Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе 993

Коул М., доктор психологических наук, профессор, Калифорнийский университет Сан-Диего, Сан-Диего, США, lchcmike@gmail.com

Аннотация

В статье представлено теоретическое обоснование положения о том, что культура является составляющей психических процессов человека. Цель этой статьи состоит в том, чтобы защитить утверждение, что человеческая культура является составляющей человеческих психических процессов. Несколько видов данных представлены в поддержку этого положения: явления, связанные со стабилизацией изображений на сетчатке; нелинейность культурного/когнитивного времени, которое действует как механизм трансформации, объединяющий материальные и идеальные аспекты культуры; данные относительно влияния культуры как нелинейного источника структурации в человеческом онтогенезе (пролепсис) и, наконец, данные о способах, которыми культурные практики влияют на функционирование мозга.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Рассмотренные выше данные о связи между культурной практикой и мозговыми изменениями согласуются с данными Скрибнер, Коула и их коллег, изучавших с помощью комбинации психологических и этнографических методов эту же проблему среди либерийского народа ваи. В их исследовании участвовали люди, которые стали грамотными без школьного обучения, а также те, кто посещал школу, чтобы стать грамотным. Ученые пришли к выводу, что последствия грамотности являются контекст-специфической культурной функцией. Степень выраженности этих последствий определяется тем, насколько навыки грамотности включены в разные практики. К такому же выводу ведут и исследования восприятия стабилизированных изображений, рассматривавшиеся в начале статьи.

Культура и филогенез, как утверждал Гирц, были вместе переплетены в процессе гоминизации «с самого начала». История, в этом смысле, может становиться судьбой, но только до тех пор, пока нелинейный вклад культуры не может создать достаточные ограничения, которые бы потребовали мозговой специализации; поэтому cо-конструирование культуры и биологии больше не может игнорироваться в исследованиях обучения и развития человека.

Литература
  1. Ardila A., Rosselli M., and Puente A.E. (1994). Neuropsychological Evaluation of the Spanish Speaker. (New York: Plenum).
  2. Baltes P.B., Reuter-Lorenz P.A., and Rosler F. (eds.). (2006). Lifespan Development and the Brain: The perspective of biocultural co-construction. (New York: Cambridge University Press).
  3. Berry J.W., Dasen P.R., and Saraswathi T.S. (Eds.). Handbook of Cross-Cultural Psychology. Vol. 2: Basic Processes and Human Development. (Boston, MA: Allyn & Bacon).
  4. Bornstein M., Toda S., Azum, H., Tamis-LeMonda C. et al. (1990). Mother and infant activity and interaction in Japan and in the United States: II. A comparative microanalysis of naturalistic exchanges focused on the organization of infant attention. International Journal of Behavioral Development. 13 (3). 289—308.
  5. Boysen S.T., and Hallberg K. (2000). Primate numerical competence: Contributions toward understanding nonhuman cognition. Cognitive Science. Special Issue: Primate cognition, 24 (3), 423—443.
  6. Bronson G.W. (1991). Infant differences in rate of visual encoding. Child Development, 62, 44—54.
  7. Byrne R.W., Barnard P.H., Davidson I., Janik V.M., McGrew W.C., Miklosi A, & Wiessner P. (2004). Understanding culture across species. Trends in Cognitive Sciences, 8 (8), 341—346.
  8. Castro Caldas A. (2004). Targeting regions of interest for the study of the illiterate brain. International Journal of Psychology, 39 (1), 5—17.
  9. Cole M. (1988). Cross cultural research in the socio historical tradition. Human Development, 31, 147—157.
  10. Cole M. (2006). Culture and cognitive development in phylogenetic, historical development in phylogenetic, historical, and ontogenetic perspective. In D. Kuhn and R. Siegler (еds.), Handbook of Child Psychology, Vol. 2: Cognition, perception and language (6th ed.) (New York: Wiley), pp. 636— 683.
  11. Cole M. and Means B. (1981). Comparative Studies of How People Think. (Cambridge, MA: Harvard Univesity Press).
  12. D'Andrade R. (2001). A cognitivist's view of the units debate in cultural anthropology.
  13. Cross-Cultural Research: The Journal of Comparative Social Science. Special Issue: The units of culture. 35 (2), 242—257.
  14. Donald M. (2001). A Mind so Rare: The Evolution of Human Consciousness. (New York: W. Norton and Co.)
  15. Geertz C. (1973). The Interpretation of Culture. (New York: Basic Books).
  16. Gelman R., and Gallistel R. ( 2004). Language and the origin of numerical concepts. Science, 306 (5695), 441—443.
  17. Gelman R., and Williams E.M. (1998). Enabling constraints for cognitive development and learning: Domain specificity and epigenesis. In D. Kuhn and R. S. Siegler (Eds.), Handbook of Child Psychology, Vol. 2 (Fifth Edition). (New York: Wiley), pp 575—630.
  18. Gesell A. (1945). The Embryology of Behavior. (New York: Harper & Row).
  19. Goodnow J. (1990). The socialization of cognition: Acquiring cognitive values. In J. Stigler, R. Shweder, and G. Herdt (еds.), Culture and Human Development. (Chicago: University of Chicago Press), pp. 259—286.
  20. Gordon P. (2004). Numerical cognition without words: Evidence from Amazonia. Science. Special Issue: Cognition and Behavior, Vol. 306 (5695), 496—499.
  21. Greenfield P.M., Brazelton T.B., and Childs C.P. (1989). From birth to maturity in Zinacantan: Ontogenesis in cultural context. In V. Bricker and G. Gossen (еds.), Ethnographic Encounters in Southern Mesoamerica: Celebratory Essays in Honor of Evon Z. Vogt. (Albany, NY: Institute of Mesoamerican Studies, State University of New York).
  22. Hatano G. (1997). Commentary: Core domains of thought, innate constraints, and sociocultural contexts. In H.M. Wellman and K. Inagaki (еds.). The Emergence of Core Domains of Thought: Children's Reasoning About Physical, Psychological, and Biological Phenomena. (San Francisco: Jossey-Bass), pp. 71—78.
  23. Hatano G., and Inagaki K. (2002). In W.W. Hartup and R.K. Silbereisen (еds.), Growing Points in Developmental Science: An Introduction. (Philadelphia, PA: Psychology Press), pp. 123—142.
  24. Hauser M.D., and Carey S. (1998). Building a cognitive creature from a set of primitives: Evolutionary and developmental insights. In D. Cummins Dellarosa and C. Allen (eds.), The Evolution of Mind. (London: Oxford University Press), pp. 51—106.
  25. Hebb D.O. (1949). The Organization of Behavior: A Neuropsychological Theory. New York, N.Y.: Wiley.
  26. Inhoff A.W., and Topolski R. (1994). Use of phonological codes during eye fixations in reading and in on-line and delayed naming tasks. Seeing morphemes: Loss of visibility during the retinal stabilization of compound and pseudocompound words. Journal of Memory and Language. 33 (5), 689—713.
  27. Kroeber A.L., and Kluckhon C. (1952). Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. Papers of the Peabody Museum, 47 (11), 1—223.
  28. Lave J., and Wenger E. (1991). Situated learning. Legitimate peripheral participation. (Cambridge: University of Cambridge Press).
  29. Li S-C. (2006). Biocultural co-construction of life-span development. In P. Baltes, R. A. Reuter-Lorenz, and F. Rosler (еds.). Lifespan Development and the Brain: The Perspective of Biocultural Co-Constructivism. (New York: Cambridge University Press).
  30. Mac Farlane A. (1977). The Psychology of Childbirth. (Cambridge, MA: Harvard University Press).
  31. Matin E., Clymer A.B., and Matin C. (1972). Metacontrast and saccadic suppression. Science, 178, 179— 181.
  32. McGrew W.C. (1998). Culture in nonhuman primates? Annual Review of Anthropology, 27, 301—328.
  33. Mohanty A., Perregaux C. (1997). Language acquisition and bilingualism // J.W. Berry, P.R. Dasen & T.S. Saraswathi, Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 2: Basic processes and human development (2nd ed.), pp. 217—253. Needham Heights, MA, US: Allyn & amp; Bacon.
  34. Ostrosky F., Quintanar L., Canseco E., Meneses S., Navarro E., and Ardila A. (1986). Habilidades cognoscitivas y nivel sociocultural. Revista de Investigacin Clinica, 38, 37 42.
  35. Pascalis O., De Schonen S., Morton J., and Deruelle C. (1995). Mother's face recognition by neonates: A replication and an extension. Infant Behavior and Development. 18 (1), 79—85.
  36. Pica P., Lemer C., Izard V. и Dehaene S. (2004). Exact and Approximate Arithmetic in an Amazonian Indigene Group. Science. Special Issue: Cognition and Behavior. 306 (5695), pp. 499—503.
  37. Plotkin H. (2001). Some elements of a science of culture. In E. Whitehouse (Ed.), The Debated Mind: Evolutionary Psychology Versus Ethnography. (New York: Berg), pp. 91—109.
  38. Posner J. (1982) The development of mathematical knowledge in two West African societies. Child Development, 53 (1), pp. 200—208.
  39. Pritchard R.M. (1961). Stabilized images on the retina. Scientific American, 204, 72—78.
  40. Quartz S.R., and Sejnowski T.J. (2002). Liars, Lovers, and Heroes: What the New Brain Science Reveals About How We Become Who We Are. (New York: William Morrow).
  41. Rogoff B. (2003). The Cultural Nature of Human Development. (New York: Oxford University Press).
  42. Rubin J.Z., Provenzano F.J., and Luria Z. (1974). The eye of the beholder: Parents' view on sex of newborns. American Journal of Orthopsychiatry, 44, 512—519.
  43. Saxe G. (1981). Body parts as numerals: A developmental analysis of numeration among the Oksapmin in Papua New Guinea. Journal of Educational Psychology, 77 (5), 503— 513.
  44. Saxe G., and Esmonde I. (2005). Studying cognition in flux: A historical treatment of Fu in the shifting structure of Oksapmin mathematics. Mind, Culture, and Activity, 12 (3— 4), 171—225.
  45. Scribner S., and Cole M. (1981). The Psychology of Literacy. (Cambridge, MA: Harvard University Press).
  46. Tanaka S., Michimata C., Kaminaga T., Honda M., and Sadato N. (2002). Superior digit memory of abacus experts: An event-related functional MRI study. NeuroReport, 13 (17), 2187—2191.
  47. Tobin J.J., Wu D.Y.H., and Davidson D.H. (1989). Preschool in Three Cultures. (New Haven, CT: Yale University Press).
  48. Valsiner J. (1988). Developmental Psychology in the Soviet Union. (Bloomington: Indiana University Press).
  49. Vygotsky L.S. (1978). Mind in Society. (Cambridge, Harvard University Press).
  50. Wertsch J. (1985). Vygotsky and the Social Formation of Mind. (Cambridge, MA: Harvard University Press).
  51. Whiten A. (2000). Cognitive Science, 24 (3), 477—508.
  52. Whiting R. (1989). You've gotta have Wa (New York: Macmillan).
  53. Zinchenko V.P., & Vergiles N.Yu. (1972). Formation of visual images. New York: Consultants Bureacy // Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., Изд-во МГУ, 1969.
  54. Zur O. and Gelman R.R. (2004). Young children can add and subtract by predicting and checking. Early Childhood Qurterly Review, 19, 121—137.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика