Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Развитие идей Л.С.Выготского о сензитивных периодах онтогенеза в современной отечественной и зарубежной психологии 1760

Калашникова М.Б., доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Нижний Новгород, Россия, kmb@novsu.ac.ru

Аннотация

В статье рассматривается современное состояние проблемы сензитивных периодов онтогенеза. Анализируются различные модели. Подробно раскрывается авторская модель биосоциального равновесия, где сензитивные периоды рассматриваются как феномен динамического единства биологических и социальных факторов, влияющий на онтогенез ребенка и создающий наиболее благоприятные условия для развития определенных психических функций. Приведен анализ предлагаемых параметров для диагностики сензитивности и доказывается возможность использования критерия мотивационной готовности к принятию внешнего воздействия в качестве диагностического показателя. Доказывается, что селективное выпадение биологических или социальных факторов (например, у детей с задержкой психического развития), а также нарушение их баланса в онтогенезе приводят к различным нарушениям возрастной сензитивности и психического развития ребенка в целом.

Рубрика: Теория и методология

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В проведенном нами исследовании, где объектом выступили дети и подростки с задержкой психического развития, экспериментально доказано, что в силу психофизиологических,  нейропсихологических  и собственно психологических причин у них происходит селективное выпадение или биологической, или социальной составляющей возрастной сензитивнос-ти, что приводит к смещению возрастных границ СП, т.е. повышение чувствительности наступает позже на 1,5—2 года, чем у нормально развивающихся детей [6]. Особенностью сензитивности в развитии логического мышления у подростков с ЗПР является ее парциальный характер — наблюдается одновременно сочетание как нормального (развитие пространственных характеристик мышления), так и задержанного развития отдельных компонентов логического мышления (классификации и обобщения).

Таким образом, проведенный анализ современного состояния возрастной сензитивности показывает, что существующие исследования описывают содержание феномена на ранних этапах онтогенеза (верхняя граница — подростковый возраст); рассматриваются и обсуждаются различные модели сензитивности, но нет единой концепции, объясняющей повышение чувствительности к внешним воздействиям; нет надежного инструментария для своевременной диагностики сензитивности. Феномен возрастной сензитивности по-прежнему требует пристального внимания и изучения.

Литература
  1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1980. Т. I.
  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. М., 1987.
  3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1999.
  5. Запорожец А.В. К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей 6-летнего возраста // Советская педагогика. 1973. № 1.
  6. Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития. Великий Новгород, 2002.
  7. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.
  8. Лейтес Н.С. К вопросу о природных предпосылках дифференциально-психологических свойств // Соотношение биологического и социального в человеке. М., 1975.
  9. Леонтьев А.Н. О социальной природе психики человека // Вопросы философии. 1961. № 1.
  10. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. 1994. № 1.
  11. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М., 1995.
  12. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. М., 1996.
  13. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
  14. Проблема индивидуальности в онтопсихологии / Под общ. ред. А.А. Крылова, Е.Ф. Рыбалко. СПб., 1993.
  15. Развитие личности ребенка / Пер. с англ. М., 1987.
  16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1.
  17. Современные подходы к болезни Дауна / Под ред. Д. Лейна, Б. Стэтфорда. М., 1991.
  18. Aslin R.N. Experimental influences and sensitive periods in perceptual development: A unified model // Development of perception. V. 2. N.Y.,1981.
  19. Bateson P. How do sensitive periods arise and what are they for? // Animal Behavior. 1979. V. 27.
  20. Bornstein M. (ed.). Sensitive periods in development: Interdisciplinary perspectives. Hillsdale, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Assotiates, Publishers, 1987.
  21. Gottlieb J. Тhe role of experience in the development of behavior and the nervous system // Neural andbehavioural specificity. N.Y., 1976.
  22. Hubel D., Wiesel T. The period of susceptibility to the physiological effects of unilateral eye closure in kittens // J. Physiology. 1970. V. 206.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика