Отчет о научной поездке в Бразилию

584

Аннотация

Краткий отчет о поездке сотрудников кафедры культурно-исторической психологии МГППУ в Бразилию для участия в работе Международного конгресса в университете г. Маринга (штат Парана) и специально организованном двухдневной семинаре в университете г. Кампинас. Состоявшиеся контакты с бразильскими коллегами свидетельствуют о большом их интересе к идеям научной школы Л.С. Выготского.

Общая информация

Рубрика издания: Научная жизнь

Тип материала: материалы конференции

DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2007030414

Для цитаты: Мещеряков Б.Г., Обухова Л.Ф. Отчет о научной поездке в Бразилию // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 4. С. 121–124. DOI: 10.17759/chp.2007030414

Фрагмент статьи

В Бразилии в университете города Маринга (штат Парана) с 18 по 21 сентября 2007 г. проводился III Международный конгресс по психологии с символической темой «Коллективность и субъективность в современном обществе» (III International Congress of Psychology — Maringa, Parana, Brazil). На конгресс были приглашены авторы данного отчета. Организаторы предоставили нам возможность выступить по два раза. 18 сентября сначала состоялась 4-часовая лекция Л.Ф.Обуховой на тему «Сходство и различия между двумя психологическими теориями: Выготский и Гальперин», во второй половине того же дня с 4-часовой лекцией выступил Б.Г.Мещеряков («Культурно-исторический подход Выготского к проблеме психического развития: история, методология и теория»). 19 сентября российские представители в течение трех часов провели совместное выступление. Если в первый день большинство слушателей составляли преподаватели, аспиранты и научные работники, то на второй день в рядах слушателей преобладали студенты. Следует заметить, что в бразильских университетах студентам засчитывается в качестве учебной работы даже «пассивное» участие в научных конференциях.

Согласно информации организаторов, они стремились на этом конгрессе собрать известных исследователей из Бразилии и из-за границы, студентов, изучающих психологию и родственные области, специалистов из сфер здравоохранения и образования, а также всех заинтересованных представителей гуманитарных наук. Одна из самых важных целей Конгресса формулировалась как проведение разговора между представителями различных отраслей человеческого знания с ориентацией на конструирование междисциплинарного знания. Организаторы конгресса выражали намерение направить этот многосторонний диалог на разрушение барьеров, которые разъединяют знание и мешают междисциплинарному сотрудничеству при решении проблем современного общества. Действительно, тематика докладов была очень пестрой: «Марксизм и обучение», «Психология и спорт», «Особенности клинического взаимодействия с пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера», «Бытие и смерть в современном обществе», «Здоровье и работа сегодня», «Что есть ребенок?», «Групповая терапия: современные подходы». Основной язык конгресса был португальский (выступления россиян переводились с русского на португальский), на кафедре культурно-исторической психологии имеется CD с материалами конференции.

Полный текст

В Бразилии в университете города Маринга (штат Парана) с 18 по 21 сентября 2007 г. проводился III Международный конгресс по психологии с символической темой «Коллективность и субъективность в современном обществе» (III International Congress of Psychology — Maringa, Parana, Brazil). На конгресс были приглашены авторы данного отчета. Организаторы предоставили нам возможность выступить по два раза. 18 сентября сначала состоялась 4-часовая лекция Л.Ф.Обуховой на тему «Сходство и различия между двумя психологическими теориями: Выготский и Гальперин», во второй половине того же дня с 4-часовой лекцией выступил Б.Г.Мещеряков («Культурно-исторический подход Выготского к проблеме психического развития: история, методология и теория»). 19 сентября российские представители в течение трех часов провели совместное выступление. Если в первый день большинство слушателей составляли преподаватели, аспиранты и научные работники, то на второй день в рядах слушателей преобладали студенты. Следует заметить, что в бразильских университетах студентам засчитывается в качестве учебной работы даже «пассивное» участие в научных конференциях.

Согласно информации организаторов, они стремились на этом конгрессе собрать известных исследователей из Бразилии и из-за границы, студентов, изучающих психологию и родственные области, специалистов из сфер здравоохранения и образования, а также всех заинтересованных представителей гуманитарных наук. Одна из самых важных целей Конгресса формулировалась как проведение разговора между представителями различных отраслей человеческого знания с ориентацией на конструирование междисциплинарного знания. Организаторы конгресса выражали намерение направить этот многосторонний диалог на разрушение барьеров, которые разъединяют знание и мешают междисциплинарному сотрудничеству при решении проблем современного общества. Действительно, тематика докладов была очень пестрой: «Марксизм и обучение», «Психология и спорт», «Особенности клинического взаимодействия с пациентами, страдающими болезнью Альцгеймера», «Бытие и смерть в современном обществе», «Здоровье и работа сегодня», «Что есть ребенок?», «Групповая терапия: современные подходы». Основной язык конгресса был португальский (выступления россиян переводились с русского на португальский), на кафедре культурно-исторической психологии имеется CD с материалами конференции. Во время работы конгресса ректор университета Маринги — проф. Десио Сперандио — принял иностранных гостей (помимо нас, на встрече были два преподавателя из Франции и один из Испании). Ректор рассказал о своем университете и выразил пожелание устанавливать международные связи (обмен студентами, аспирантами, преподавателями). После этой конференции мы посетили другой университет Бразилии — в городе Кампинас (штат Сан Паулу), где также в течение двух дней выступали перед преподавателями, научными работниками и студентами (лекции и дискуссии), обсуждали трудности перевода работ Л.С. Выготского на иностранные языки (английский, испанский, португальский), знакомились с этим грандиозным университетом. Наиболее тесные контакты у нас были с преподавателями Института обучения — Аной Смолкой и Ангелом Пино, которые в своей научной и педагогической деятельности опираются на идеи российской культурно-исторической психологии и в настоящее время готовят материалы для публикации в журнале «Культурно-историческая психология». По результатам общения со многими преподавателями, исследователями, студентами двух университетов Бразилии можно сделать вывод о большом интересе бразильских коллег как к истории российской психологии, так и к современным исследованиям психологов научной школы Л.С. Выготского, а также их практическим применениям, в частности в сфере образования.

В интервале между пребыванием в двух университетах состоялось краткое посещение Центра Консциенциологии (исследований сознания) в Игуасу, основателем и руководителем которого является Вальда Вейра. На территории центра расположены десятки лабораторных домиков, библиотека, лекционные аудитории. В библиотеке центра мы обнаружили своеобразный культ научных словарей и энциклопедий в области человекознания, включая психологию. Здесь мы познакомились с говорящим по-русски практическим психологом Улиссом Шлоссером, который в 1980-е гг. учился в московском институте физической культуры.

В заключение мы должны выразить благодарность Марилде Фасси (Marilda Goncalves Dias Facci) из университета в г. Маринга и Ане Смолке (Ana Smolka) из университета в г. Кампинос за большой вклад в организацию нашей поездки в Бразилию, а также нашему добровольному гиду в Игуасу — историку Герману Стерлингу, который изучает историю европейского завоевания индейских народов в Бразилии.

Информация об авторах

Мещеряков Борис Гурьевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ФСГН, Государственный университет «Дубна» (ГБОУ ВО МО «Университет “Дубна”»), Заместитель главного редактора международного научного журнала «Культурно-историческая психология», Дубна, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6252-2822, e-mail: borlogic1@gmail.com

Обухова Людмила Филипповна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2587
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 584
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1