Культурно-историческая психология в Московском городском психолого-педагогическом университете

743

Аннотация

Культурно-историческая психология, основанная на работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, — это центральная научная школа, являеющаяся фундаментом многочисленных исследований и разработок в области психологической науки, образования и социальной практики в современной России. Сейчас нет ни одного серьезного психологического факультета университета, где бы специально не изучались основы этой научной школы, не выполнялись исследовательские проекты. Анализ опыта университетов в этом направлении — особая задача научного сообщества. В этой статье рассматривается опыт Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ). Причем это лишь незначительнаячасть сложной системы исследований и разработок, которые ведут многие и многие профессора научных центров и Университетов России.

Общая информация

Ключевые слова: инклюзивное образование, Д.Б. Эльконин, совместная учебная деятельность, культурно-историческая психология, Выготский Л.С.

Рубрика издания: Проблемы культурно-исторической и деятельностной психологии

Тип материала: обзорная статья

Для цитаты: Рубцов В.В. Культурно-историческая психология в Московском городском психолого-педагогическом университете // Культурно-историческая психология. 2009. Том 5. № 3. С. 114–119.

Фрагмент статьи

Первое направление исследований МГППУ — участие его специалистов в дальнейшем развитии и внедрении системы развивающего обучения.

Первоначально эта система разрабатывалась под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. А с начала 90-х гг. XX в. теоретические и практические разработки были оформлены в экспериментальную систему обучения и вошли в массовую начальную школу. Появились сотни классов, в которых дети учатся по учебникам с грифом «Начальная школа. Развивающее обучение. Система Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова». Дети растут, переходят из начальной в основную школу. При этом отчетливо звучит требование педагогов и родителей: нам и нашим детям нужна школа, продолжающая ту же образовательную традицию запорогом младшего школьного возраста. Ученики и последователи Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова не могли не отозваться на это требование. Поэтому начиная с 1990-х гг., в этом направлении системно разрабатываются три проекта.

  1. Концепция «Культурно-исторический тип школы» — (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, В. А. Гуружапов). Этот проект посвящен построению учебной деятельности детей и взрослых на различных этапах школьного детства. В нем сейчас задействовано несколько школ России, а результаты нашли отражение в новом стандарте начального образования.
  2. Концепция построения и организации подростковой школы в образовательной системе Д. Б. Эльконина—В. В. Давыдова (Б. Д. Эльконин, А. Б. Воронцов).

Главные ориентиры в разработке содержания обучения для подростковой (основной) школы заданы В. В. Давыдовым и В. В. Репкиным в известной работе о возможностях РО (развивающее обучение) в V—IX классах школы. К ним следует отнести:

  • моделирование как главное направление развития общего способа действия;
  • индивидуализация как главное направление построения его субъектной формы. Развитие этих идей обеспечило последовательное распространение системы РО в основную и старшую школу.

Психологические закономерности и механизмы организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Возможности генетикомоделирующего метода (В. В. Рубцов). Этот проект продолжает идею Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова о закономерностях организации совместнораспределенной деятельности и успешно применяется при проектировании социальных практик.

Другое важное направление, связанное с культурноисторической психологией — это подготовка учителей, воспитателей и психологов, способных ориентироваться на возрастные особенности детей, особенности деятельности и общения взрослого и ребенка.

Главным фокусом этого направления является разрабатываемый специалистами Университета стандарт Высшего профессионального образования по направлению «психологопедагогическое образование». «Деятельность» и «возраст» являются основными категориями, которые определяют содержание психологопедагогической подготовки. Это означает, что уже на первой ступени обучения (бакалавр) выпускник в своей психолого-педагогической деятельности способен организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с их возрастными особенностями, умеет взаимодействовать с родителями детей и учителями по вопросам развития учащихся в игровой и учебной деятельности. Очень важно, что подготовку специалистов в нашем вузе проводят ученики и последователи культурно-исторической школы.

Данная работа проводится в специально оборудованных именных аудиториях.
Таковыми являются (6 аудиторий):

  • аудитория им. Л. С. Выготского;
  • аудитория им. А. В. Запорожца;
  • аудитория им. Д. Б. Эльконина;
  • аудитория им. П. Я. Гальперина;
  • аудитория им. Л. А. Венгера;
  • аудитория им. В. В. Давыдова.

Тематические учебные аудитории предназначены для ознакомления студентов с этапами жизненного пути и научного творчества выдающихся отечественных и зарубежных ученых, внесших существенный вклад в психологию развития. Аудитории, названные именами ученых, содержат фотоматериалы, позволяющие сохранить память о классиках отечественной и зарубежной психологии. Эти аудитории предназначены для всех студентов и аспирантов МГППУ. Подобные аудитории повышают мотивацию учащихся в ходе приобретения профессиональных знаний в области психологии и определения своего жизненного пути. Жизнь и деятельность ученых, в честь которых названы аудитории, могут служить молодым специалистам образцом для подражания и, безусловно, влияют на качество подготовки, ориентированной на культурно-историческую школу.

В целях адресной подготовки специалистов в области культурноисторической психологии в нашем университете создана международная кафедра «Культурно-исторической психологии».

Полный текст

 

Литература

  1. Рубцов В. В. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое обра
    зование (квалификация — бакалавр психолого-педагогического образования). М.: Минобрнауки, 2009. 3 п. л
  2. Рубцов В. В. (научный руководитель). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование» (квалификация — магистр психолого-педагогического образования).
    М.: Минобрнауки, 2009. 3 п. л.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Начальное общее образование. М.: Минобрнауки, 2009.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2736
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 743
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 1