Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте 875

Поддьяков А.Н., доктор психологических наук, профессор факультета психологии Государственного университета Высшей школы экономики, Москва, Россия, alpod@gol.ru

Аннотация

Анализируется книга Х. Вернера (1890—1964) «Сравнительная психология умственного развития», впервые опубликованная 80 лет назад и многократно переиздававшаяся и переиздающаяся до начала XXI в. Обсуждение ведется с точки зрения современной психологии развития, культурно-исторической психологии, наук о сложности и, в целом, в контексте динамики типов научной рациональности. Рассматриваются: возможности развития ортогенетического принципа Гёте — Спенсера — Вернера по отношению к системам, далеким от равновесия интеграции и дифференциации; парадоксы системного мышления, относительность различений холизма и редукционизма; проблемы онтогенетического развития и межкультурных сравнений. Сопоставляются методологические, этические и социальные проблемы, анализируемые Х. Вернером и современными исследователями.

Ключевые слова: сравнительная психология

Рубрика: Проблемы развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Особый интерес представляет сравнение подходов Х.Вернера и Л.С.Выготского. Сейчас уже требуется специальная работа с терминами, чтобы понять, почему Х.Вернер утверждал, что «идея культуры как создателя психики есть возврат к атомистической психологии» [36, с. 16—17]. Это высказывание кажется противоречащим идее Л.С.Выготского об интери-оризации механизмов культуры и культурном опосредовании как детерминанте психического развития. Но по тексту книги можно видеть, что в тот период Х.Вернер практически не знал работ Л.С.Выготского, и его критика относится к другим, ныне почти

забытым авторам, использовавшим понятие культуры в значении, интересном сейчас в основном историкам науки. При этом он считал: «Отдельный человек как член родовой общности имеет те характеристики, которые принадлежат ему, потому что он интегрирован в эту общность… Человек думает, говорит на определенном языке и действует определенным образом в силу своего участия в этом целом, интеграции в него» [36, с. 9]. Очевидно, что это высказывание, скорее, созвучно культурно-историческому подходу Л.С.Выготского, чем противоречит ему.

Более того, можно обнаружить фундаментальные параллели в развертывании мысли Х.Вернера и Л.С.Выготского, в их методологии. Один из примеров касается так называемых генетических экспериментов — экспериментов по изучению развития. Х.Вернер исследовал принципы исторического развития музыкальных систем и освоение этих систем ребенком. Он провел блестящий генетический эксперимент, в котором испытуемых обучали искусственно созданной музыкальной системе тонов и интервалов между ними. По Х.Вернеру, анализ процесса овладения этой системой позволяет понять универсальные законы развития.

Для отечественного читателя нет нужды подробно объяснять, что мысль Л.С.Выготского развертывалась в принципиально сходном направлении, хотя и была реализована в другой предметной области. Он изучал стадии исторического и онтогенетического развития мышления и овладения понятиями, и соответственно в своем генетическом эксперименте использовал систему специально разработанных геометрических объектов, различающихся по форме, высоте и т. д. и имеющих специально придуманные искусственные названия (методика двойной стимуляции). Диалог ученых по этому поводу мог бы быть очень интересен.

Вышеприведенные, а также некоторые другие параллели подтверждают положение Б.Г.Мещерякова о том, что теория Х.Вернера является одним из проектов культурно-исторической психологии, развивавшихся параллельно с проектом Л.С.Выготского [7].

Литература
  1. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985.
  2. Иванченко Г.В. Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве. Таганрог, 1999.
  3. Каданкова Н.Н. Психологические особенности детей при переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Феномен пяти лет// Дис. ... канд. психол. наук. М., 2000.
  4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. М., 2005.
  5. Лем С. Из воспоминаний Йона Тихого. М., 1990.
  6. Лем С. Библиотека XXI века. М., 2003.
  7. Мещеряков Б.Г. Науки на перекрестке культуры и психологии // Доклад на международной конференции «Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы». М.: МГППУ, 3—4 октября 2006 г.
  8. Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990.
  9. Нейропсихология сегодня / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1995.
  10. Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. М., 1991.
  11. Поддьяков А.Н. Психология конкуренции в обучении. М., 2006.
  12. Поддьяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 1997. № 5.
  13. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой. М., 1986.
  14. Пьянкова С.Д. Динамика когнитивной интегрированности в процессе интеллектуального онтогенеза // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований. М., 2005.
  15. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  17. Садовский В.Н. Парадоксы системного мышления // Системные исследования. М., 1972.
  18. Степин В.С. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
  19. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Ениколопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
  20. Хофштадтер Д. Гёдель, Эшер, Бах: эта бесконечная гирлянда. М., 2001.
  21. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М., 1997.
  22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.; Воронеж, 2003.
  23. Эшби У.Р. Принципы самоорганизации // Принципы самоорганизации. М., 1966.
  24. Barton B., Fairhall U. Is mathematics a Trojan horse? // Mathematics in Maori education / B. Barton, Fairhall U. (eds). Auckland, 1995.
  25. Benson C. The Cultural Psychology of Self: Place, Morality and Art in Human Worlds. L., 2001.
  26. Diaz E., Hernandez J. Zones of Negative Development: Analysis of Classroom Activities and the Academic Performance of Bilingual, Mexican American students in the United States // Abstracts of the 4th congress of the ISCRAT. Denmark, Aarhus, June 7—11, 1998.
  27. Dooley K.J. A Complex Adaptive Systems Model of Organization Change // Nonlinear dynamics, psychology and life sciences. 1997. Vol. 1 (1).
  28. Franklin M.B. Prologue to the Percheron Press Edition // Werner H. Comparative psychology of mental development. N.Y., 2004.
  29. Haken H. Advanced Synergetics. An Introduction. Berlin, 1983.
  30. Hedegaard M. Strategies for Dealing with Conflicts in Value Positions between Home and School: Influences on Ethnic Minority Students' Development of Motives and Identity // Culture and psychology. 2005. Vol. 11 (2).
  31. Heylighen F. The Growth of Structural and Functional Complexity During Evolution // The evolution of complexity / F. Heylighen, J. Bollen, A. Riegler (eds). Dordrecht, 1999. Электронная версия: http: // pespmc1. vub.ac.be / Papers / ComplexityGrowth.pdf.
  32. Nisbett R.E. The Geography of thought: how Asians and Westerners think differently…and why. N.Y., 2003.
  33. Poddiakov A. Developmental Comparative Psychology and Development of Comparisons // Culture & psychology. 2006. Vol. 12 (3).
  34. Springer S.P., Deutsch G. Left Brain, Right Brain. San Francisco, 1989.
  35. The NetLogo Learning Lab. http://netlogo.modeling-complexity.org/default.htm.
  36. Werner H. Comparative Psychology of Mental Development. N.Y., 2004.

Сравнительная психология, сравнительная психология развития, Вернер Х.

Поддьяков А.Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика