Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8428Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Шепот раньше губ, или что предшествует эксплозии детского языка 1345

Зинченко В.П., доктор психологических наук, Действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактор научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология». E-mail: zinchRAE@yandex.ru, Москва, Россия, zinchRAE@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются положения В. Гумбольдта о внутренних формах языка и Г.Г. Шпета о внутренних формах слова. Далее они распространяются на внутренние формы действия и образа. Показана гетерогенность слова, образа и действия, приводятся данные, свидетельствующие об их гетерогенезе в процессах возрастного и функционального развития. На первых стадиях развития ребенка слово рождается как внутренняя форма движения, действия и образа. Когда слово выступает вовне, в качестве своей внутренней формы оно несет действие и образ, в лоне которых первоначально зарождалось и развивалось. Приведенные в статье данные подтверждают положение Г.Г. Шпета о том, что слово не «третий» после чувственности и рассудка, а единственный источник познания, объемлющий как познавательное целое все остальные.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Настоящая статья представляет собой попытку понимания сформулированного Шпетом принципа, на первый взгляд, противоречащего очевидной роли чувственности, образов, действий, аффектов в познании и творчестве. Для решения поставленной задачи мне придется сначала выйти за пределы проблематики внешней и внутренней формы слова в их гумбольдтовско-шпетовской трактовке и обратиться к этой обманчивой и провокативной очевидности.

Известно, что мир, который человек учится не только читать, но и действовать в нем, можно представить как гипертекст, написанный на множестве языков. В. Гёте утверждал: «Природа непрестанно говорит с нами и все-таки не выдает свои тайны». Все же некоторые из языков, на которых «говорит» природа, говорят нам подобные, тело и душа, в той или иной степени знакомы и доступны человеку. Он овладевает языками тела, движений, жестов (мимики, пантомимики, танца), ощущений и образов, аффектов, эмоций (если верить Андрею Платонову, его революционные герои мыслили исключительно накалом своих воспаленных чувств). Добавим, иконические, знаковые, символические, вербальные языки. Говорят о метаязыках, языках глубинных семантических структур. Оставим любителям языки мозга и экстрасенсорные языки. Перечисленные языки могут нести перцептивные, предметные, операциональные, аффективные, вербальные и концептуальные значения и смыслы. Ситуация напоминает столпотворение языков в «правнучке вавилонской, в башне слов, все время недостроенной» (И. Бродский). И тем не менее человек создает картину, образ или образно-концептуальную модель мира, точнее, — множества миров (рис. 1).

Языки описания внешней и внутненней реальности

Предвосхищая дальнейшее, скажу, что это, видимо, происходит не хаотически, а посредством своего рода языкового пула, обволакивающего, обнимающего мир и проникающего внутрь него. Участники пула обеспечивают включение в такой образ всех мыслимых и немыслимых перцептивных, операциональных, вербальных и прочих категорий. Так или иначе, человек эффективно использует в поведении, деятельности, мышлении, созерцании построенную им картину мира. Иное дело, насколько он ее осознает и способен ли явить образ мира в слове, в картине, в действии, в поступке, в схеме, в формуле и т. д. Некоторым это удается, но даже в этом случае они не могут вразумительно рассказать, как этого достигают. А.А. Ухтомский когда-то сказал, что люди сначала научаются ходить, а потом задумываются, как им это удалось. А если задумываются, то останавливаются! То же с мышлением и творчеством. Э. Клапаред в работе «Генезис гипотезы» заметил, что размышление стремится запретить речь. Видимо, для того, чтобы уступить место действий со словом действиям с предметами, с образами, со знаками, символами, аффектами, наконец с самими же действиями. То есть уступить место другим языкам, выступающим в качестве средств не только коммуникации, но и интеллекта (в том числе у животных, и у детей до того момента, как последние начали говорить). Казалось бы, все очевидно, нужно дать дорогу невербальным или довербальным формам языка и интеллекта, например сенсомоторным схемам (в смысле Ж. Пиаже).

Литература
  1. Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.
  2. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1996.
  3. Бернштейн Н.А. Физиология движения и активности. М., 1990.
  4. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. 1993. № 5.
  5. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  6. Гордеева Н.Д. Экспериментальная психология исполнительного действия. М., 1995.
  7. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  8. Гордеева Н.Д., Зинченко В.П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. № 6.
  9. Гумбольдт В.ф. Избранные труды по языкознанию. М., 1984.
  10. Гумбольдт В.ф. Язык и философия культуры. М., 1985.
  11. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  12. Звягинцев В.А. Мысли о лингвистике. М.,1996.
  13. Зинченко В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М., 1997.
  14. Зинченко В.П. Мысль и слово Густава Шпета. М., 2000.
  15. Зинченко В.П. Живое время (и пространство) в течении философско-поэтической мысли // Вопросы философии. 2005. № 5.
  16. Зинченко В.П. Принцип активного покоя в мышлении и действии // Культурно-историческая психология. 2005. № 1.
  17. Зинченко В.П. Мысль и слово: подходы Л.С. Выготского и Г.Г. Шпета (продолжение разговора) // Густав Шпет и современные проблемы гуманитарного знания. М., 2006.
  18. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006а. № 1.
  19. Зинченко В.П. Порождение и метаморфозы смысла. От метафоры к метаформе // Точки-Puncta. 2007. № 1.
  20. Зинченко В.П. Гетерогенез творческого акта: слово, образ и действие в «котле cogito» // Современный когнитивный подход: философия и когнитивные науки. М., 2008.
  21. Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. № 7.
  22. Иванова Е.Ф., Мажирина Е.С. Развитие непроизвольной памяти: повторение исследований П.И. Зинченко // Культурно-историческая психология. 2008. № 1.
  23. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2004.
  24. Коул М. Переплетение филогенетической и культурной истории в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2007. № 3.
  25. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.
  26. Лакан Ж. Телевидение. М., 2000.
  27. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1968.
  28. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. СПб., 1997.
  29. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. М., 2000.
  30. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987.
  31. Остин Дж. Избранное. М., 1999.
  32. Поливанова К.Н. Периодизация детского развития: опыт понимания // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  33. Рабинович В.Л. О смысле // Языки культур: Взаимодействия. М., 2002.
  34. Середа Г.К. К проблеме соотношения основных видов памяти в концепции «деятельность-память-деятельность» // Вестник Харьковского университета. Психология памяти и обучения. Харьков, 1979. Вып. 12. № 7.
  35. Складка // Постмодернизм. Новейший философский словарь. Минск, 2007.
  36. Субири Х. Чувствующий интеллект. Ч. 1: Интеллект и реальность. М., 2006.
  37. Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи, беседы, письма. М., 1970.
  38. Тресмонти Х. Разум // Страницы. 1996. № 4.
  39. Флоренская Т.А. Слово о молчании в диалоге // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1996. № 1.
  40. Флоренский П.А. Строение слова // Контекст — 1972. М., 1973.
  41. Хант Г.Т. О природе сознания. М., 2004.
  42. Шахматова Е. Режиссерский артистизм А. Таирова и традиции восточных искусств в восточном театре // Метаморфозы артистизма. М., 1997.
  43. Шпет Г.Г. Жизнь в письмах. Эпистолярное наследие. М., 2005.
  44. Шпет Г.Г. Искусство как вид знания // Шпет Г.Г. Избранные труды по философии культуры. М., 2007.
  45. Шоттер Дж. М.М. Бахтин и Л.С. Выготский: инте-риоризация как «феномен границы» // Вопросы психологии. 1996. № 6.
  46. Чудинова Е.В. Развитие крика младенца // Журнал высшей нервной деятельности. 1986. Т. XXXVI. № 3.
  47. Эко Умберто. Открытое произведение. СПб., 2006.
  48. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960.
  49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  50. 50 . Cole M., Cole S.R. The Development of Children. New York, 1989.
  51. Messinger D.S., Fogel A., Dickson K.L. A dynamic system approach to infant facial action // The Psychology of Facial Expression / Eds. Russell J.A., Fernandes-Dols J.M. Cambridge, 1997.
  52. Trevarthen C. Early Attempts at Speech In R. Lewis (ed.) Child, Alive. London, 1975.
  53. Zinchenko V.P., & Vergiles N.Yu. Formation of visual images. Studies of Stabilized Retinal Images. trans. B. Haigh. New York, 1972.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика