Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации

1326

Аннотация

На основании зарубежных и отечественных исследований и разработок анализируются проблемы временной перспективы и временной компетентности в контексте мотивации учения школьников и студентов, а также повышения квалификации сотрудников организаций, включая высшие руководящие кадры. Термин «временная компетентность» трактуется в соответствии с позицией Ж. Нюттена как способность человека субъективно связывать свою активность, цели и намерения актуального настоящего с будущим. На материале исследований в разных странах показана значимость протяженной и сбалансированной временной перспективы, наличия временной компетентности в развитии мотивации учебной деятельности и достижении высокой академической успеваемости школьников и студентов, в карьерном росте и успешности сотрудников различных организаций. Большинство исследований базируется на методиках Ж. Нюттена (MIM) и Ф. Зимбардо (ZTPI). Особое внимание уделено практическому внедрению научных знаний в разработку многомодульных программ развития, включающих неотъемлемые составляющие: проектное обучение, работу со стратегическим мышлением, индивидуальные планы развития и другие компоненты, непосредственно базирующиеся на оптимизации временной перспективы и формировании временной компетентности.

Общая информация

Ключевые слова: временная перспектива, временные ориентации, временная компетентность, учебная мотивация, академическая успеваемость , профессиональная успешность и карьера, оценка персонала, управление талантами

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080204

Для цитаты: Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 36–48. DOI: 10.17759/jmfp.2019080204

Литература

  1. Благидзе К.Г., Бухарина А.Ю., Дусенко С.В. Построение стратегических программ развития личности как главный инструмент обучения управленцев в эпоху цифровой экономики // Человеческий капитал. 2018. № 11(119) Ч. 2. С. 209–220.
  2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников // Известия АПН РСФСР. 1951. Вып. 36.
  3. Бухарина А.Ю. Временная перспектива и мотивация личности у студентов управленческих направлений в разрезе потребностей общества цифровой экономики // Материалы международной научной конференции «Деятельностный подход к образованию в цифровом обществе». 13–14 декабря 2018 г. / Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова; Российское психологическое общество. М.: Издательство Московского университета, 2018. C. 69–72.
  4. Бухарина А.Ю. Индивидуальные планы развития в технологии и практике наставничества в организациях // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 1. С. 162—176. doi:10.17759/sps.2018090111
  5. Бухарина А.Ю. Управление талантами: чему учить сотрудников сегодня, чтобы выжить завтра // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 1. С. 144–162. doi:10.17759/sps.2017080109
  6. Кондратьев М.Д. Особенности временной перспективы одаренных подростков и их сверстников // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 1. С. 106–114. doi:10.17759/psyedu.2017090111
  7. Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 116–130. doi:10.17759/sps.2017080208
  8. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 2. С. 100–113. doi:10.17759/jmfp.2018070210
  9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. 608 с.
  10. Толстых Н.Н. Временная перспектива и психическое здоровье // Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. 2-е изд. М., Издательский центр «Академия», 1997 а. С. 146–153.
  11. Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 77–94.
  12. Толстых Н.Н. Развитие временной компетентности как важная задача профессиональной подготовки специалистов в области финансового бизнеса // Психологические инновации в экономике и финансах: Материалы международной научно-практической конференции. М.: ФА, «Ларклтд», 2009. С. 383–386.
  13. Хомик В.С. Деформация субъективной картины жизненного пути при ранней алкоголизации: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1985. 24 с.
  14. A question of balance: Time perspective and well-being in British and Russian samples / I. Boniwell [et al.] // The Journal of Positive Psychology. 2010. Vol. 5. № 1. P. 24–40. doi:10.1080/17439760903271181
  15. Abu-Rahma A., Jaleel B. Influence of managers’ time orientation on strategic practices in the UAE // International Journal of Emerging Markets. 2017. Vol. 12. № 2. P. 219–237. doi:10.1108/IJoEM-01-2015-0011
  16. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk-taking behavior // Psychological Review. 1957. Vol. 64. № 6. Pt. 1. P. 359–372. doi:10.1037/h0043445
  17. Bajec B. Relationship between time perspective and job satisfaction // International Journal of Human Resources Development and Management. 2018. Vol. 8. № 1–2. P. 145–165. doi:10.1504/IJHRDM.2018.092294
  18. Barndt R.J., Johnson D.M. Time orientation in delinquents // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955. Vol. 51. № 2. P. 343–345. doi:10.1037/h0048130
  19. Berlyne D.E. ’Interest’ as a psychological concept [Электронный ресурс] // The British Journal of Psychology. 1949. Vol. 39. P. 184–195. URL: https://search.proquest.com/openview/622cac86cccb89b8a7f5fc485799bbd6/1?pq-origsite=gscholar&cbl=1818401 (дата обращения: 05.06.2019).
  20. Cernas-Ortiz D.A., Davis M.A. Future and past negative time perspective influences on job satisfaction and organizational commitment in Mexico and the United States // Management Research: Journal of the Iberoamerican Academy of Management. 2016. Vol. 14. № 3. P. 317–338. doi:10.1108/MRJIAM-04-2016-0665
  21. Cernas-Ortiz D.A., Mercado-Salgado P., Davis M.A. Future time perspective, job satisfaction, and organizational commitment: The mediating effect of self-efficacy, hope, and vitality // Journal of work and organizational psychology-revista de psicologia del trabajo y de las organizaciones. 2018. Vol. 34. № 1. P. 1–9.
  22. Change in competence beliefs and subjective task values across the elementary school years: A 3-year study / A. Wigfield [et al.] // Journal of Educational Psychology. 1997. Vol. 89. № 3. P. 451–469. doi:10.1037/0022-0663.89.3.451
  23. David A., Kidder C., Reich M. Time orientation in male and female juvenile delinquents // The Journal of Abnormal and Social Psychology. 1962. Vol. 64. № 3. P. 239–240. doi:10.1037/h0042683
  24. De Volder M., Lens W. Academic achievement and future time perspective as a cognitive-motivational concept // Journal of Personality and Social Psychology. 1982. Vol. 42. № 3. P. 566–571. doi:10.1037/0022-3514.42.3.566
  25. Design My Future: An Instrument to Assess Future Orientation and Resilience / S. Santilli [et al.] // Journal of Career Assessment. 2015. Vol. 25. № 2. P. 281–295. doi:10.1177/1069072715621524
  26. Does Age Make a Difference? Age as Moderator in the Association Between Time Perspective and Happiness / M. Simons [et al.] // Journal of Happiness Studies. 2016. Vol. 19. № 1. P. 57–67.
  27. Expectancies, values, and academic behaviors / J.S. Eccles [et al.] // Achievement and achievement motivation. SanFrancisco, CA: W. H. Freeman. 1983. P. 75–146.
  28. Exploring the value of Zimbardo Time Perspective Inventory as predictor of academic outcomes / I. Susnea [et al.] // 2018 IEEE Global Engineering Education Conference (EDUCON). 2018. P. 238–242. doi:10.1109/EDUCON.2018.8363234
  29. Hulleman C.S., Harackiewicz J.M. Promoting interest and performance in high school science classes // Science. 2009. Vol. 326. № 5958. P. 1410–1412. doi:10.1126/science.1177067
  30. King R.B. Does your approach to time matter for your learning? The role of time perspectives on engagement and achievement // Educational Psychology. 2016. Vol. 36. № 7. P. 1264–1284. doi:10.1080/01443410.2015.1045835
  31. Korff J., Biemann T., Voelpel S.C. Human resource management systems and work attitudes: The mediating role of future time perspective // Journal of Organizational Behavior. 2016. Vol. 38. № 1. P. 45–67. doi:10.1002/job.2110
  32. Lagoutina Y. Perfectionism and time perspectives: An inquiry into the association between perfectionism subtypes and categorical time perspectives // Time & Society. 2016. Vol. 26. № 3. P. 286–304. doi:10.1177/0961463X15577280
  33. Laureiro-Martinez D., Trujillo C.A., Unda J. Time Perspective and Age: A Review of Age Associated Differences // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. № 101. P. 1–8. doi:10.3389/fpsyg.2017.00101
  34. Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century / M.L. Savickas [et al.] // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. № 3. P. 239–250. doi:10.1016/j.jvb.2009.04.004
  35. Margottini M. Applicazione di strumenti per l’autovalutazione di strategie di apprendimento e prospettiva temporale in ambito universitario // Journal of Educational, Cultural and Psychological Studies. 2017. Vol. 1. № 15. P. 229–251. doi:10.7358/ecps-2017-015-marg
  36. Mello Z.R., Worrell F.C. The past, the present, and the future: A conceptual model of time perspective in adolescence // Time Perspective Theory; Review, Research and Application: Essays in Honor of Philip G. Zimbardo / Eds. M. Stolarski, N. Fieulaine, W. van Beek. New York: Springer, 2015. P. 115–129.
  37. Nuttin J. Motivationét Perspective d`Avenir. Louvain: Presses Universitaire de Louvain, 1980. 288 p.
  38. Perspectiva Temporal de Estudiantes Universitarios Mexicanos y Colombianos / D.G. Lomelí [et al.] // Revista Iberoamericana de Diagnstico y EvaluacionPsicologica. 2018. Vol. 1. № 46. P. 133–145.
  39. Savickas M.L., Porfeli E.J. Career adapt-abilities scale: Construction, reliability, and measurementequivalence across 13 countries // Journal of Vocational Behavior. 2012. Vol. 80. № 3. P. 661–673. doi:10.1016/j.jvb.2012.01.009
  40. Shipp A.J., Cole M.S. Time in Individual-Level Organizational Studies: What Is It, How Is It Used, and Why Isn’t It Exploited More Often? // Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2015. Vol. 2. № 1. P. 237–260. doi:10.1146/annurev-orgpsych-032414-111245
  41. Shipp A.J., Edwards J.R., Lambert L.S. Conceptualization and measurement of temporal focus: The subjective experience of the past, present, and future // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 2009. Vol. 110. № 1. P. 1–22. doi:10.1016/j.obhdp.2009.05.001
  42. Taber B.J. Time Perspective and Career Decision-Making Difficulties in Adults // Journal of Career Assessment. 2012. Vol. 21. № 2. P. 200–209. doi:10.1177/1069072712466722
  43. The effect of individual perceptions of deadlines on team performance / M.J. Waller [et al.] // Academy of Management Review. 2001. Vol. 26. № 4. P. 586–600. doi:10.5465/amr.2001.5393894
  44. Time in Strategic Change Research / S. Kunisch [et al.] // Academy of Management Annals. 2017. Vol. 11. № 2. P. 1005–1064. doi:10.5465/annals.2015.0133
  45. Valdesolo P., Shtulman A., Baron A. Science Is Awe-Some: The Emotional Antecedents of Science Learning // Emotion Review. 2017. Vol. 9. № 3. P. 215–221. doi:10.1177/1754073916673212
  46. Wigfield A. Expectancy-value theory of achievement motivation: A developmental perspective [Электронный ресурс] // Educational Psychology Review. 1994. Vol. 6. № 1. P. 49–78. URL: https://link.springer.com/content/pdf/10.1007%2FBF02209024.pdf (дата обращения: 05.06.2019).
  47. Wigfield A., Eccles J. The development of achievement task values: A theoretical analysis // Developmental Review. 1992. Vol. 12. № 3. P. 265–310. doi:10.1016/0273-2297(92)90011-P
  48. Zimbardo P.G., Boyd J.N. Putting time in perspective: A valid, reliable individual-differences metric [Электронный ресурс] // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 77. № 6. P. 1271–1288. URL: http://www.thetimeparadox.com/wp-content/uploads/2012/09/1999PuttingTimeinPerspective.pdf (дата обращения: 05.06.2019).

Информация об авторах

Бухарина Алина Юрьевна, управляющий партнер, Ассоциация независимых экспертов в области обучения и развития TnD Association, Москва, Россия, e-mail: a.bukharina@tndassociation.com

Толстых Наталия Николаевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой «Социальная психология развития» факультета социальной психологии, ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет" (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3999-4503, e-mail: nnvt@list.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1716
В прошлом месяце: 34
В текущем месяце: 19

Скачиваний

Всего: 1326
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 15