Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях

2060

Аннотация

В настоящее время увеличивается количество исследований, изучающих агрессию в контексте эмоционального интеллекта. Однако до сих пор недостаточно изучена взаимосвязь уровня агрессии и уровня развития компонентов эмоционального интеллекта. Цель статьи – обзор зарубежных исследований агрессии, а также ее связи с эмоциональным интеллектом и его компонентами. Рассмотрены исследования, демонстрирующие взаимосвязи общего уровня агрессии, физической и вербальной агрессии, прямой и косвенной агрессии, гнева и враждебности с эмоциональным интеллектом; приведены результаты исследований, показывающих конкретную роль эмоционального интеллекта и его компонентов в снижении уровня агрессивности поведения. Также рассматривается роль эмоционального интеллекта как предиктора агрессивного поведения. Глубокое понимание этих психологических процессов поможет разработать и внедрить более эффективные программы профилактики агрессивного поведения.

Общая информация

Ключевые слова: физическая агрессия, вербальная агрессия, прямая агрессия, косвенная агрессия, гнев, враждебность, эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта, подростковый возраст

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080303

Для цитаты: Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Эмоциональный интеллект и агрессия в зарубежных исследованиях [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 29–36. DOI: 10.17759/jmfp.2019080303

Литература

  1. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Буллинг и моббинг в современной подростковой среде // Международный симпозиум «Л.С. Выготский и современное детство»: Сборник тезисов / Отв. ред. К.Н. Поливанова. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. С. 79–81.
  2. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9. № 4. С. 65–74. doi:10.17759/psyedu.2017090407
  3. Кочетова Ю.А. Структура эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Горизонты зрелости: Сборник научных статей / ред. Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко, М.А. Одинцова. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2015. С. 55–63.
  4. Babcock J.C., Green C.E., Webb S.A. Decoding deficits of different types of batterers during presentation of facial affect slides // Journal of Family Violence. 2008. Vol. 23. № 5. P. 295–302. doi:10.1007/s10896-008-9151-1
  5. Burt S.A., Donnellan M.B. Personality correlates of aggressive and non-aggressive antisocial behavior // Personality and Individual Differences. 2008. Vol. 44. № 1. P. 53–63. doi:10.1037/a0016130
  6. Burt S.A., Mikolajewski A.J., Larson C.L. Do aggression and rule-breaking have different interpersonal correlates? A study of antisocial behavior subtypes, negative affect, and hostile perceptions of others // Aggressive Behavior: Official Journal of the International Society for Research on Aggression. 2009. Vol. 35. № 6. P. 453–461. doi:10.1002/ab.20324
  7. Cyberbullying victimization, self-esteem and suicidal ideation in adolescence: Does emotional intelligence play a buffering role? / N. Extremera [et al.] // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9, P. 367. doi:10.3389/fpsyg.2018.00367
  8. Emotional intelligence and impulsive aggression in Intermittent Explosive Disorder / E.F. Coccaro [et al.] // Journal of psychiatric research. 2015. Vol. 61. P. 135–140. doi:10.1016/j.jpsychires.2014.11.004
  9. Euler F., Steinlin C., Stadler C. Distinct profiles of reactive and proactive aggression in adolescents: Associations with cognitive and affective empathy // Child and adolescent psychiatry and mental health. 2017. Vol. 11. № 11. P. 1–14.
  10. Family Functioning, Emotional Intelligence, and Values: Analysis of the Relationship with Aggressive Behavior in Adolescents / Pérez-Fuentes M. [et al.]// International journal of environmental research and public health. 2019. Vol. 16. № 3, 478. 14 p. doi:10.3390/ijerph16030478
  11. García-Sancho, E., Salguero, J.M., Fernández-Berrocal, P. Ability emotional intelligence and its relation to aggression across time and age groups // Scandinavian Journal of Psychology. 2017. Vol. 58. № 1. P. 43–51. doi:10.1111/sjop.12331.
  12. Hare R.D. Psychopathy: A clinical construct whose time has come // Criminal justice and behavior. 1996. Vol. 23. № 1. P. 25–54. doi:10.1177/0093854896023001004
  13. Hare R.D. Psychopathy as a risk factor for violence // Psychiatric Quarterly. 1999. Vol. 70. № 3. pp. 181–97.
  14. Lazarus R.S. How emotions influence performance in competitive sports // The sport psychologist. 2000. Vol. 14. № 3. P. 229–252. doi:10.1123/tsp.14.3.229
  15. Perceived emotional intelligence as a moderator variable between cyber victimization and its emotional impact / P. Elipe [et al.] // Frontiers in Psychology. 2015. Vol. 6. 486. 11 p. doi:10.3389/fpsyg.2015.00486
  16. Preliminary Data on the Role of Emotional Intelligence in Moderating the Link between Psychopathy and Aggression in a Nonforensic Sample / Lanciano Т. [et al.] // Journal of forensic sciences. 2018. Т. 63. №. 3. P. 906-910. doi:10.1111/1556-4029.13612
  17. Psychopathy, aggression, and the processing of emotional stimuli in non-referred girls and boys / Kimonis E.R [et al.] // Behavioral sciences & the law. 2006. Vol. 24. № 1. P. 21–37. doi:10.1002/bsl.668
  18. Kirsch L.G., Becker J.V. Emotional deficits in psychopathy and sexual sadism: implications for violent and sadistic behavior // Clinical psychology review. 2007. Vol. 27. № 8. P. 904–922. doi:10.1016/j.cpr.2007.01.011
  19. Razjouyan K. The relationship between emotional intelligence and the different roles in cyber bullying among high school students in Tehran // Iranian journal of psychiatry and behavioral sciences. 2018. Vol. 3. № 12. e11560. doi:10.5812/ijpbs.11560
  20. Shi, J., Wang, L. Validation of emotional intelligence scale in Chinese university students // Personality and Individual Differences. 2007. Vol. 43. № 2. P. 377–387. doi:10.1016/j.paid.2006.12.012.
  21. Social and Emotional Competencies in Adolescents Involved in Different Bullying and Cyberbullying Roles / I. Zych [et al.] // Revista de Psicodidáctica. 2018. Vol. 23. № 2. P. 86–93. doi:10.1016/j.psicoe.2017.12.001
  22. The relation between emotional intelligence and criminal behavior: A study among convicted criminals / N. Sharma [et al.] // Industrial psychiatry journal. 2015. Vol. 24. № 1. P. 54–58. doi:10.4103/0972-6748.160934.
  23. The relationship between aggression and ability emotional intelligence: The role of negative affect / Megíasа A. [et al.] // Psychiatry Research. 2018.Vol. 270. P. 1074–1081. doi:10.1016/j.psychres.2018.05.027
  24. Vaughn M.G., DeLisi M. Were Wolfgang’s chronic offenders psychopaths? On the convergent validity between psychopathy and career criminality // Journal of Criminal Justice. 2008. Vol. 36. № 1. P. 33–42. doi:10.1016/j.jcrimjus.2007.12.008
  25. Watson, D., Tellegen, A. Toward a consensual structure of mood // Psychological bulletin. 1985. Vol. 98. № 2. pp. 219–235. doi:10.1037/0033-2909.98.2.219

Информация об авторах

Кочетова Юлия Андреевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9853-569X, e-mail: kochetovayua@mgppu.ru

Климакова Мария Вячеславовна, преподаватель кафедры возрастной психологии имени профессора Л.Ф. Обуховой, факультет «Психология образования», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2048-3105, e-mail: klimakovamv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2870
В прошлом месяце: 27
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 2060
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 24