Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 90Рубрики 51Авторы 7783Ключевые слова 18886 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ DOAJ

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век 280

Никитская М.Г., магистрант, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, maria.nikitskaya@gmail.com
Толстых Н.Н., доктор психологических наук, заведующая, кафедра «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, nnvt@list.ru

Аннотация

В статье дается обзор зарубежных исследований в области мотивации учения в странах Европы, США и Канаде за последние два десятилетия. Представлены основные положения двенадцати наиболее влиятельных теорий: контроля и значимости эмоций достижения; целей достижений; атрибуции; ожиданий и ценностей; постановки целей; интереса; возможных Я; самодетерминации; самоэффективности; социальной принадлежности; преобразующего опыта, а также группы имплицитных теорий интеллекта. Некоторые из теорий зарождались давно, нередко более полувека назад, но впоследствии были расширены и/или модифицированы. Некоторые сформулированы в последние годы. В большинстве теорий большое значение придается роли когниций и когнитивных процессов, связанных с обучением и познанием, роли целеполагания, эмоций, а также личности учащегося и его взаимоотношениям с родителями, учителями и сверстниками

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. Москва: Смысл, 2015. 334 с.
  2. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 4 (12). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12.html (дата обращения: 29.04.2018).
  3. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378-gordeeva13.html (дата обращения: 29.04.2018).
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 2006. 607 с.
  5. Ames C. Classrooms: Goals, structures and student motivation // Journal of Educational Psychology. 1992. Vol. 84. № 3. P. 261–271.
  6. Archer J. Achievement goals as a measure of motivation in university students // Contemporary Educational Psychology. 1994. Vol. 19. № 4. P. 430–446. doi:10.1006/ceps.1994.1031
  7. Aronson J., Fried C.B., Good C. Reducing the effects of stereotype threat on African American college students by shaping theories of intelligence // Journal of Experimental Social Psychology. 2002. Vol. 38. № 2. P. 113–125. doi:10.1006/jesp.2001.1491
  8. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk taking behavior // Psychological Review. 1957. Vol. 64. № 6. P. 359–372. doi:10.1037/h0043445
  9. Attributional retraining and elaborative learning: Improving academic development through writing-based interventions / N.C. Hall [et al.] // Learningand Individual Differences. 2007. Vol. 17. № 3. P. 280–290. doi:10.1016/j.lindif.2007.04.002
  10. Bandura A. Self-efficacy: The exercise of control. New York: Freeman. 1997. 604 p.
  11. Bandura A. Social foundations of thought and action: A social cognitive theory. New Jersey: Prentice Hall. 1986, 617 p.
  12. Baumeister R.F., Leary M.R. The need to belong: Desire for interpersonal attachments as a fundamental human motivation [Электронный ресурс] // Psychological Bulletin. 1995. Vol. 117. № 3. P. 497–529. URL: http://www.communicationcache.com/uploads/1/0/8/8/10887248/the_need_to_belong-_desire_for_interpersonal_attachments_as_a_fundamental__human_motivation.pdf (дата обращения: 29.04.2018).
  13. Berlyne D.E. ’Interest’ as a psychological concept // The British Journal of Psychology. 1949. Vol. 39. № 4. P. 184–195. doi:10.1111/j.2044-8295.1949.tb00219.x
  14. Blackwell L.S., Trzesniewski K.H., Dweck C.S. Implicit theories of intelligence predict achievement across an adolescent transition: A longitudinal study and an intervention // ChildDevelopment. 2007. Vol. 78. № 1. P. 246–263. doi:10.1111/j.1467-8624.2007.00995.x
  15. Cantor N., Mischel W., Schwartz J.C. A prototype analysis of psychological situations // Cognitive Psychology. 1982. Vol. 14. № 1. P. 45–77. doi:10.1016/0010-0285(82)90004-4
  16. Charting the Eccles’ Expectancy-Value Model from Mothers’ Beliefs in Childhood to Youths’ Activities in Adolescence / S.D. Simpkins [et al.] // Development psychology. 2012. Vol. 48. № 4. P. 1019–1032. doi:10.1037/a0027468
  17. Deci E.L., Ryan R.M. Intrinsic motivation and self-determination in human behavior. NY: Plenum Publishing Co, 1985. 45 p.
  18. Dowson M., McInerney D.M. What do students say about their motivational goals? Towards a more complex and dynamic perspective on student motivation // Contemporary Educational Psychology. 2003. Vol. 28. № 3. P. 91–113. doi:10.1016/S0361-476X(02)00010-3
  19. Dweck C.S. Motivational processes affecting learning // American Psychologist. 1986. Vol. 41. № 10. P. 1040–1048. doi:10.1037/0003-066X.41.10.1040
  20. Dweck C.S., Leggett E.L. A social-cognitive approach to motivation and personality // Psychological Review. 1988. Vol. 95. № 2. P. 256–273.
  21. Elliot A.J. Approach and avoidance motivation and achievement goals // EducationalPsychologist. 1999. Vol. 34. № 3. P. 169–189. doi:10.1207/s15326985ep3403_3
  22. Elliot A.J. Integrating the ‘classic and ‘contemporary’ approaches to achievement motivation: A hierarchical model of approach and avoidance achievement motivation // In M. L. Maehr, P. R. Pintrich (Eds.) Advances in motivation and achievement. Greenwich, Connecticut: JAI, 1997. Vol. 10. P. 143–179.
  23. Fabricius W.V., Hagen J.W. Use of causal attributions about recall performance to assess meta-memory and predict strategic memory behavior in young children // Developmental Psychology. 1984. Vol. 20. № 5. P. 975–987.
  24. Garcia T., Pintrich P.R. Regulating motivation and cognition in the classroom: The role of self-schemas and self-regulatory strategies. In D. Schunk, B. Zimmerman (Eds.) Self-regulation of learning and performance: Issues and educational applications. Hillsdale, New Jersey: Erlbaum, 1994. P. 127–153.
  25. Hareli S., Weiner B. Accounts for success as determinants of perceived arrogance and modesty [Электронный ресурс] // Motivationand Emotion. 2000. Vol. 24. № 3. P. 215–236. URL: http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&db=aph&AN=11307515&lang=ru&site=ehost-live (дата обращения: 29.04.2018).
  26. Hareli S., Weiner B. Social emotions and personality inferences: A scaffold for a new direction in the study of achievement motivation // Educational Psychologist. 2002. Vol. 37. № 3. P. 183–193. doi:10.1207/S15326985EP3703_4
  27. Hidi S., Renninger K.A. The Four-Phase Model of Interest Development // Educational Psychologist. 2006. Vol. 41. № 2. P. 111–127. doi:10.1207/s15326985ep4102_4
  28. Hulleman C.S., Harackiewicz J.M. Promoting interest and performance in high school science classes // Science. 2009. Vol. 326. № 5958. P. 1410–1412.doi:10.1126/science.1177067
  29. Influences of stimulating tasks on reading motivation and comprehension / J.T. Guthrie [et al.] // Journal of Educational Research. 2006. Vol. 99. № 4. P. 232–246. doi:10.3200/JOER.99.4.232-246
  30. Krapp A., Prenzel M. Research on Interest in Science: Theories, methods and findings // International Journal of Science Education. 2011. Vol. 33. № 1. P. 27–50. doi:10.1080/09500693.2011.518645
  31. Locke E. A., Latham G. P. Building a practically useful theory of goal setting and task motivation: A 35-year odyssey // American Psychologist. 2002. Vol. 57. № 9. P. 705–717. doi:10.1037/0003-066X.57.9.705
  32. Maehr M.L. Meaning and motivation: Toward a theory of personal investment // Research on motivation in education. 1984. Vol. 1. № 4. P. 115–144.
  33. Maehr M.L., Nicholls J.G. Culture and achievement motivation: A second look // Medicine Sport Science. 1980. Vol. 20. P. 221–267.
  34. Markus H.R., Nurius P. Possible selves // American Psychologist. 1986. Vol. 41. № 9. P. 954–969. doi:10.1037/0003-066X.41.9.954
  35. Martin A.J. Examining a multidimensional model of student motivation and engagement using a construct validation approach // British Journal of Educational Psychology. 2007. Vol. 77. № 2. P. 413–440. doi:10.1348/000709906X118036
  36. Martin A.J., Dowson M. Interpersonal Relationships, Motivation, Engagement, and Achievement: Yields for Theory, Current Issues, and Educational Practice // Review of Educational Research. 2009. Vol. 79. № 1. P. 327–365. doi:10.3102/0034654308325583
  37. Martin A.J., Marsh H.W., Debus R.L. Self-handicapping and defensive pessimism: Exploring a model of predictors and outcomes from a self-protection perspective // Journal of Educational Psychology. 2001. Vol. 93. № 1. P. 87–102. doi:10.1037/0022-0663.93.1.87
  38. Measuring Emotions in Students’ Learning and Performance: The Achievement Emotions Questionnaire (AEQ) / R. Pekrun [et al.] // Contemporary Educational Psychology. 2011. Vol. 36. № 1. P. 36–48. doi:10.1016/j.cedpsych.2010.10.002
  39. Oyserman D., Brickman D., Rhodes M. School success, possible selves and parent school involvement // Family Relations. 2007. Vol. 56. № 5. P. 479–489. doi:10.1111/j.1741-3729.2007.00475.x
  40. Oyserman D., Fryberg S.A. The possible selves of diverse adolescents: content and function across gender, race and national origin // In J. Kerpelman, C. Dunkel (Eds.) Possible selves: Theory, research, and applications. Huntington, NY: Nova, 2006. P. 17–39.
  41. Oyserman D., James L. Possible selves: From content to process // In Klein Markman, J.A. Suhr (Eds.) The Handbook of Imagination and Mental Stimulation. Psychology Press, 2009. P. 373–394.
  42. Oyserman D., Markus H.R. Possible selves and delinquency // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. Vol. 59. № 1. P. 112—125. doi:10.1037/ 0022-3514.59.1.112
  43. Pekrun R. Emotions and Learning [Электронный ресурс] // Educational Practices. 2014. № 24. P. 6–29. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.691.9950&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 29.04.2018).
  44. Pekrun R. The Control-Value Theory of Achievement Emotions: Assumptions, Corollaries, and Implications for Educational Research and Practice // Educational Psychology Review. 2006. Vol. 18. № 4. P. 315–341. doi:10.1007/s10648-006-9029-9
  45. Pekrun R., Elliot A.J., Maier M.A. Achievement Goals and Achievement Emotions: Testing a Model of Their Joint Relations With Academic Performance // Journal of Educational Psychology. 2009. Vol. 101. № 1. P. 115–135. doi:10.1037/a0013383
  46. Possible selves as roadmaps / D. Oyserman [et al.] // Journal of Research in Personality. 2004. Vol. 38. № 2. P. 130–149. doi:10.1016/S0092-6566(03)00057-6
  47. Pugh K.J. Transformative experience: An integrative construct in the spirit of Deweyan pragmatism // Educational Psychologist. 2011. Vol. 46. № 2. P. 107–121. doi:10.1080/00461520.2011.558817
  48. Pugh K.J., Bergstrom C.M., Spencer B. Profiles of transformative engagement: Identification, description, and relation to learning and instruction // Science Education. 2017. Vol. 101. № 3. P. 369–398. doi:10.1002/sce.21270
  49. Schunk D.H., Miller S.D. Self-efficacy and adolescents’ motivation // In F. Pajares, T. Urdan (Eds.) Academic motivation of adolescents. Greenwich, CT: Information Age, 2002. P. 29–52.
  50. Sense of belonging and persistence in White and African American first-year students / L. R. Hausmann [et al.] // Researchin Higher Education. 2009. Vol. 50. № 7. P. 649–669. doi:10.1007/s11162-009-9137-8
  51. Setting, elaborating, and reflecting on personal goals improves academic performance / D. Morisano [et al.] // Journal of Applied Psychology. 2010. Vol. 95. № 2. P. 255–264. doi:10.1037/a0018478
  52. The interactive effects of personal achievement goals and performance feedback in an undergraduate science class / K.R. Muis [et al.] // Journal of Experimental Education. 2013. Vol. 81. № 4. P. 556–578. doi:10.1080/00220973.2012.738257
  53. The social-cognitive model of achievement motivation and the 2×2 achievement goal framework / F. Cury [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 2006. Vol. 90. № 4. P. 666–679. doi:10.1037/0022-3514.90.4.666
  54. Thompson T. Self-worth protection: Review and implications for the classroom // Educational Review. 1994. Vol. 46. № 3. P. 259–274. doi:10.1080/0013191940460304
  55. Valdesolo P., Shtulman A., Baron A.S. Science Is Awe-Some: The Emotional Antecedents of Science Learning // Emotion Review. 2017. Vol. 9. № 3. P. 215–221. doi:10.1177/1754073916673212
  56. Walton G.M., Cohen G.L. A brief social-belonging intervention improves academic and health outcomes of minority students // Science. 2011. Vol. 331. № 6023. P. 1447–1451. doi:10.1126/science.1198364
  57. Wang M.T., Eccles J.S. Social Support Matters: Longitudinal Effects of Social Support on Three Dimensions of School Engagement From Middle to High School // Child development. 2012. Vol. 83. № 3. P. 877–895. doi:10.1111/j.1467-8624.2012.01745.x
  58. Weiner B. An attributional theory of motivation and emotion // Behaviorism. 1988. Vol. 16. № 2. P. 167–173.
  59. Wilson T.D., Linville P.W. Improving the performance of college freshmen with attributional techniques // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49. № 1. P. 287–293. doi:10.1037/0022-3514.49.1.287
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика