Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7636Ключевые слова 18445 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оценка эффективности программы развития эмоциональных способностей школьников старших классов 53

Валуева Е.А., кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, Институт психологии РАН, Москва, Россия, ekval@list.ru
Лаптева Е.М., кандидат психологических наук, научный сотрудник, лаборатория психологии и психофизиологии творчества, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ek.lapteva@gmail.com
Овсянникова В.В., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия, v.ovsyannikova@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты экспериментального исследования по апробации и оценке эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников. Набор специально разработанных в рамках программы технологий включался в содержание уроков по гуманитарным предметам. Технологии направлены на расширение словаря эмоциональных терминов учащихся, улучшение навыков описания, понимания эмоционального опыта. До и после прохождения программы у школьников измерялись общий и эмоциональный интеллект, креативность, эмоциональная креативность, социометрия. Выборку составили 305 школьников 8-10 классов - 161 человек в экспериментальной группе, 144 в контрольной. Результаты показали, что гипотеза исследования не подтвердилась. Экспериментальное воздействие привело к одному значимому сдвигу в показателях - по тесту Эмоциональные последствия. Исследование показало, что разработанные техники развития эмоциональных способностей имеют ограниченный спектр применения - их эффекты связаны с повышением вербальной беглости при генерировании идей относительно ситуаций, имеющих эмоциональное содержание

Ссылка для цитирования

Финансирование

Подготовка статьи Е.А. Валуевой и Е.М. Лаптевой поддержана государственным заданием ФАНО № 0159-2018-0004 «Когнитивные механизмы, эмоционально-личностные и социальные результаты творчества». Работа В.В. Овсянниковой выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2018 году

Литература
  1. Валуева E.A. Диагностика эмоциональной креативности: адаптация опросника Дж. Эверилла // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. С. 216–227.
  2. Валуева E.A., Белова C.C. Диагностика творческих способностей: методы, проблемы, перспективы // Творчество: от биологических предпосылок к культурным феноменам / Под ред. Д.B. Ушаков. Москва: Институт психологии РАН, 2011. С. 625–647.
  3. Валуева E.A., Ушаков Д.В. Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей [Электронный ресурс] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. № 2. С. 103–114. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/21/1210920850/103-114.pdf (дата обращения: 28.06.2018).
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: Книжный дом «Университет», 1999. 332 с.
  6. Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.
  7. Люсин Д.В., Овсянникова B.B. Новые методики измерения эмоционального интеллекта // Юбилейная конференция 125 лет Московскому психологическому обществу: Тезисы докладов. Москва, 26–28 марта 2010 г. Москва, 2010. C. 12–13.
  8. Равен Д.К. Продвинутые прогрессивные матрицы Равена. Москва: Когито-Центр, 2002. 72 с.
  9. Ушаков Д.В., Ивановская А.Е. Практический интеллект и адаптация к среде у школьников // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. Москва: Институт психологии РАН, 2004. С. 161–175.
  10. Формирование социально-личностной компетентности в образовании / C.C. Белова [и др.] // Психологические проблемы современного российского общества / Под ред. A.Л. Журавлев, E.A. Сергиенко. Москва: Институт психологии РАН, 2012. С. 315–337.
  11. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике [Электронный ресурс] / Р.Д. Робертс [и др.] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Т. 1. № 4. С. 3–26. URL: https://psy-journal.hse.ru/data/2011/04/28/1210633238/3-26.pdf (дата обращения: 28.06.2018).
  12. Averill J.R. Individual Differences in Emotional Creativity: Structure and Correlates // Journal of Personality. 1999. Vol. 67. № 2. P. 331–371. doi:10.1111/1467-6494.00058
  13. Averill J.R., Thomas-Knowles C. Emotional Creativity // International review of studies on emotion / T. Strongman (Ed.). London: Wiley, 1991. P. 269–299.
  14. Bar-On R. The Bar-On model of emotional-social intelligence (ESI) [Электронный ресурс] // Psicothema. 2006. Vol. 18. № 1. P. 13–25. URL: http://www.redalyc.org/html/727/72709503/ (дата обращения: 28.06.2018).
  15. Brackett M.A., Rivers S.E. Transforming students’ lives with social and emotional learning // International Handbook of Emotions in Education / Eds. R. Pekrun, L. Linnenbrink-Garcia. New York, NY: Routledge, 2014. P. 368–388.
  16. Creating emotionally intelligent schools with RULER / L. Nathanson [et al.] // Emotion Review. SAGE PublicationsSage UK: London, England. 2016. Vol. 8. № 4. P. 305–310. doi:10.1177/1754073916650495
  17. Darling-Churchill K.E., Lippman L. Early childhood social and emotional development: Advancing the field of measurement // Journal of Applied Developmental Psychology. 2016. Vol. 45. P. 1–7. doi:10.1016/j.appdev.2016.02.002
  18. Enhancing academic performance and social and emotional competence with the RULER feeling words curriculum / M.A. Brackett [et al.] // Learning and Individual Differences. 2012. Vol. 22. № 2. P. 218–224. doi:10.1016/j.lindif.2010.10.002
  19. Freedman J. Key Lessons from 35 Years of Social-Emotional Education: How Self-Science Builds Self-Awareness, Positive Relationships, and Healthy Decision-Making // Perspectives in Education. Faculty of Education, University of Witwatersrand. 2003. Vol. 21. № 4. P. 69–80.
  20. Joseph G.E., Strain P.S. Enhancing emotional vocabulary in young children // Young Exceptional Children. 2003. Vol. 6. № 4. P. 18–26. doi:10.1177/109625060300600403
  21. Mattingly V., Kraiger K. Can emotional intelligence be trained? A meta-analytical investigation // Human Resource Management Review. 2018. 16 p. doi:10.1016/j.hrmr.2018.03.002
  22. Maurer M., Brackett M.A. Emotional literacy in the middle school: A 6-step program to promote social, emotional, & academic learning. Port Chester, NY: National Professional Resources, 2004. 229 p.
  23. Salovey P., Mayer J.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition and Personality. SAGE PublicationsSage CA: Los Angeles, CA. 1990. Vol. 9. № 3. P. 185–211. doi:10.2190/DUGG-P24E-52WK-6CDG
  24. The Impact of Enhancing Students’ Social and Emotional Learning: A Meta-Analysis of School-Based Universal Interventions / J.A. Durlak [et al.] // Child Development. 2011. Vol. 82. № 1. P. 405–432. doi:10.1111/j.1467-8624.2010.01564.x
  25. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP) [Электронный ресурс] // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 3. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 28.06.2018).
  26. Viguer P., Cantero M.J., Bañuls R. Enhancing emotional intelligence at school: Evaluation of the effectiveness of a two-year intervention program in Spanish pre-adolescents // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 113. P. 193–200. doi:10.1016/j.paid.2017.03.036
  27. Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. Can Emotional Intelligence Be Schooled? A Critical Review // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. № 4. P. 215–231. doi:10.1207/S15326985EP3704_2
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика