Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Личностно-смысловое отношение будущих специалистов к людям с нарушениями развития 950

Сарапулова М.А., старший преподаватель кафедры специальной педагогики Иркутского государственного педагогического университета, Иркутск, Россия

Аннотация

Отношение к людям с нарушениями развития является важной составляющей в работе специалистов. В данной статье описано исследование отношения студентов факультета специальной педагогики и психологии к людям с нарушениями развития. Показано, что характер отношения к людям с нарушениями развития зависит от когнитивной сложности, гибкости той системы личностных конструктов, которая лежит в основе их восприятия и оценки. Эмпирическое исследование включало в себя проведение модифицированного метода свободного оценивания, теста личностных конструктов Дж. Келли, теста незаконченных предложений. В исследовании приняли участие 155 студентов I, III и V курсов. Для студентов характерно построение многомерного образа человека с нарушениями развития, наличие альтернативных схем его восприятия и оценки, принятие идеи о разнообразии форм проявления человеческой индивидуальности; толерантное отношение к различиям между людьми, признание неоднозначности, спорности проблемы отношения к людям с нарушениями развития, открытость иным точкам зрения. Выделены типы отношения к людям с нарушениями развития — негативистский, сострадательный, конструктивный. Преобладает сострадательный тип отношений.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В эксперименте участвовали 155 студентов факультета специальной педагогики и психологии ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», из них первокурсников — 57, третьекурсников — 51 и пятикурсников — 47. Эксперимент позволил сравнить особенности отношения к человеку с нарушениями развития студентов разных курсов, увидеть, изменяется ли оно под влиянием обучения, сказывается ли объем получаемых в процессе профессиональной подготовки знаний о нарушениях психического и физического развития на отношении к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Всего было получено на I курсе 495 определений, на III — 401, на V — 430. При анализе результатов мы обратили внимание на количество полученных определений. По инструкции надо было дать не менее 10 определений. Мы ожидали, что это задание не вызовет у студентов затруднений. Однако в большинстве студенческих работ определений оказалось меньше установленного нами минимума. Среднее количество определений в одной работе составило у студентов I курса 8,7, III — 7,9, V — 9,1. В полном объеме инструкцию выполнили меньше половины первокурсников и третьекурсников (47,4 и 43,1% соответственно). На V курсе количество студентов, давших не менее 10 определений, составило 65,9%. Значительным оказался процент работ, в которых было всего от 1 до 5 определений (это меньше половины от заданного в инструкции): 8,7, 23,5 и 6,35% на I, III и V курсах соответственно.

Выявлены следующие характеристики отношения студентов к человеку с нарушениями развития:

1. Подчеркивание отличия человека с психофизическими нарушениями от других людей, в том числе и от самого студента. Отнесение человека с нарушениями к категории «не такой, как все».

Дифференцирующие признаки (не такой, как все; не от мира сего; особенный; непохож на других людей) преобладают над «присоединяющими» признаками (тоже человек; часть нашего общества; один из нас) на I курсе в 3,6 раза, на III курсе — в 2,0 раза, на V курсе — в 3,2 раза.

В тесте личностных конструктов субъективная межличностная дистанция проявляется в том, что в 85,7% случаев элементы «Я» и «Человек с нарушениями развития» располагаются на разноименных полюсах семантического пространства, т. е. противопоставляются по большинству факторов.

2.  Ориентировка при восприятии человека с нарушениями развития на признак «болезни, дефекты, недостатки». Например: неадекватно оценивает окружающее; не понимает сути вещей; отсталый во всех отношениях; с врожденными внешними уродствами; с врожденным наследственным заболеванием; больной; с уязвимой нервной системой; с психическими и физическими отклонениями. В описаниях этот признак преобладает, он зафиксирован во всех студенческих работах. То, что у такого человека кроме недостатков и аномалий есть сохранный фонд, потенциальные возможности, зоны успешности, компетентности, на которые необходимо опираться в своей работе специалисту, отметили 7 первокурсников из 57 (12,2%), 6 третьекурсников из 51 (11,7%) и 14 пятикурсников из 47 (29,7%). Они дали определения, характеризующие такого человека с положительной стороны. Например: имеет большие компенсаторные возможности; успешен в сфере физического труда; может быть хорошим работником; человек, который при хорошей работе специалистов успешно может оптимально развить свои возможности.

3.  Неизменность числа определений, в которых подчеркивается его индивидуальность, уникальность. Например: он — индивидуальность; уникален, как каждый из нас. На I курсе этих определений было 3, что составило 0,6% от общего числа определений, на III и V курсах — 10 и 8 определений соответственно. В процентном отношении это больше, чем на I курсе (III курс — 2,49%, V курс — 1,86%). Однако по числу студентов, указавших в своих работах этот признак, различия не велики: 8 третьекурсников и 8 пятикурсников.

4. Преобладание в образе человека с нарушениями развития отрицательных личностных черт. Упоминаются такие негативные личностные черты, как лживый, злой, ленивый, с пессимистическим характером, завистливый, жадный. Количество положительных личностных черт (доверчивый, наивный, ласковый, добрый, отзывчивый, человек с чистой душой, ответственный) к V курсу остается без изменений (8 определений на I курсе — 1,6%; 13 — на III курсе — 3,2%; 12 — на V — 2,7%). К тому же положительных личностных черт на всех курсах отмечено меньше, чем отрицательных (на I курсе — в 4,4 раза, на III — в 4,9 раза, на V курсе — в 5,9 раза).

Эти данные подтверждаются результатами теста личностных конструктов. Элемент «Человек с нарушениями развития» в 71% случаев располагается в «непротиворечивых» квадрантах семантического пространства, образованных одноименными, в данном случае отрицательными, полюсами факторов.

Литература
  1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
  2. Каган М.С., Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989. № 4.
  3. Леонтьев А.А. Ключевые идеи Л.С. Выготского — вклад в мировую психологию XX столетия // Психологический журнал. 2001. № 4.
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  6. Сарапулова М.А. Личностно-смысловое отношение к людям с нарушениями развития и его формирование у будущих специалистов: Дис. ... канд. психол. наук. Иркутск, 2005.
  7. Улыбина Е.В. Психология обыденного сознания. М., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика