Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Из записных книжек Лидии Ильиничны Божович 851

Божович Е.Д., доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории психологии саморегуляции, Психологический институт им. Л.Г.Щукиной Российской академии образования, Москва, Россия, elenabozhovich@inbox.ru
Полный текст

Первая публикация текста — газета «Школьный психолог». 1999. № 8. с. 3.

Лидия Ильинична оставила не очень большой архив. В нем особую ценность имеют, пожалуй, рабочие записки — соображения, которые не получили даже частичного отражения в публикациях.

В последние годы жизни ее более всего интересовали три проблемы, точнее, три проблемные области.

Первую из них она обозначала как «многоплановость личности», понимая под этим действие разных категорий мотивов, соотношения которых очень динамичны и от констелляции которых в тот или иной период может зависеть поступок человека. В этой связи она выделяла особые, «непосредственные» и одновременно очень сложные побудители поведения. Особенность этих побудителей состоит в том, что они формируются прижизненно как социогенные образования, но, сформировавшись, уже не требуют ни когнитивной поддержки, ни опоры на социальные образы. Они входят в структуру личности и определяют поступок «непосредственно» в контексте переживания ситуации, а не ее анализа. Иными словами, задача выбора у субъекта не возникает, или, даже если субъект как бы создает ее искусственно, она все равно решается по логике этого непосредственного побудителя, а не по логике анализа ситуации и отношения к ней субъекта. В условиях борьбы мотивов этот непосредственный мотив может быть временно подавлен, но в конечном счете именно он «берет верх» и обусловливает поведение.

Второй пласт проблем, к которым Лидия Ильинична обращалась до конца жизни, связан с феноменом конформизма как особой психологической системы и конформности как качества личности. Причем Лидию Ильиничну раздражало сложившееся в 60—70-е гг. положение в науке, а может быть, и в общественном сознании в целом. С одной стороны, в некоторых трудах отечественных психологов проводилась мысль о том, что конформизм есть «там, в буржуазной действительности», а у нас — коллективизм. С другой, официальная педагогика была ориентирована на формирование именной конформной личности. Вместе с тем само понятие конформизма не было основательно разработано. И, хотя в лаборатории Лидии Ильиничны уже были проведены к тому времени экспериментальные исследования конформизма школьников разных возрастов, она продолжала искать аргументы в пользу изучения этого явления и пыталась выделить конкретные аспекты его проблематики.

Третий пласт проблем, можно сказать, самых острых для нее, связан с развитием воли. Известно, что воля как очень сложная психическая функция привлекла внимание многих психологов. Но чем больше ее изучали, тем более неуловимой для научного исследования она казалась. Лидия Ильинична разделяла беспокойство грузинских психологов, которые указывали на заметную тенденцию в науке к тому, чтобы «растворить» волю в других психологических явлениях: произвольности, целенаправленности действия, деятельности. Воля теряла свое содержание и специфику. Лидия Ильинична считала, что источники и саму реальность воли надо искать не столько в столкновении человека с внешними препятствиями, сколько в возникновении и опыте преодоления внутренних препятствий.

Далее приводим записки Л. И. Божович, относящиеся к этим трем пластам проблем.

Все три материала печатаются с любезного разрешения Е. Д. Божович. Ею подготовлены вводные замечания и комментарий. — примеч. редакции.

Соображения к проблеме развития воли

Первая публикация в: Формирование личности в онтогенезе. Сборник научных трудов / Под ред. И. В. Дубровиной. М., АПН СССР, 1991.

Опубликовано без сокращений.

Опубликовано в: Божович Л. И. Избранные психологические труды (Проблемы формирования личности) / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., Международная педагогическая академия. 1995. С. 193—201.

Публикация содержала незначительные сокращения (упущен абзац «Беда не только в том… и даже ее решения»). Не указано так же, что рукопись к печати подготовлена Е. Д. Божович.

Многоплановость личности

Впервые опубликовано в газете «Школьный психолог». 1999. № 8.

Конформизм

Впервые опубликовано в газете «Школьный психолог». 1999. № 11.

Точно датировать тексты не представляется возможным. Л. И. Божович записи не датировала. Они находились в Рабочей тетради «Соображения». Тетрадь велась с конца 60-х и до начала 80-х гг. XX в. В 1981 г. (с февраля месяца) она была уже тяжело больна и не могла вести записи. Все записи были рукописными.

Над рукописями велась следующая работа — расшифровка почерка и перепечатка текста. Аутентичность текстов соблюдена, несмотря на некоторые стилистические погрешности. Л. И. Божович писала для собственного пользования.

Ссылка для цитирования

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика