Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Научно-историческое наследие Г.Я. Трошина и его значение для современной специальной психологии и педагогики 1256

Дружиловская О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной психологии и клинических основ дефектологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Москва, Россия

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о научно-историческом наследии выдающегося отечественного клинициста и психолога Г.Я. Трошина; приводятся интересные факты из его биографии; дается теоретический анализ основных положений концепции аномального развития; определена роль Г.Я. Трошина в становлении теории специальной психологии; дана оценка концепции Г.Я. Трошина с позиций современной специальной психологии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Главным тезисом гуманистической психиатрической концепции Г.Я.Трошина явилось положение о том, что изучать нужно не болезнь, а человека и его природу. Ученый подчеркивал, что «в ненормальности ребенка многие усматривают только болезнь, в то время как имеется колоссальное количество областей, не незатронутых болезнью» [5, т. 2, с. 822]. Он впервые высказал положение об ориентации в медико-педагогической практике не на дефект, а на незатронутые болезнью потенциальные возможности, которые, развиваясь, окажут влияние на личность в целом. Г.Я.Трошин выступал противником фатального взгляда на умственную отсталость, доказывая возможность развития аномальных детей, их обучаемости и коррекции ослабленных и недостаточно развитых психических функций. Идеи Трошина позднее утвердились в отечественной специальной психологии и педагогике.

Создав по собственному проекту первую в России вспомогательную школу-лечебницу для аномальных детей в Петербурге (1906—1916), он воплотил в ее деятельности свои теоретические и практические разработки. Экспериментальное исследование, проведенное Трошиным в данном учреждении, — основа его капитального труда «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей» [5, т. 2]. Этот труд ученого в области психологии был удостоен премии имени К.Д.Ушинского Императорской Академии наук. В двухтомной монографии Трошин впервые в мире всесторонне проанализировал важнейшие проблемы детей с позиции психопатологии, патопсихологии, детской психологии, специальной психологии и педагогики. Трошин считал: «...нельзя описать низшую психику, только применив к ней общую психологию. Задачи специальной психологии более всего удовлетворяет биологическая точка зрения. С этой стороны суждение рассматривается как акт приспособления к окружающему, а мышление равняется той или другой стадии в эволюции рассудочной деятельности. Что касается психического недоразвития, то до сих пор мышление ненормальных детей изучают лишь с отрицательной точки зрения, сравнивают их с нормальным и отмечают лишь отсутствие одного, другого, третьего ... , но чтобы охарактеризовать недоразвитое мышление, необходимо начинать с самых примитивных форм суждения, которые в обычной психологии и логике совсем не рассматриваются, или если разбираются, то не имеют даже особых названий» [5, т. 1, с. 68]. Г.Я.Трошин, исследуя особенности психического развития умственно отсталого ребёнка в сравнительно сопоставительном анализе нормы и патологии с позиций антропологического подхода, определяет новое направление в психологии — специальную психологию, опирающуюся на соединение гуманитарных, естественных и педагогических наук.

Таким образом, Г.Я.Трошин впервые в мировой практике положил в основу наук, изучающих детскую патологию, психопатологию, патопсихологию, дефектологию, детскую психиатрию и психологию, целостный антропологический подход, и указал на взаимосвязь медико-психологических и педагогических аспектов в дефектологической практике. При взаимодействии смежных с педагогикой научных областей знаний, включающих психологию и медицину, Трошин считал целесообразным создать специальную дисциплину — педагогическую психопатологию, как «пограничную область знаний» [7, с. 312], где взаимно преломляются педагогические и психиатрические аспекты. «Педагогика, — указывает Трошин, — нуждается в помощи психопатологии как при проведении диагностирующего обследования, так и корригирующего воспитания» [там же, с. 330]. Знание психопатологии для педагогов необходимо прежде всего для более углубленного понимания механизмов нормального и отклоняющегося поведения. Проблема взаимосвязи и взаимодействия педагогики и психопатологии, впервые поднятая Г.Я.Трошиным, становится особенно актуальной для создания педагогической психиатрии, о чем свидетельствуют анализ дефектологической практики, а также теоретические разработки, посвященные этому вопросу в работах А.Н.Голика. «Предмет исследования педагогической психиатрии носит отчетливый интегративный характер, что позволяет рассмотреть многие вопросы педагогики и психиатрии» [13, с. 10], отмечает А.Н.Голик в своем исследовании по педагогической психиатрии. Основы «педагогической патологии», заложенные и обоснованные в работах Г.Я.Трошина, Л.С.Выготского, В.П.Кащенко, являются действенным началом современных научных представлений в области педагогики и психиатрии.

Литература
  1. Трошин Г.Л. Психология детского чтения. СПб., 1903.
  2. Трошин Г.Л. О сочетательных системах больших полушарий. СПб., 1903.
  3. Трошин Г.Я. Детская ненормальность за последние 100 лет. М., 1912.
  4. Трошин Г.Я. Классификация детской ненормальности с выделением практических важных форм. М., 1914.
  5. Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей: В 2 т. Пг, 1915.
  6. Врачебно-педагогическая секция 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования. М., 1914.
  7. Трошин Г.Л. Психопатология и педагогика // Русская школа за рубежом. Прага, 1927—1928.
  8. Трошин Г.Л. О строении психоза. СПб., 1923.
  9. Трошин Г.Л. Пушкин и психология творчества. Прага, 1937.
  10. Мирский М.Б., Трошин Г.Л. // Журнал невропатологии и психиатрии. 1995. № 3.
  11. Мирский М.Б. Российское медицинское зарубежье// Культурное наследие российской эмиграции. Кн. I. М.,1994.
  12. Никишин Ф. Профессор Г.Я.Трошин, как человек и ученый // Русский врач в Чехословакии. Прага, 1938. №4.
  13. Голик A.M. Педагогическая психиатрия. М., 2003.
  14. Белякова Л.Ю. Антрополого-гуманистическая концепция обучения и воспитания аномальных детей в научном исследовании Г.Я. Трошина. 1874—1938 гг.: Дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2000.
  15. Дружиловская О.В. Современный подход к преподаванию дисциплин медико-биологического цикла на дефектологических факультетах педагогических вузов: Автореф. дисс.... канд. пед. наук. М., 2003.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика