Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних

1093

Аннотация

В статье описываются результаты зарубежных теоретических и эмпирических исследований, посвященных нападениям в школах с массовыми жертвами. Ряд исследований сосредотачивается на факторах риска, выявленных при анализе состоявшихся нападений. Обсуждается эффективность качественного подхода к оценке факторов влияния. Рассматриваются подходы к профилактике школьных нападений. Помимо акцента на стабильных факторах риска, обосновывается необходимость учета алгоритмов поведения подростков в период, непосредственно предшествовавший нападению.

Общая информация

Ключевые слова: массовые нападения, школьное насилие, подростки, несовершеннолетние

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/jmfp.2019080304

Для цитаты: Сыроквашина К.В. Нападения в школах: агрессивные и аутоагрессивные действия несовершеннолетних [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 3. С. 37–44. DOI: 10.17759/jmfp.2019080304

Литература

  1. A Qualitative Investigation of Averted School Shooting Rampages / J.A. Daniels [et al.] // Counseling Psychologist. 2009. Vol. 38. № 1. P. 69–95. doi:10.1177/0011000009344774.
  2. Agnich L.E. A Comparative Analysis of Attempted and Completed School-Based Mass Murder Attacks // American Journal of Criminal Justice. 2015. Vol. 40. № 1. P. 1–22. doi:10.1007/s12103-014-9239-5.
  3. Altheide D.L. The Columbine Shootings and the Discourse of Fear // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52. № 10. P. 1354–1370. doi:10.1177/0002764209332552.
  4. Arcus D. School shooting fatalities and school corporal punishment: A look at the states // Aggressive Behavior. 2002. Vol. 28. №. 3. P. 173–183. doi:10.1002/ab.90020.
  5. Bonanno C.M., Levenson R.L. School Shooters: History, Current Theoretical and Empirical Findings, and Strategies for Prevention // SAGE Open, 2014. 11 p. doi:10.1177/2158244014525425.
  6. Bushman B.J. Narcissism, Fame Seeking, and Mass Shootings // American Behavioral Scientist. 2018. Vol. 62. № 2. P. 229–241. doi:10.1177/0002764217739660.
  7. De Venanzi A.S. School shootings in the USA: Popular culture as risk, teen marginality, and violence against peers // Crime, Media, Culture. 2012. Vol. 8. № 3. P. 261–278. doi:10.1177/1741659012443233.
  8. Ferguson C.J., Coulson M., Barnett J. Psychological Profiles of School Shooters: Positive Directions and One Big Wrong Turn // Journal of Police Crisis Negotiations. 2011. Vol. 11. № 2. P. 141–158. doi:10.1080/15332586.2011.581523.
  9. Gamache K., Platania J., Zaitchik M. An examination of the individual and contextual characteristics associated with active shoot events [Электронный ресурс] // Open Access Journal of Forensic Psychology. 2015. Vol. 7. 20 p. URL: https://docs.rwu.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://scholar.google.ru/&httpsredir=1&article=1203&context=fcas_fp (дата обращения: 24.07.2019).
  10. Kimmel M.S., Mahler M. Adolescent Masculinity, Homophobia, and Violence: Random School Shootings, 1982-2001 // American Behavioral Scientist. 2003. Vol. 46. № 10. P. 1439–1458. doi:10.1177/0002764203046010010.
  11. Kleck G. Mass Shootings in Schools. The Worst Possible Case for Gun Control // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 10. № 52. P. 1447–1464. doi:10.1177/0002764209332557.
  12. Langman P. Multi-Victim School Shootings in the United States: A Fifty-Year Review // The Journal of Campus Behavioral Intervention (J-BIT). 2016. Vol. 4. P. 5–17. doi:10.17732/JBIT2016/2.
  13. Langman P. Rampage School Shooters: A Typology // Aggression and Violent Behavior. 2009. Vol. 14. № 1. P. 79–86. doi:10.1016/j.avb.2008.10.003.
  14. Langman P. School Shooters: The Warning Signs [Электронный ресурс] // School Shooters.info. 2012. 6 p. URL: https://schoolshooters.info/sites/default/files/school_shooters_warning_signs_1.1.pdf (дата обращения: 24.07.2019).
  15. Lankford A. A comparative analysis of suicide terrorists and rampage, workplace, and school shooters in the United States from 1990 to 2010 // Homicide Studies. 2012. Vol. 17. № 3. P. 255–274. doi:10.1177/1088767912462033.
  16. Larkin R.W. Learning to Be a Rampage Shooter: The Case of Elliot Rodger // The Wiley Handbook on Violence in Education: Forms, Factors, and Preventions / Ed. H.Shapiro. Hoboken, NJ : John Wiley & Sons, 2018. P. 69–84.
  17. Lee K. Mass Shootings and Media Contagion Theory: Social Media’s Influence on Frequency of Incidents [Электронный ресурс] // Elon Journal of Undergraduate Research in Communications. 2018. Vol. 9. № 2. P. 27–35. URL: https://www.elon.edu/u/academics/communications/journal/wp-content/uploads/sites/153/2018/12/03-Lee.pdf (дата обращения: 13.09.2019).
  18. Levin J., Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain: A Sequential Model // American Behavioral Scientist. 2009. Vol. 52. № 9. P. 1227–1245. doi:10.1177/0002764209332543.
  19. McGee J.P., DeBernardo C.R. Classroom Avenger: A Behavioral Profile of School Based Shootings // Forensic Examiner. 1999. Vol. 8. № 5–6. P. 16–18.
  20. O’Toole M.E. The school shooter: A threat assessment perspective. Quantico, VA: National Center for the Analysis of Violent Crime, Federal Bureau of Investigation, 2000. 46 p.
  21. Offender and offence characteristics of school shooting incidents / F.J. Gerard [et al.] // Journal of Investigative Psychology and Offender Profiling. 2016. Vol. 13. № 1. P. 22–38. doi:10.1002/jip.1439.
  22. Teasing, rejection, and violence: case studies of the school shootings / M.R. Leary [et al.] // Aggressive Behavior. 2003. Vol. 29. № 3. P. 202–214. doi:10.1002/ab.10061.
  23. Threat assessment in schools: A guide to managing threatening situations and to creating safe school climates / R. Fein [et al.]. Washington, DC: U.S. Secret Service and Department of Education, 2002. 95 p.
  24. Verlinden S., Hersen M., Thomas J. Risk factors in school shootings // Clinical Psychology Review. 2000. Vol. 20. № 1. P. 3–56. doi:10.1016/S0272-7358(99)00055-0.
  25. What Can Be Done About School Shootings? A Review of the Evidence / R. Borum [et al.] // Educational Researcher. 2010. Vol. 39. № 1. P. 27–37. doi:10.3102/0013189X09357620.

Информация об авторах

Сыроквашина Ксения Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Лаборатории психологии детского и подросткового возраста, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского Минздрава России (ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П.Сербского» МЗ РФ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3172-6130, e-mail: syrokvashina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2851
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 1093
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 19