Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания 2111

Загвоздкин В.К., старший преподаватель кафедры педагогической психологии и дистанционного обучения, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, altagro-rossia@mtu.ru

Аннотация

В статье представлен обзор популярных в зарубежной психолого-педагогической литературе представлений об эмоциональном интеллекте. Описывается одна из тренинговых программ, предназначенная развивать у родителей навыки «эмоционального тренера» в отношении своих детей. Подчеркивается важность эмоциональной сферы как компонента готовности детей к обучению в школе.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

О необходимости и возможности эмоционального обучения

Книга Д. Големана основывается на многочисленных исследованиях, проводившихся с начала 1960-х гг. Мы привели одно из многочисленных исследований влияния развития ЭИ детей дошкольного возраста на личностные свойства молодых людей, оканчивающих школу. Возникает вопрос, можно ли развивать ЭИ в семейных условиях или описанные свойства являются врожденными признаками? Современные данные говорят о следующем. Есть дети, которые оказываются эмоционально устойчивыми к стрессогенным воздействиям, несмотря на неблагоприятные социальные условия жизни. Это свойство получило название резилиенц — устойчивость к неблагоприятным воздействиям среды. Хотя невозможно отрицать, что есть дети, у которых устойчивость (резилиенц) развита как врожденное качество, тем не менее данные многочисленных исследований показывают корреляцию между стилем семейного воспитания, развитостью ЭИ и устойчивостью к стрессам (резилиенц), с одной стороны, и успешностью школьного обучения — с другой.

Представим кратко одно из таких исследований. На протяжении более 20 лет группа американских психологов под руководством профессора Джона Готмана изучала отношения детей и родителей и влияние этих отношений на развитие детей в возрасте от 5 до 17 лет [5, s. 28—32]. В фокусе этих исследований оказалось поведение родителей по отношению к детям в эмоционально напряженных ситуациях. В развернутых интервью с родителями выяснялись общие вопросы взаимоотношений между супругами, насколько осознанно они воспринимают и понимают свои чувства, как реагируют на эмоциональный опыт своих детей. Были изучены физиологические реакции детей в трудных эмоциональных конфликтных ситуациях, а также эмоциональные реакции родителей на гнев или печаль их детей. После этого дети обследовались на предмет состояния здоровья, эмоциональной структуры, успешности в школьном обучении, социальных отношений.

Было установлено, что большинство родителей можно разделить на две основные категории: родителей, которые помогают детям ориентироваться в мире чувств, и которые этого не делают. Тех родителей, которые помогают детям понимать и справляться с эмоциональными проблемами, Готман называет «эмоциональными тренерами». Подобно тренерам спортсменов, они сообщают детям стратегии поведения в эмоционально трудных ситуациях. Они не реагируют негативно, когда их дети испытывают гнев, печаль или страх. Вместо этого они признают негативные эмоции частью человеческой жизни и используют ситуации эмоционального напряжения как шанс сообщить детям важные стратегии поведения и установить с ними более близкие отношения.

Исследования обнаружили, что дети, родители которых вели себя в смысле «эмоционального тренинга», были значительно более здоровыми (меньше болели) и были существенно более успешными в школьном обучении, чем дети, чьи родители применяли другие стратегии поведения. Эти дети устанавливали более тесные отношения со своими сверстниками и были менее агрессивны. В целом у таких детей преобладали позитивные чувства, а негативные чувства были выражены в меньшей степени. Иными словами, они были более здоровыми в эмоциональном отношении. Но самое интересное наблюдение состояло в том, что эти дети оказались более устойчивыми и стабильными в трудных ситуациях. Хотя и они, естественно, испытывали разочарование, печаль и гнев, но они, как оказалось, были способны сами справиться со своими чувствами, утешить себя или успокоиться.

Многочисленные исследования показали также, что неблагоприятная ситуация в семье, развод родителей или напряженные отношения между ними, сопровождающиеся ссорами, снижают способность детей к дружеским отношениям, школьные успехи, устойчивость к стрессам и болезням также часто являются причинами эмоциональных расстройств (страхов, депрессий), что нередко ведет к неудачам в школьном обучении (дети перестают учиться). Рост числа разводов и неблагополучных семей идет параллельно с ростом агрессивности и насилия в среде подростков и молодежи.

Исследования Готмана и его группы показали, что дети, проходившие в семьях «эмоциональное обучение», в ситуации развода родителей оказались значительно более устойчивыми. Эти данные имеют особое значение для семей с напряженными отношениями между родителями. Для детей из таких семей освоение «эмоционального обучения» является крайне актуальным.

Литература
  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000.
  2. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли Ваш ребенок к школе? СПб., 1999.
  3. Орме Г. Эмоциональное мышление, как инструмент достижения успеха. М., 2003.
  4. Goleman, D. Emotionale Intelligenz. Munchen, 2006. Название оригинала на английском языке: Emotional Intelligence. New York, 1995.
  5. Gottman J. Kinder brauchen emotionale Intelligenz. Munchen, 1997.
  6. Kanitz A. Emotionale Intelligenz. Munchen, 2007.
  7. Kammermeyer G. Schuleingangsdiagnostik // Fried L.,Roux S. Padagogik der fruhen Kindheit.
  8. Krenz A. Ist mein Kind Schulfahig? Munchen, 2006.
  9. Meinders-Luchking F., Lou S. Wie schulfahig ist mein Kind? Herder, 2006.
  10. Servan-Schreiber D. Die Neue Medizin der Emotionen. Munchen, 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика