Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7452Ключевые слова 17850 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO EBSCO Ulrichsweb DOAJ ERIH PLUS
CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Рефлексивный тренинг как средство разрешения конфликтных ситуаций 1246

Аникина В. Г., кандидат психологических наук, докторант кафедры «Психология личности» МГУ им. М.В.Ломоносова, vegav577@mail.ru

Аннотация

Статья посвящена одному из аспектов современных исследований в области психологии рефлексии — разработке рефлексивных практик, целью применения которых является формирование и актуализация рефлексии в специально организованных условиях освоения субъектом различных видов деятельности, в данном случае — разрешение проблемно-конфликтных ситуаций. Описаны основания для разработки рефлексивного тренинга как одной из форм рефлексивной практики: теоретическая модель рефлексии, принципы построения, цели и задачи, структура тренинга, параметры определения его эффективности. Теоретическим базисом тренинга стали: положения праксиологической концепции рефлексики (И. Н. Семёнов, А. Ю. Степанов); рассмотрение рефлексии как психотехнического дейстия (положения культурно-исторической психологии Л.С. Выготского); идеи М. М. Бахтина, которые позволили определить рефлексию как условие создания цельного, объемлющего, эстетически значимого видения человеком самого себя, прожитого в отношении «Другой—для—меня», но не в отношении «Я—для—себя». С помощью понятий, которые отражают обобщенные характеристики рефлексивного процесса и позволяют выделить этапы его реализации, разработана модель рефлексии. Содержательно представлен рефлексивный тренинг «Творческое разрешение личностью проблемно-конфликтных ситуаций». Его реализация направлена на формирование рефлексивной культуры и компетентности личности в решении проблемно-конфликтных ситуаций.

Ключевые слова: рефлексия

Рубрика: Психотерапия и психокоррекция

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отечественной психологии рефлексии [7; 10; 17; 19; 20; 21; 26; 30; 31] разработки в области практики наиболее продуктивно и содержательно, с нашей точки зрения, осуществляются в рамках системно-деятельностного подхода (Н. Г. Алексеев, О. И. Генисарецкий, В. А. Лефевр, А. В. Лепский, А. А. Тюков, Г. П. Щедровицкий и др.) и праксиологической концепции рефлексики (И. Н. Семенов, Ю. А. Степанов и др.). Данное положение дел обусловлено прежде всего тем, что именно в этих подходах, в отличие, например, от субъектно-деятельностного, метакогнитивного, экзистенциального [19] выделены теоретические модели рефлексии, которые характеризуются разработанностью как своего структурного, так и процессного компонентов, что, собственно, и служит основой для построения различных практикоориентированных методов.

Важным аспектом разработки любых психологических практик является соблюдение принципа методологической целостности, что чаще всего отсутствует в разработках, связанных с рефлексивным процессом.

В рамках данной статьи мы опишем авторскую разработку — рефлексивный тренинг «Творческое разрешение личностью проблемно-конфликтных ситуаций», построение которого осуществлялось в соответствии с принципом методологической целостности. Нами была выстроена теоретическая модель рефлексии, выделены условия его организации, параметры эффективности и, наконец, разработано содержание самого тренинга, которое определялось конкретными рефлексивными методами и приемами.

Как и все открытые системы, системодеятельностный подход, праксиологическая концепция рефлексики позволяет «заглянуть за горизонт» и увидеть новые направления исследований рефлексии, задать вопросы, на которые необходимо своевременно ответить. К таким вопросам относится: понимание культурно-исторической природы рефлексии, ее «культурной» трансляции и освоения человеком, описание модели, механизма и процесса рефлексирования. Поэтому актуальным методологическим пространством для нашего практикоориентированного исследования стали культурно-историческая теория Л. С. Выготского [14] и идеи антропологической философии М. М. Бахтина [8; 9], семиотики Ю. М. Лотмана. Обращение к потенциалу этих подходов для понимания роли культуры, общения, диалога с «Другим» в процессе развития и становления человека позволило выделить новые аспекты и перспективы для разработки конкретных рефлексивных практик.

В рамках праксиологической концепции рефлексики под рефлексией мы понимаем сложный многофункциональный механизм, обусловливающий осознание, переосмысление и коррекцию целостного представления личности о себе (образ «Я»), а также своей деятельности и поведения [6].

Обращение к идеям культурно-исторической теории Л. С. Выготского позволило нам рассмотреть рефлексию как сложное психотехническое действие, включенное в процесс личностного развития, опосредованное «знаковыми объектами» культуры и транслируемое в организованном взаимодействии между людьми, человеком и культурой. Рефлексия как психотехническое действие функционально связана с управлением человеком своей психики, ее организацией и корректировкой через специальные искусственные знаковые средства, «знаковые объекты» (Л. С. Выготский). К таким «знаковым» средствам можно отнести театр и, следуя далее за Ю. М. Лотманом, изобразительное искусство (например, «картины с зеркалами»), риторические структуры в тексте [3; 23] и т. д.

И наконец, идеи диалога (М. М. Бахтин) как проявление ценностного отношения личности и «Другого», включенного в процесс «оформления» души человека, позволили нам определить рефлексию как условие создания цельного, объемлющего, эстетически значимого видения человеком самого себя, прожитого в отношении «Другого—для—меня», но не в отношении «Я—для—себя» [2].

Понимание природы рефлексии, с одной стороны, как внутренней, психической, а с другой — социальной, культурной, является для нас важнейшим моментом для моделирования этого явления, представляя его не только в виде идеального теоретического конструкта, но и как основу для разработок различных рефлексивных практик.

Определим базовые понятия, которые будут включены как элементы в модель рефлексии.

«Я–в–рефлексии»это «Я», которое не может в процессе рефлексии пониматься и осознаваться, — оно есть то, что понимает, и то, что осознаёт.

Появление и присутствие этого элемента самосознания является важнейшим моментом, характерным для рефлексии в целом. Это отмечали в свое время М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорский: «Рефлексия над сознанием находится в каком-то состоянии, которое не является содержанием самой этой рефлексии, а является постоянной неустранимой добавкой к любому такому содержанию, не входя в него. То есть, в каждый такой момент рефлексия находится в таком состоянии, которое само ею не ухватывается» [24, с. 59].

Литература
  1. Алексеев Н. Г. Философские основания рефлексивного подхода. Ярославль, 2004
  2. Аникина В. Г. «Другой» как рефлексивная позиция в самопознании личности. М., 2008.
  3. Аникина В. Г. Рефлексия и развитие индивидуальности личности в семиотическом подходе Ю. М. Лотмана. М., 2008.
  4. Аникина В. Г. Основы концепции рефлексии в гуманитарном подходе М. М. Бахтина. М., 2006.
  5. Аникина В. Г. Организация рефлексивного тренинга. Орел, 1999.
  6. Аникина В. Г. Экзистенциальная рефлексия личности в проблемно-конфликтных ситуациях. М., 2000.
  7. Аникина В. Г., Коваль Н. А., Семёнов И. Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов, 2002.
  8. Бахтин М. М. «Автор и герой». К философским основам гуманитарных наук. СПб., 2000.
  9. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
  10. Варламова Е. П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. М.,1997.
  11. Варламова Е. П. Принципы рефлексивных контрастов // Журнал практического психолога. 1998. № 4.
  12. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования // Вопросы психологии. 1997. № 5.
  13. Выготский Л. С. Психология. М., 2002.
  14. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  15. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982.
  16. Гордеева Н. Д. Продуктивный хаос как условие порождения совершенного действия // Вопросы психологии. 2007. № 3.
  17. Карпов А. В. Рефлексия в структуре метакогнитивной организации субъекта // Рефлексивные процессы и управление. 2004. № 1.
  18. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. М., 2004.
  19. Лефевр В. А. Рефлексия. М., 2003.
  20. Лефевр В. А. Ментализм и бихевиоризм: слияние // Рефлексивные процессы и управление. 2004. №1
  21. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
  22. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2004.
  23. Мамардашвили М. К., Пятигорской А. М. Символ и сознание. М., 1986.
  24. Петровская Л. А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.,1982.
  25. Рефлексивно-педагогическая концепция и инновационно-комплексные программы по игрорефлексике профессионального образования, социальной защиты и адаптации: Учебно-методические материалы / Состав.И. Н. Семёнов. М., 1996.
  26. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1998.
  27. Семенов И. Н. Типология, периодизация и организация рефлексивного подхода впсихологии и социально-гуманитарных науках. М.; Ярославль, 2004.
  28. Семенов И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М., 1990.
  29. Семенов И. Н., Степанов С. Ю. От психологии рефлексии к рефлексивной культуродигме в психологии.Новосибирск, 1989.
  30. Щедровицкий Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия. М., 2002.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика