Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Осознание своего нарушения неслышащими детьми 6—8 лет 948

Замалетдинова Ю.З., педагог-психолог учебно-производственной лаборатории факультета клинической и специальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, yoldes@gmail.com

Аннотация

В статье представлены результаты исследования осознания своей глухоты неслышащими детьми 6—8 лет из семей глухих и слышащих родителей. Использовалась методика «Я в настоящем, прошлом и будущем», разработанная на основе Методики половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской. Показано, что немногие глухие дошкольники и первоклассники знают о возможностях своего слуха в настоящем, прошлом и будущем времени. Обнаружено, что глухие дети 6—8 лет из семей глухих родителей имеют более реалистичные представления о своем дефекте относительно настоящего и прошлого времени, нежели дети из слышащих семей. Возможности своего слуха в будущем времени нереалистично оценивают все глухие дошкольники и многие глухие первоклассники вне зависимости от особенности их семей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Понимание того, что глухие не смогут слышать в будущем, осознавалось лишь некоторыми первоклассниками: «Когда вырасту, тоже буду плохо слышать» (школьник; семья слышащих). Дошкольники, как правило, иначе видели свои перспективы: «Когда вырасту, буду слышать хорошо» (дошкольник; семья неслышащих). Однако большинство детей 6—8 лет считали, что в будущем они станут слышать хорошо. Они надеялись на лучшее: выздоровление, хорошие слуховые аппараты: «Вырасту, буду слышать хорошо, потому что ухо пройдет» (дошкольник; семья неслышащих); «Вырасту, будут новые аппараты, и буду слышать хорошо» (школьник; семья слышащих). Дети сравнивали себя с родителями, строили гипотезы относительно своего слуха и возможного выздоровления. Некоторые глухие дошкольники и школьники представляли себя в будущем такими же, как большинство окружающих их слышащих взрослых: «Когда вырасту, буду слышать хорошо, потому что все взрослые слышат хорошо» (дошкольник, семья слышащих). Подобные ответы встречались и у неслышащих детей, воспитывающихся глухими родителями: «Мама и папа говорят руками. Я не буду» (дошкольник, семья неслышащих); «Мама слышит плохо, я большая буду слышать хорошо» (школьница, семья неслышащих). Результаты изучения представлений глухих детей 6—8 лет о наличии у них нарушения слуха позволяют сделать следующие выводы.

  • Не все обследованные глухие дети обнаружили знания о своем нарушении слуха. Больше половины обследованных нами неслышащих детей 6—8 лет не осознавали свой дефект в настоящем, прошлом и будущем времени.
  • Меньшая часть обследованных нами детей с нарушением слуха понимали, что они плохо слышат сейчас и плохо слышали раньше. Осознание того, что они не смогут слышать и в будущем, обнаружено примерно у третьей части обследованных нами учащихся первых классов школ для глухих.
  • Обнаружена разница в существующих представлениях о своей глухоте у неслышащих детей, воспитывающихся глухими и слышащими родителями. Дошкольники и первоклассники из семей неслышаших родителей имели более реалистичные представления о своем дефекте относительно настоящего и прошлого времени, нежели глухие дети из слышащих семей.
  • Большинство глухих детей из семей как слышащих родителей, так и неслышащих родителей нереалистично оценивали возможности своего слуха в будущем времени: они считали, что в будущем будут слышать хорошо.

Полученные данные указывают на достаточно заметную задержку в осознании нарушения слуха у глухих воспитанников специальных образовательных учреждений и необходимость расширения опыта общения глухих детей со слышащими с раннего возраста, потребность в специальной работе психологов и педагогов, работающих с глухими детьми, направленной на более раннее и безболезненное осознание ими своего дефекта.

От того как неслышащий человек будет относиться к себе, своему дефекту, воспринимать жизнь и взаимодействовать с другими людьми, во многом будет зависеть успешность и безопасность его социальной адаптации. Реалистичное представление о себе поможет людям с нарушениями слуха легче адаптироваться в обществе, лучше реализовать свои возможности.

Литература
  1. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. М, 2002.
  2. Валявко СМ. Об особенностях мотивации к логопедическим занятиям старших дошкольников с речевой патологией // Специальная психология. 2006. № 3—4 (5—6).
  3. Выготский Л.С. Из записных книжек // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1982. № 1.
  4. Замалетдинова Ю.З. Опыт изучения представлений о своем прошлом и будущем глухих детей старшего дошкольного возраста // Дефектология. 2005. № 3.
  5. Леей Т.С. «Психология телесности» в профессионально-личностной подготовке психологов // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1.
  6. Ложкин Г.В., Рождественский А.Ю. Феномен телесности в Я-структуре старшеклассников и содержание их жизненных перспектив // Психологический журнал. 2004. Т. 25. № 2.
  7. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М., 1987.
  8. Морозова Е.А. Особенности развития эмоционально-личностной сферы слабовидящих детей в период подросткового кризиса: Дис.... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.
  9. Николаева В.В., Арина Г.А. Клинико-психологичес-кие проблемы психологии телесности // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 1.
  10. Нуделъман М.М. О некоторых особенностях становления личности глухого ребенка // Вопросы сурдопедагогики. Сборник статей / Отв. ред. К.А. Волкова. М., 1972.
  11. Плаксина ЛИ. Теоретические основы коррекцион-ной работы в детском саду для детей с нарушением зрения. М, 1998.
  12. Поставнева И.В. Особенности образа тела у детей дошкольного возраста, имеющих физические дефекты // Дефектология. 2002. № 4.
  13. Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология. 1989. № 5.
  14. Силкин ЛН. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. М., 1990.
  15. Собкин B.C. Подросток с дефектом слуха: ценностные ориентации, жизненные планы, социальные связи: Эмпирическое исследование. М, 1997.
  16. Солнцева ЛИ. Тифлопсихология детства. М., 2000.
  17. Соловьева И.Л. Оздоровительная школа-интернат для глухих детей со сложной структурой дефекта — модель нового типа специального (коррекционного) образовательного учреждения: Дне. ... канд. пед. наук. М., 1998.
  18. Суворов А. Слепоглухойв мире зрячеслышащих. М, 1996.
  19. Тхостов А.Ш. Психология телесности. М., 2002.
  20. Хватцев М.Е., Шабалин СИ. Особенности психологии глухого школьника: Пособие для студентов дефектологического факультета и учителей специальных школ. М, 1961.
  21. Basilova T. The problem of self-identity in the deaf child // Deaf children and bilingual education / Ed. by G.L.Zaitseva, A.A. Komarova and D.M.Pursglove. M, 1998.
  22. Meadow K. Deafness and Child Development. Los Angeles, 1980.
  23. PlapingerD., Kretschmer R. The effect of context on the interactions between a normally-hearing mother and her hearing-impaired child // The Volta Review. 1991. Vol. 93. № 1.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика