Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Возрастные особенности выработки стратегии когнитивной деятельности детьми восьми лет и взрослыми 936

Семенова О.А., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО, Москва, Россия, semenova_neuro@yahoo.com
Кошельков Д.А., старший лаборант Института возрастной физиологии РАО, Москва, Россия, koshelkovda@mail.ru

Аннотация

Цель работы состояла в сопоставлении уровня сформированности трех составляющих выработки стратегии когнитивной деятельности у взрослых и детей 8 лет. Оценка проводилась по результатам выполнения испытуемыми четырех тестов: копирования фигуры Тэйлора, пересказа рассказа, задачи «Лондонская башня» и модифицированного теста «20 вопросов». Показано, что уровень сформированности способности к планированию последовательности действий у детей 8 лет близок к взрослому уровню, в то время как способности понимания принципа организации информации и выбора действия на основе оценки вероятности его успеха еще недостаточно сформированы. Изучение развития возможностей выработки стратегии на разных этапах онтогенеза составляет перспективу данного исследования и может быть использовано при формировании подходов к обучению.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Таким образом, наше исследование показало, что процесс выработки стратегии деятельности у детей 8 лет еще не достигает дефинитивного уровня. При этом выделенные нами составляющие процесса выработки стратегии деятельности в возрасте 8 лет имеют различный уровень сформированности. Так, способность к планированию последовательности действий, ведущей к успешному решению, оказывается у детей более зрелой, чем способности понимания принципа организации информации и выбора действия на основе оценки вероятности его успеха. Гетерохрония формирования этих составляющих может свидетельствовать об их относительной морфо-функциональной независимости.
Полученные данные о развитии различных составляющих выработки стратегии деятельности в 8 лет, рассмотренные с позиции идей Л. С. Выготского, могут быть полезны для организации процесса обучения младших школьников. В работе с ребенком этого возраста следует опираться на его способность самостоятельно справляться с заданиями, требующими выстраивания последовательности действий. В то же время развитие способностей понимания принципа организации материала задачи и выбора действия на основе прогнозирования его успешности должно происходить в виде развернутых операций в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого.

Выводы

  1. Выработка стратегии когнитивной деятельности является сложно организованным процессом, требующим для своего осуществления ряда операций, формирующихся в онтогенезе гетерохронно.
  2. Степень развития способности к пониманию и учету принципа организации материала в 8-летнем возрасте существенно отстает от уровня, демонстрируемого взрослыми.
  3. Возможность планирования последовательности действий, ведущей к успешному достижению результата, доступна детям 8 лет и ограничена числом входящих в последовательность элементов, которое ниже, чем у взрослых.
  4. У детей 8 лет по сравнению с взрослыми выбор действия на основе оценки вероятности его успеха затруднен.
Литература
  1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология (физиология развитя ребенка). М., 2002.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Психология развития человека. М., 2005.
  3. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984.
  4. Выготский Л. С. Проблема развития и распада высших психических функций // Психология развития человека. М., 2005.
  5. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  6. Леонтьев А. Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М., 1983.
  7. Логинова Е. С. Особенности интеллектуального развития у мальчиков и девочек 5—7 лет: Годовой научный отчет старшего научного сотрудника лаборатории психофизиологии Института возрастной физиологии РАО. М., 2007.
  8. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. М., 1969.
  9. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  10. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
  11. Программа «Воспитание и обучение в детском саду» // Под ред. М. А. Васильевой. М., 1985.
  12. Семенова О. А. Методика оценки функций произвольной регуляции деятельности у детей младшего школьного возраста // Новые исследования (альманах). 2006. Т. 10, № 2.
  13. Семенова О. А., Кошельков Д. А., Мачинская Р. И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Культурно-историческая психология. 2007. № 4.
  14. Фарбер Д. А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе. Психофизиологический анализ // Мир психологии. 2003. № 2 (34).
  15. Anderson V. Assessing executive functions in children: biological, psychological, and developmental considerations // Pediatric Rehabilitation. 2001. Vol. 4, No. 3.
  16. Berg W. K., Byrd D. L. The Tower of London Spatial Problem-Solving Task: Enhancing Clinical and Research Implementation // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2002. Vol. 24. No. 5.
  17. Christoff K., Gabrieli J. D. E. The frontopolar cortex and human cognition: Evidence for a rostrocaudal hierarchical organization within the human prefrontal cortex // Psychobiology. 2000. Vol. 28 (2).
  18. Crone E. A., Bunge S. A., Latenstein H., Van der Molen M. W. Characterization of children's decision making: sensitivity to punishment frequency, not task complexity // Child Neuropsychology. 2005. Vol. 11.
  19. Denny N. W. The use of classification for problem solving: a comparison of middle and old age // Development Psychology. 1973. Vol. 9.
  20. Frith Ch., Dolan R. The role of the prefrontal cortex in higher cognitive functions // Cognitive brain research. 1996. No. 5.
  21. Garth J., Anderson V., Wrennall J. Executive functions following moderate to sever frontal lobe injury: impact of injury and age of injury // Pediatric Rehabilitation. 1997. No. 1.
  22. Glosser G., Goodglass H. Disorders in executive control functions among aphasic and other brain damaged patients // Jornal of Clinical and experimental Neyropsychology. 1990. Vol. 12.
  23. Gogtay N., Giedd J.N., Lusk L., et al. Dynamic mapping of human cortical development during childhood through earlu adulthood // PNAS. 2004, May 25. Vol. 101. No. 21.
  24. Koenig Ph., Smith E. E., Glosser G. et al. The neural basis for novel semantic categorization // NeuroImage. 2005. Vol. 24.
  25. Levin B. Organizational deficits in dislexia: possible frontal lobe dysfunction / Developmental Neuropsychology. 1990. No. 6.
  26. Lezak M. D. Neuropsychological assessment. New York: Oxford. 1993.
  27. Mateer C. A., Williams P. Effects of frontal lobe injury in childhood // Developmental Neuropsychology. 1991. Vol. 7.
  28. Miller E. K., Cohen J. D. An Integrative Theory of Prefrontal Cortex Function // Annu. Rev. Neurosci. 2001. Vol. 24.
  29. Monchi O., Petrides M., Petre V., et al. Wisconsin Card Sorting Revisited: Distinct Neural Circuits Participating in Different Stages of the Task Identified by Event-Related Functional Magnetic Resonance Imaging // The Journal of Neuroscience. 2001. Vol. 21(19).
  30. Rueda M. R., Fan J., McCandliss B. D. et al.  Development of Attentional Networks in Childhood // Neuropsychologia. 2004. Vol. 42.
  31. Savage C. R., Deckerbach Th., Heckers St. et al. Prefrontal regions supporting spontaneous and directed application of verbal learning strategies Evidence from PET // Brain. 2001. Vol. 124.
  32. Stuss D. T., Benson D. F. The Frontal lobes. NY, 1986.
Книги по теме
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика