Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Татьяна Всеволодовна Розанова К 80-летию со дня рождения 1922

Лонина В.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, профессор кафедры специальной психологии факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия
Зинченко В.П., доктор психологических наук, Действительный член РАО, профессор Института общего среднего образования РАО, профессор МГППУ, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии ГУ-ВШЭ, академик, главный редактор научного журнала "Культурно-историческая психология", член редакционного совета научного журнала «Экспериментальная психология». E-mail: zinchRAE@yandex.ru, Москва, Россия, zinchRAE@yandex.ru
Полный текст

Татьяна Всеволодовна Розанова — видный отечественный психолог и дефектолог.

Она родилась 20 октября 1928 г. в Москве. В 1946 г. поступила на психологическое отделение философского факультета МГУ, который окончила с отличием в 1951 г. В студенческие годы она увлеклась проблемами памяти. Ее дипломная работа «Зависимость образования асоциальных связей от содержания действия» была опубликована (совместно с научным руководителем А.Н. Леонтьевым) в № 10 журнала «Советская педагогика» за 1951 г. Этой же тематике была посвящена ее кандидатская диссертация, которую она защитила в 1955 г.

С 1951 по 1958 г. Татьяна Всеволодовна работала лаборантом кафедры психологии МГУ и проявила себя не только как самостоятельный научный работник, но и как способный преподаватель. Она вела семинарские занятия по курсу общей психологии. Нередко читала лекции, когда А.Р.Лурия, который вел этот курс, находился в командировках. К сожалению, Татьяне Всеволодовне не нашлось ставки преподавателя в МГУ, и в 1958 г. (по рекомендации А.Р.Лурии) ее пригласили в Научно-исследовательский институт дефектологии АПН РСФСР на должность старшего научного сотрудника в лабораторию психологии глухих, которой руководил И.М. Соловьев. Впоследствии Т.В.Розанова многие годы возглавляла лабораторию сурдопсихологии, затем сурдотифлопсихологии. Нужно сказать, что она попала в знакомую среду. В институте тогда уже работали многие психологи — выпускники МГУ, пришедшие по рекомендации А.Р.Лурии: А.Н.Мещеряков, Н.И.Зислина, В.И.Лубовский, Ю.А.Кулагин, А.Н.Тигранова и многие другие. Все они, продолжая традиции Л.С.Выготского и его школы, можно сказать, психологизировали коррекционную педагогику и дефектологию в целом. С первых дней работы в НИИ дефектологии Татьяна Всеволодовна активно включилась в изучение новых для нее областей науки, связанных с изучением и обучением глухих детей. Знакомясь с практикой их обучения, проблемами в усвоении учебного материала, Т.В.Розанова занималась и теоретическими проблемами дефектологии. Была одним из основных авторов учебника «Психология глухих детей», в котором ею написаны многие главы и параграфы. Среди них такие, как: «Статические ощущения, пути компенсации при их нарушениях в жизни глухих»; «Кинестетические ощущения и восприятия»; «Зрительное восприятие»; «Образная память; Словесная память; Процессы мышления при решении задач»; «Деятельность и мышление глухих детей» (совместно с Н.В.Яшковой); «Методы психологического изучения глухих» и др.

В 1978 г. вышла из печати монография «Развитие памяти и мышления глухих детей», которая явилась результатом многолетних исследований, завершенных защитой докторской диссертации.

Во время работы в институте Татьяна Всеволодовна вела большую работу по организации научных конференций, сессий педагогических чтений, дефектологической секции Общества психологов. Она принимала активное участие в работе ряда конференций и съездов по дефектологии в Англии и других странах.

В связи с реорганизацией НИИ дефектологии и Академии педагогических наук в целом Т.В.Розанова возглавила Сектор психологического изучения детей и диагностики Института коррекционной педагогики РАО.

В 1991 г. Татьяна Всеволодовна уходит из Института, но продолжает свою трудовую деятельность в Учебно-методическом центре по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков «Детство» в должности главного специалиста. В этот период она консультирует детей со сложным дефектом; одновременно пишет раздел «Дети с нарушениями слуха» в учебное пособие «Специальная психология» под ред. В.И.Лубовского и руководит апробацией разработанных ею диагностических методик для обследования детей с нарушениями развития.

В 1998 г. она стала преподавателем Московского городского психолого-педагогического института (ныне — университета), в котором читала лекции по специальной психологии, активно участвовала в организации работы кафедры специальной психологии и Диссертационного совета, членом которого она являлась многие годы.

Татьяна Всеволодовна за время своей трудовой деятельности, особенно в период работы в Институте дефектологии, который в те годы являлся одним из ведущих в мире, стала видным отечественным ученым-психологом и дефектологом с мировым именем, оставившим солидное научное наследие, обогатившее сурдопсихологию, специальную психологию и дефектологическую науку в целом.

Диапазон проблем, изучением которых занималась Т.В.Розанова, обширен. Это не только вопросы памяти и мышления глухих детей школьного возраста, но и проблемы более широкого значения: психическое развитие глухих детей, начиная с дошкольного возраста, методы диагностики детей с нарушениями развития, сложный дефект и многие другие. Этому учила Татьяна Всеволодовна и своих подопечных — сотрудников и аспирантов. Под ее руководством защищено более 20 кандидатских диссертаций и две докторские.

Татьяна Всеволодовна была счастливым человеком. Училась у известнейших психологов — А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, А.А.Смирнова, А.Н.Соколова и многих других. Большую часть жизни проработала в НИИ дефектологии, где большинство психологов она знала еще по университету. Они были либо ее товарищами, либо друзьями.

Татьяна Всеволодовна пользовалась уважением и признанием не только коллег по институту, но и более широкого круга психологов, которые ценили ее острый ум, доброжелательность, открытость, веселый нрав, богатое чувство юмора, сочетающееся с незлобливой иронией.

Татьяна Всеволодовна была счастлива и в семейной жизни. Была любящей и любимой женой. От брака с Александром Николаевичем Соколовым, тоже видным психологом, есть сын Дмитрий, две внучки — Татьяна и Надежда. Одна из них — Татьяна окончила МГППУ и стала психологом, другая — Надежда — будущий художник.

Татьяна Всеволодовна надолго останется в памяти ее родных, товарищей и друзей. Ее огромное наследие пополнит золотой фонд детской и возрастной, специальной психологии, дефектологической науки в целом, еще долгие годы останется их основополагающим фундаментом.

В.А. Лонина, В.П. Зинченко

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика