Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Проблемы метода культурно-исторической психологии 1203

Михайлов Ф.Т., доктор философских наук, зав. кафедрой философии и культурологии Московского государственного медицинского университета, профессор психологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, felix@starnet.ru

Аннотация

В статье анализируются многогранная, противоречивая и часто трагическая судьба культурно-исторической психологии, теории В.В. Давыдова, истории Психологического института РАО, оригинальные теории тех, кто работает в школе Л.С. Выготского. Рассматривая основания работ Л.С. Выготского, его учеников и последователей, автор формулирует центральный вопрос: как стала возможной исключительно субъективная мотивация всей произвольной и целесообразной деятельности человека, как возможна субъективная мотивация всех жизненных процессов Homo sapiens? Постулат психологической теории звучит так: все обеспечивающие жизнь человека телесные процедуры мотивированы их произвольным целеполаганием, оставаясь при этом именно телесными, включенными в обмен веществ, зависимыми от простуд и вредных привычек. Субъективная мотивация всех представителей животного царства на планете Земля есть не что иное, как объективное самоопределение жизни в качестве природного феномена. Всеобщие смысловые меры мыслимости Бытия для теоретического осознания субъективной мотивации бытия живого определяют логику развития психологической теории. Это начало должно сохранять себя в определениях каждого шага теоретического осмысления интерсубъективного речевого поля, в котором человек и приобретает способность субъективно мотивировать все свои жизнедействия. «Единицей» этой способности служит не частная абстракция типа взаимопереходов реальных форм в идеальные и обратно, но акт вести – акт обращения к другим и к себе как к себе другому. Речевые средства обращения каждый раз переосмысливаются, творчески и по цели преобразуются, что и делает человека творцом языковых форм, даже самых простых и лишь на первый взгляд клишированных. И это не философия, подменяющая собой психологическую специфику исследования начал души, а именно психология в ее фундаментально-теоретическом обосновании.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Теперь – самое неожиданное…

Оказывается, я исподволь доказал то, что культурно-историческая теория в психологии есть, она жива, а следовательно, имеет свои методологические основания и проблемы. Это значит, что я обязан удовлетворить заказ на статью, этой теме посвященную. Как же мне могло показаться, что теоретический концепт культурно-исторической психологии – это миф?! Разве труды Л.С. Выготского раз ворованы и исчезли? А Платон, Плотин, Ф. Бэкон, Спиноза, Кант, Фихте, Гегель, Маркс? А Э.В. Ильенков? А трепетный старатель на той же ниве, добрый наш друг Майкл Коул? И не менее преданный культурно-исторической психологии Джим Верч и многие другие, так или иначе, но стремящиеся выразить себя в концепте культурно-исторической логики общего человековедения и психологии? А раз есть такая теория, то есть и логика ее самоопределения.

Прежде всего есть ее постулат, без которого нет и не может быть психологической теории. И звучит он так: все обеспечивающие жизнь человека телесные процедуры мотивированы их произвольным целеполаганием, оставаясь при этом именно телесными, включенными в обмен веществ, зависимыми от простуд и вредных привычек. Есть и главный вопрос ее: как возможна субъективная мотивация всех жизненных процессов Homo sapiens? Затем следует логика ответа на него, исключающая картезианскую, бихевиористскую (стимул–реакция) парадигму: следует найти хотя бы гипотетическое начало жизни – самопроизвольного, себя постоянно воспроизводящего бытия. И для теории пока не важно, что определение его начала гипотетично: теория ищет оправдывающий всю историю жизни на нашей планете смысл (меру) мыслимости такого начала. И этого пока более чем достаточно.

Следовательно, для фундаментальной психологической теории – теории становления особенностей субъективной интенции бытия Homo sapiens следует выйти на определение истока и начала Жизни как планетарной реальности. Да это и делалось всегда и во всех стоящих упоминания психологических теориях! Вспомните хотя бы А.Н. Леонтьева: реактивность простейших (амебы и т. п.), тропизмы (подсолнух, следящий своей головкой за положением солнца на небе) и далее – вся эволюционная лестница усложнения телесных средств и способов субъективной мотивировки поведения у животных. И так вплоть до рефлексивной способности человека произвольной субъективной и целенаправленной волей своей «исправлять» генетические предопределения телесной жизни, креативно и целенаправленно перестраивать свое самосознание, творить в нем новые «миры», потребные не только индивиду, но и человечеству!

Ведь субъективная мотивация жизнедеятельности всех видов и подвидов животного царства на планете Земля и есть не что иное, как объективное самоопределение жизни в качестве природного феномена. Субъективность – общее поле всего живого, усилиями субъективной рефлексии всех его видов воспроизводящее себя как единое целое. Развитие этой сущности Жизни до способности преодоления развитием культуры людей видовых (генетических) ограничений – вот тайна его начала, требующая раз гадки и от психологии! Но, следовательно, фундаментальная психологическая теория должна быть открытой для смысловых мер предмета разных теорий.

Литература
  1. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
  2. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. М., 1964.
  3. Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. М., 2003.
  4. Михайлов Ф.Т. Немота мысли // Вопросы философии. 2005. №2.
  5. Михайлов Ф.Т. Прощай, философия! // Эпистемология и философия науки. 2005. №2.
  6. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. (В традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). М., 1994.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика