5). По результатам исследования один из восьми участников исследования стал наиболее отчужденным, пять из восьми участников оказались популярны среди своих сверстников, причем двое из пяти стали наиболее популярными – один при выполнении совместного задания, другой – при совместной игре. При выполнении совместного задания и совместной игре одаренные дети выбирали одаренных и обычных сверстников для взаимодействия и установили близкие отношения с ними. При выполнении совместного задания одаренные дети чаще взаимодействовали с популярными сверстниками и со сверстниками нейтрального социального статуса, а во время совместной игры – со сверстниками нейтрального социального статуса. В отношении социального взаимодействия, зафиксированы только паттерны, подтверждающие наличие социальной эффективности и социального соответствия при взаимодействии со сверстниками

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Adams-Byers J., Whitsell S.S., Moon S.M. Gifted students' perceptions of the academic and social/emotional effects of homogeneous and heterogeneous grouping // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48. № 1. P. 7–20. URL: doi: 10.1177/001698620404800102
  2. Asher S.R., McDonald K.L.The behavioral basis of acceptance, rejection, and perceived popularity [Электронный ресурс] // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 232–242. URL: https://www.researchgate.net/profile/Kristina_McDonald/publication/232523645_The_behavioral_basis_of_acceptance_rejection_and_perceived_popularity/links/0a85e534fdff69e6b0000000.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
  3. Bain S.K., Bell S.M. Social self-concept, social attributions, and peer relationships in fourth, fifth, and sixth graders who are gifted compared to high achievers // Gifted Child Quarterly. 2004. Vol. 48. № 3. P. 167–178. doi:10.1177/001698620404800302
  4. Cadenas M., Borges A. The assessment of change in social interaction through observation // AcciónPsicológica. 2017. Vol. 14. № 1. P. 121–136. doi:10.5944/ap.14.1.16224
  5. Cillessen A.H.N. Sociometric methods // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 82–100.
  6. Coleman L.G. The power of specialized educational environments in the development of giftedness: the need for research on social context // Journal for the Education of the Gifted. 2014. Vol. 37. № 1. P. 70–80. doi: 10.1177/001698629503900307
  7. Davis G.A, RimmS.B, SiegleD. Education of the gifted and talented. Essex (UK): Pearson, 2014. 576 p.
  8. Eide H., Quera V., Finset A. Exploring rare patient behavior with sequential analysis: an illustration // Epidemiologia e PsichiatriaSociale. 2003. Vol. 12. № 2. P. 109–114. doi:10.1017/S1121189X00006175
  9. Fabes R.A., Martin C.L., Hanish L.D. Children’s behaviors and interactions with peers // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 45–62.
  10. Hartup W.W. Critical issues and theoretical viewpoints // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 3–20.
  11. Ladd G.W. Trends, travails, and turning points in early research on children’s peer relationships: legacies and lessons for our time? // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 20–45.
  12. Lee S-Y., Olszewski-KubiliusP., Thomson D.T. Academically gifted students’ perceived interpersonal competence and peer relationships // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56. № 2. P. 90–104. doi:10.1177/0016986212442568
  13. Lince: multiplatform sport analysis software / B. Gabín [et al.] // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 46. P. 4692–4694. doi:10.1016/j.sbspro.2012.06.320
  14. Lubinski D. From Terman to Today: A Century of Findings on Intellectual Precocity // Review of Educational Research. 2016. Vol. 86. № 4. P. 900–944. doi:10.3102/0034654316675476
  15. Neihart M. Achievement/affiliation conflicts in gifted adolescents // RoeperReview. 2006. Vol. 28. № 4. P. 196–202. doi:10.1080/02783190609554364
  16. Newcomb A.F., Bukowski M., Pattee L. Children’s peer relations: A metaanalytic review of popular, rejected, neglected, controversial, and average sociometric status // Psychological Bulletin. 1993. Vol. 113. № 1. P. 99–128.
  17. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth [Электронный ресурс] // Handbook of giftedness inchildren: psycho-educational theory, research, and best practices / Ed. S.I. Pfeiffer. NY: Springer, 2008. P. 33–51. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2F978-0-387-74401-8.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
  18. Rodríguez A., Morera D. La representación sociométrica individual // El sociograma. Estudio de las relaciones informales en las organizaciones / Eds. A. Rodriguez, D. Morera. Madrid: Pirámide, 2001. 178 p.
  19. Rodríguez Naveiras E. Profundo: Un instrumento para la evaluación de proceso de un programa de altas capacidades: Tesis Doctoral. La Laguna, 2011. 439 p.
  20. Rose-Krasnor L., Denham S. Social-emotional competence in early childhood // Social, emotional, and personality development in context. Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, W.M. Bukowski, B. Laursen. NY: Guilford Press, 2009. P. 162–179.
  21. Rubin K.H., Bukowski M.W., Laursen B. Social, emotional, and personality development in context. Handbook of peer interactions, relationships, and groups. NY: The Guilford Press, 2009. 672 p.
  22. Rubin K.H., Bukowski W., Parker J. Peer interactions, relationships, and groups // Handbook of child psychology: social, emotional, and personality development / Ed. N. Eisenberg. NY: Wiley, 2006. P. 571–645.
  23. Santoyo V.C. Behavioral assessment of social interactions in natural settings // European Journal of Psychological Assessment. 1996. Vol. 12. № 2. P. 124–131. doi:10.1027/1015-5759.12.2.124
  24. Silverman L.K. Asynchronous development // The socialand emotional development of gifted children: what do weknow? / Eds. M. Neihart, S.M. Reis, N.M. Robinson, S.M. Moon. Waco, TX: Prufrock Press, 2002. P. 31–39.
  25. Silverman L.K. Social and emotional education of the gifted: The discoveries of Leta Hollingworth [Электронный ресурс] // Roeper Review. 1990. Vol. 12. № 3. P. 171–179. URL: http://www.positivedisintegration.com/Silverman1990.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
  26. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. doi:10.1177/1529100611418056
  27. The R Project for Statistical Computing [Электронный ресурс]. URL: http://www.R-project.org (дата обращения: 02.07.2018).
  28. Vialle W., Heaven P.C.L., Ciarrochi J. The relationship between self-esteem and academic achievement in high ability students: Evidence from the Wollongong Youth Study [Электронный ресурс] // Australasian Journal of Gifted Education. 2005. Vol. 14. № 2. P. 39–45. URL: http://ro.uow.edu.au/cgi/viewcontent.cgi?article=2641&context=hbspapers (дата обращения: 02.07.2018).
  29. Wentzel K.R. Peers and academic functioning at school // Handbook of peer interactions, relationships, and groups / Eds. K.H. Rubin, M.W. Bukowski, B. Laursen. NY: The Guilford Press, 2009. P. 531–548.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика