Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Комментарий к статье Я.Б. Дереговски "О восприятии и изображении трех важных характеристик объектов" 631

Гончаров О.А., доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии института общественных наук, РАНХиГС при Президенте РФ, Сыктывкар, Россия, oleggoncharov@inbox.ru
Полный текст

Впервые российской аудитории представлена статья проф. Дереговски, британского психолога польского происхождения. Ян Бронислав Дереговски родился 1 марта 1933 г. в Пинске (Польша). Получил образование в университете Лондона по специальностям гражданское строительство и психология. В настоящее время он профессор университета в Абердине (Шотландия), член Эдинбургского королевского общества.

Дереговски является одним из наиболее авторитетных специалистов в области кросс-культурной психологии. Заслуживает уважения география его исследований: ЮАР, Намибия, Зимбабве, Замбия, Свазиленд, Эфиопия, Кения, Кот-д'Ивуар, Австралия, Бразилия, Исландия и еще ряд других менее экзотичных стран. Область его научных интересов сосредоточена на проблемах пикториального восприятия. Что является основой узнавания изображений на картинах? Как мы различаем положение и форму предметов в изображаемом пространстве? Какова роль опыта и обучения в восприятии изображений? Вот, пожалуй, ведущие вопросы, на которые Дереговски старается найти ответ в своих исследованиях. Эти вопросы имеют важное значение не только в когнитивном, но и в методологическом аспекте. Очень часто в психологических тестах вместо предметов предъявляются их изображения, а результаты этих исследований интерпретируются как в случае обращения с самими предметами. В какой мере допустимо считать, что реалистичные изображения эквивалентны в перцептивном отношении реальным предметам?

Сами эти вопросы, на первый взгляд, могут показаться несколько странными. С раннего детства мы видим в своем окружении массу рисунков и не испытываем никаких трудностей в определении их предметных и пространственных свойств. В то же время мы легко замечаем недостатки в художественных произведениях других эпох и культур, которые зачастую нам кажутся странными, неестественными, примитивными. Чтобы осознать всю сложность поставленной проблемы, нужно по-иному взглянуть на многие привычные вещи. А как представители других сообществ будут воспринимать традиционные для европейской культуры произведения?

В поиске ответов на эти, а также ряд других частных вопросов Дереговски проводит свои исследования в трех основных направлениях. Во-первых, это многочисленные кросс-культурные экспедиции. В них показано, что диапазон возможных реакций на различные изображения у представителей разных культурных сообществ весьма широк — от полного неузнавания изображений до их отождествления с самими объектами. Особенно показательной в этом отношении была экспедиция в отдаленную провинцию Эфиопии, в которой живут представители племени Me'en, к тому времени вообще не имевшие изобразительной практики и опыта восприятия изображений (Deregowski, Muldrow & Muldrow, 1972). Во-вторых, Дереговски активно прибегает к антропологическим и археологическим находкам. В своих работах он проводит детальный анализ художественных произведений, начиная от наскальных рисунков первобытных людей до творений великих мастеров прошлого и настоящего. В-третьих, это экспериментально-психологические исследования, во время которых (в строгих лабораторных условиях с помощью сложных технических приспособлений) он проверяет многочисленные гипотезы, выдвигаемые на основе кросс-культурных и исторических находок. Таким образом, в широком понимании Дереговски можно охарактеризовать как представителя культурно-исторической психологии. (Конечно, здесь не имеется в виду узкое понимание культурно-исторической психологии, т.е. отечественная школа психологических исследований, основы которой были заложены Л.С. Выготским.)

Все указанные особенности научного подхода Дереговски в полной мере проявились и в этой его статье, обобщающей его многолетние антропологические, кросс-культурные и лабораторные исследования. В статье дан анализ трем первичным перцептивным признакам, играющим важную роль в изобразительной деятельности, но которым другие исследователи не уделяли должного внимания. На первый взгляд, может показаться, что между этими признаками нет внутренней связи. Однако эта связь легко прослеживается в истории живописи и логике изображения предметно-пространственных свойств объектов. Типичный контур играет ведущую роль в узнавании изображенных предметов. Этот признак представляет собой наиболее информативную проекцию изображаемого предмета, но не дает никакой информации о реальной объемной форме этого предмета. Не имея в наличии других средств для изображения объема, многие художники прошлого (так же, как часто поступают дети) прибегали к совмещению нескольких частных типичных контуров.

Самый простой и непосредственный признак, показывающий, что изображенный предмет не умещается в плоскости картины или движется в каком-то другом направлении, — это изображение глаз или любая другая информация об их расположении в пределах контура лица, в частности в виде точек или пятен. Совсем недавно в одном остроумном эксперименте Дереговски показал, что расположение пятен глаз оказывает значительное влияние на непосредственно воспринимаемое направление схематических изображений животных (Dziurawiec & Deregowski, 2007).

Третьим из описанных признаков является наклон, или использование наклонных линий, с помощью которого у наблюдателя создается непосредственное впечатление наличия третьего пространственного измерения на плоскости картины. Наряду с гибсоновским градиентом текстуры использование наклонных линий лежит в основе изображения перспективы. Таким образом, Дереговски рассматривает наклон в качестве более простого пикториального признака глубины по сравнению с перспективой. Более того, он считает, что отклонения от системы центральной перспективы могут быть обусловлены не только художественными соображениями или традиционным стилем, но и непосредственными перцептивными факторами. В частности, в своих исследованиях Дереговски уделяет немало внимания феномену обратной перспективы, который большинство западных авторов просто игнорируют. В качестве одного из факторов восприятия пространственных отношений в обратной перспективе он рассматривает латеральное смещение точки зрения наблюдателя (или взгляд под углом). В ряде тонко организованных экспериментов (Deregowski & Parker, 1992b; Deregowski, Parker & Massironi, 1994) эта гипотеза нашла свое подтверждение. При этом Дереговски не рассматривает латеральный взгляд как единственный перцептивный фактор обратной перспективы, иначе вряд ли она нашла бы столь широкое применение в целых направлениях изобразительного искусства, в частности в византийской и древнерусской иконописи.

Кроме того, Дереговски приоткрыл для научной общественности подзабытые работы Казимира Бартеля (Deregowski, 1989b), который в период между двумя мировыми войнами сделал ряд интересных открытий в области восприятия перспективы. Бартель, в частности, предложил оригинальный метод геометрического восстановления объективных пространственных отношений по перспективным изображениям. Он также провел интересное исследование по изучению влияния на неграмотных крестьянах Западной Украины культурно-образовательных факторов на восприятие и изображение пространственных свойств. Понятно, что в настоящее время подобные исследования на европейских выборках нельзя провести, что, возможно, стало одной из причин, почему Дереговски в своих работах обратил взор в сторону отдаленных уголков других частей света.

К сожалению, в данной статье проф. Дереговски многие из его самобытных и интригующих исследований описаны поверхностно. Мы рекомендуем заинтересованным читателям обратиться к его оригинальным работам, часть которых приведена в списке литературы к статье. В завершение хотелось бы привести список книг, которые сам автор относит к числу своих ведущих работ:

  1. Deregowski J.B. Illusions, Patterns and Pictures. London, 1980.
  2. Deregowski J.B. Distortion in Art: The Eye and the Mind. London, 1984.
  3. Parker D.M. & Deregowski J.B. Perception and Artistic Style. Amsterdam, 1990.
  4. Deregowski J.B. Oko i obraz; studium psychologiczne. Warszawa, 1990.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика