Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Воспоминания о Жозефине Ильиничне Шиф 1240

Щербакова А.М., кандидат педагогических наук, профессор факультета Клинической и специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, shcherbakova.a.m@yandex.ru
Полный текст

Жозефина Ильинична Шиф (1904–1978) — профессор, доктор психологических наук, видный ученый, психолог и дефектолог. В январе 2004 г. исполнилось 100 лет со дня ее рождения.

Начав свою трудовую деятельность учителем начальных классов массовой школы, Ж.И.Шиф проявила интерес к исследовательской работе. Под руководством Л.С.Выготского она защитила кандидатскую диссертацию и издала книгу «Развитие научных понятий у школьника (1935).

В дальнейшем, став одним из ведущих сотрудников НИИ дефектологии, Ж.И.Шиф занималась общими вопросами специальной психологии, проблемами обучения и развития аномальных детей, особенностями формирования речи и мышления глухих и умственно отсталых школьников. Ею опубликовано свыше 100 работ по специальной психологии. Среди них следует особо отметить книгу «Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей» — фундаментальный вклад в теорию и практику сурдопсихологии.

К юбилею Ж.И.Шиф ее дочь Т.Ф.Костина составила книгу, в которую вошли воспоминания коллег, учеников, а также друзей известного ученого. Свой вклад в книгу внесли Г.Л.Выгодская, Р.Д.Бабенкова, И.М.Бгажнокова, И.В.Белякова, С.Д.Забрамная, Э.И.Леонгард, А.Р.Маллер, Е.Н.Марциновская, Л.П.Носкова, В.Г.Петрова, Л.И.Солнцева, Г.В.Цикото.

При чтении книги возникает светлый образ не только выдающегося исследователя, но и чистого, отзывчивого, цельного человека, всегда готового оказать помощь и поддержку. Воспоминания содержат интересные и ценные приметы времени, передана атмосфера того или иного исторического периода, что делает ткань повествования живой и осязаемой.

Теплые слова любви произносит Г.Л.Выгодская, еще девочкой знавшая Жозефину Ильиничну. В жизни Гиты Львовны Ж.И.Шиф сыграла очень значительную роль, помогла ей сделать первый научный шаг в дефектологии.

Р.Д.Бабенкова вспоминает, что в «кабинет, где находились Ж.И.Шиф и В.Г.Петрова, можно было войти в любое время, всех встречали приветливо. Молодежь ободряла искренняя заинтересованность и желание помочь в конкретной ситуации». Римма Дмитриевна отмечает, что Ж.И.Шиф «обладала особой интеллектуальной одаренностью, которая в сочетании с личной скромностью и чистотой помыслов создавала уникальность каждого общения».

Ученики Жозефины Ильиничны — ее аспиранты (И.М.Бгажнокова, И.В.Белякова, А.Р.Маллер, Г.В.Цикото) — говорят о том, что работа с ней «была подлинная не только научная школа, а школа человеческого участия, нравственного высокого духа поведения в обществе людей».

Э.И.Леонгард рассказывает о принципиальной поддержке группы исследователей детей с нарушенным слухом (А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард). Жозефина Ильинична «была, пожалуй, единственным человеком, который был открыто солидарен» с членами группы. «Теперь ее смелая позиция полностью оправдалась: работа с семьей, участие родителей в обучении и воспитании считаются обязательными составляющими процесса реабилитации детей с нарушенным слухом. Развитие слухового восприятия, речевого слуха — обязательный раздел современных программ обучения дошкольников и школьников с нарушенным слухом, как и обязательное ношение детьми индивидуальных слуховых аппаратов». Эти и другие положения в конце 70-х гг. XX в. считались неприемлемыми, но Ж.И.Шиф была предана своим друзьям и защищала их позиции.

Большой интерес представляют воспоминания В.Г.Петровой, которые она назвала «Воспоминания об Институте дефектологии, Ж.И.Шиф и коллегах». Вера Георгиевна отмечает вклад Жозефины Ильиничны в олигофренопсихологию: «В 1955 г. Ж.И.Шиф стала заведующей лабораторией по изучению психологии умственно отсталого ребенка», хотя до этого занималась в основном обучением глухих детей. В.Г.Петрова поясняет, что «все психологи работали с разными проблемными школьниками. Когда проводили какую-то методику, то испытуемыми были и глухие, и умственно отсталые, и нормальные дети ... Это были очень продуктивные исследования». Важным и новаторским направлением работы Ж.И.Шиф стало исследование проблемы личностных особенностей умственно отсталых школьников. В работах ее аспирантов «четко показано, что личностные особенности умственно отсталых существенно отличаются от того, что имеется у нормально развивающихся детей». Воспоминания В.Г.Петровой ценны и тем, что в них рассказывается о работе Научно-исследовательского института дефектологии в период 50—70-х гг. XX в., о его ведущих сотрудниках.

И.В.Белякова вспоминает о том, что «в последние годы жизни Жозефина Ильинична уделяла много времени работе по подборке и комментариям к статьям Л.С.Выготского по проблемам дефектологии». В то время труды Л.С.Выготского впервые издавались как собрание сочинений. Ж.И.Шиф вместе с коллегами Т.А.Власовой, Э.С.Бейн, Н.Г.Морозовой, Р.Е.Левиной составляла и готовила к печати пятый том, посвященный основам дефектологии. По словам И.В.Беляковой, «начало работы над томом, сбор всех необходимых статей Л.С.Выготского, первые редакционные правки, расшифровка многих имен и фамилий, которые упоминались в этих статьях, — все это легло на плечи Жозефины Ильиничны».

Многие авторы воспоминаний свидетельствуют о том, каким блестящим лектором была Ж.И.Шиф. Так, Л.П.Носкова рассказывает, как предмет «Специальная психология» стал для нее ключевым. Учебников не было. Лектор давала «очень четкие формулировки конкретных понятий», часто вела диалог со слушателями. Далее Л.П.Носкова заключает: «Ж.И.Шиф давала нам, студентам, исследовательскую “закваску”... настраивала на серьезный научный подход к специальности».

Прекрасные «Воспоминания о маме» включила в книгу дочь Ж.И.Шиф — Татьяна Федоровна Костина, дав полный обзор ее жизненного пути.

На страницах книги читатель встретится не только с крупным ученым, автором многих монографий и статей по специальной психологии, но и с отзывчивым, добрым, любящим человеком, прекрасным собеседником — Жозефиной Ильиничной Шиф.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Воспоминания о Жозефине Ильиничне Шиф. Сборник статей / Сост. Т.Ф. Костина.М.: ИПЦ «Планета», 2004. — 108 с.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика