Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

3 место — направление «Психология»

2,019 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,829 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Современная зарубежная психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2304-4977

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/jmfp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2012 года

Периодичность: ежеквартально

Формат: электронное издание

Язык журнала: русский, английский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проявления агрессии у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) 112

Катунова В.В., кандидат биологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, Приволжский исследовательский медицинский университет (ФГБОУ ВО ПИМУ) Минздрава России, Нижний Новгород, Россия, katunova@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются исследования взаимосвязи СДВ(Г) у детей и подростков с различными проявлениями агрессии, преимущественно в учебной среде. На основе представленных в современной зарубежной литературе результатов исследований выделены основные формы проявления агрессии и частота их встречаемости в дошкольном и школьном возрасте относительно подтипов СДВ(Г) и наличия сопутствующих клинических нарушений поведения. Цель этой статьи – показать, что для детей и подростков с СДВ(Г) более выражена ненаправленная и немотивированная агрессия (реактивный тип), обусловленная психофизиологическими особенностями самого заболевания. Комплекс психологических и социальных проблем, формирующийся вокруг поведения таких учащихся, чаще имеет вторичное происхождение. Его профилактика – это основная цель работы психологов образовательных учреждений. В статье показаны возможности применения типологии агрессивных проявлений при СДВ(Г) для психологической и клинической практики, а также для организации учебной среды.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адаскина А.А. Стратегии адаптации детей с СДВГ к учебному процессу // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 35–40. doi:10.17759/jmfp.2016050303.
  2. Катунова В.В. Причины снижения учебной мотивации у учащихся с синдромом дефицита внимания (и гиперактивности) // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 2. С. 56–66. doi:10.17759/jmfp.2019080206.
  3. Нейропсихологические и нейрофизиологические исследования вариантов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью [Электронный ресурс] / А.Р. Агрис [и др.] // Современная зарубежная психология. 2012. Т. 1. № 1. С. 6–19. URL: http://psyjournals.ru/files/50003/jmfp_2012_1_n2_Agris.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
  4. A 14-month randomized clinical trial of treatment strategies for attention-deficit=hyperactivity disorder / Peter S. Jensen [et al.] // Archives Of General Psychiatry. 1999. Vol. 56. № 12. P. 1073–1086. doi:10.1001/archpsyc.56.12.1073.
  5. Achenbach T.M., Ruffle T.M. The Child Behavior Checklist and related forms for assessing behavioral/emotional problems and competencies // Pediatrics in review. 2000. Vol. 18. № 8. P. 265–271. doi:10.1542/pir.21-8-265.
  6. ADHD comorbidity findings from the MTA study: Comparing comorbid subgroups / P.S. Jensen [et al.] // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001. Vol. 40. № 2. P. 147–158. doi:10.1097/00004583-200102000-00009.
  7. Attention Deficit Hyperactivity Disorder, Aggression, and Illicit Stimulant Use: Is This Self-Medication? / A.P. Odell [et al.] // Journal of Nervous and Mental Disease. 2017. Vol. 205. № 5. P. 372–379. doi:10.1097/NMD.0000000000000668.
  8. Babinski L.M., Hartsough C.S., Lambert N.M. Childhood conduct problems, hyperactivity-impulsivity, and inattention as predictors of adult criminal activity // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1999. Vol. 40. № 3. P. 347–355. doi:10.1111/1469-7610.00452.
  9. Connor D.F. Aggression and Antisocial Behavior in Children and Adolescents: Research and Treatment. New York; London: Guilford Press. 2002. 480 p.
  10. Connor D.F., Doerfler L.A. ADHD with comorbid oppositional defiant disorder or conduct disorder: Discrete or nondistinct disruptive behavior disorders? // Journal of Attention Disorders. 2008. Vol. 12. № 2. P. 126–134. doi:10.1177/1087054707308486.
  11. Connor D.F., McLaughlin T.J. Aggression and diagnosis in psychiatrically referred children // Child Psychiatry and Human Development. 2006. Vol. 37. № 1. P. 1–14. doi:10.1007/s10578-006-0015-8.
  12. Consensus report on impulsive aggression as a symptom across diagnostic categories in child psychiatry: Implications for medication studies / P.S. Jensen [et al.] // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2007. Vol. 46. № 3. P. 309–322. doi:10.1097/chi.0b013e31802f1454.
  13. Dodge K.A., Coie J.D. Social-information-processing factors in reactive and proactive aggression in children’s peer groups // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 53. № 6. P. 1146–1158. doi:10.1037//0022-3514.53.6.1146.
  14. Executive Functioning and Engagement in Physical and Relational Aggression among Children with ADHD / J.D. McQuade [et al.] // Journal of Abnormal Child Psychology. 2017. Vol. 45. № 5. P. 899–910. doi:10.1007/s10802-016-0207-z.
  15. Ferguson C.J. Do Angry Birds Make for Angry Children? A Meta-Analysis of Video Game Influences on Children's and Adolescents' Aggression, Mental Health, Prosocial Behavior, and Academic Performance // Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10. № 5. P. 646–666. doi:10.1177/1745691615592234.
  16. Füessl H.S. ADHD, bullying and suicidality in children and adolescents // MMW Fortschritte der Medizin. 2014. Vol. 156. № 14. P. 40.
  17. Halperin J.M., McKay K.E., Newcorn J.H. Development, reliability, and validity of the children's aggression scale-parent version // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2002. Vol. 41. № 3. P. 245–252. doi:10.1097/00004583-200203000-00003.
  18. Impulsive Aggression in Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder: Symptom Severity, Co-Morbidity, and Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder Subtype / D.F. Connor [et al.] // Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology. 2010. Vol. 20. № 2. P. 119–126. doi:10.1089/cap.2009.0076.
  19. Juvenile maladaptive aggression: a review of prevention, treatment, and service configuration and a proposed research agenda / D.F. Connor [et al.] // Journal of Clinical Psychiatry. 2006. Vol. 67. № 5. P. 808–820.
  20. Kay S.R., Wolkenfeld F., Murrill L.M. Profiles of aggression among psychiatric patients I. Nature and prevalence // Journal of Nervous and Mental Disease. 1988. Vol. 176. № 9. P. 539–546. doi:10.1097/00005053-198809000-00007.
  21. Pharmacotherapy of aggression in children and adolescents: Efficacy and effect size [Электронный ресурс] / E. Pappadopulos [et al.] // Journal of the Canadian Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2006. Vol. 15. № 1. P. 27–39. URL: https://www.researchgate.net/profile/Peter_Jensen/publication/5460772_Pharmacotherapy_of_Aggression_in_Children_and_Adolescents_Efficacy_and_Effect_Size/links/0deec51841606f2f3f000000.pdf (дата обращения: 12.09.2019).
  22. Pliszka S.R. Treating ADHD and Comorbid Disorders. New York: Guilford Press, 2009. 242 p.
  23. Predicting aggression in children with ADHD [Электронный ресурс] / E. Ercan [et al.] // Child and adolescent psychiatry and mental health. 2014. Vol. 8. № 15. URL: https://capmh.biomedcentral.com/articles/10.1186/1753-2000-8-15 (дата обращения: 01.08.2019).
  24. Proactive and reactive aggression in referred children and adolescents / D.F. Connor [et al.] // American Journal of Orthopsychiatry. 2004. Vol. 74. № 2. P. 129–136. doi:10.1037/0002-9432.74.2.129.
  25. Screen Violence and Youth Behavior / C.A. Anderson [et al.] // Pediatrics. 2017. Vol. 140. № 2. P. 142–147. doi:10.1542/peds.2016-1758T.
  26. Shao R., Wang Y. The Relation of Violent Video Games to Adolescent Aggression: An Examination of Moderated Mediation Effect // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. 384. doi:10.3389/fpsyg.2019.00384.
  27. The Reactive–Proactive Aggression Questionnaire: Differential Correlates of Reactive and Proactive Aggression in Adolescent Boys / A. Raine [et al.] // Aggressive Behavior. 2006. Vol. 32. № 2. P. 159–171. doi:10.1002/ab.20115.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика