Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания 1648

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игрушек, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, smirneo@mail.ru
Абдулаева Е.А., методист Московского городского центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, Москва, Россия, elena-abdulaeva@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются условия формирования пространственного образа «Я» как первой формы самосознания. В качестве главных источников пространственного образа «Я» выделяются чувство собственного движения, чувства равновесия и осязания, которые задают границы телесного «Я» и в своей сфере опосредуют связь «Я» и «мир». Описаны наиболее типичные явления нарушения формирования границ телесного «Я». В качестве средства абилитации и коррекции пространственного образа «Я» рассматриваются сенсорно-двигательные игры. В статье впервые представлен психологический анализ сенсорно-двигательных игр и их систематизация. Дается краткая характеристика коррекционноразвивающей программы.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Чувство границ своего тела имеет исключительно важное значение для удержания целостности и отдельности своего «Я». Исследования по сенсорной депривации показывают, что люди, лишенные возможности двигаться в течение дня, при отсутствии внешней стимуляции фактически теряют ощущение себя [16]. По словам американского психолога Г. Олпорта, «телесное ощущение навсегда остается якорем для нашего самосознания» [11, с. 245].

Согласно Б. Г. Ананьеву, на каждой ступени онтогенеза существует определенный специфический фактор становления самосознания. «То, что для одного периода развития выступает основным условием образования самосознания, в последующем либо превращается во второстепенное условие, либо вообще перестает быть фактором формирования самосознания» [2]. В раннем возрасте возникновение самосознания связано со становлением пространственного образа себя.

Литература
  1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и в доме ребенка. М., 2003.
  2. Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития самосознания // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 2. М.,1973.
  3. Большой психологический словарь // Под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3е изд. доп. и перераб.2008.
  4. Горшкова Е. В. Выразительное движение. М., 2000.
  5. Зинченко В. П. О начале научной работы Лисиной М. И. // Вопросы психологии. 2009. № 2.
  6. Кёниг К. Воспитание чувств и телесный опыт. М.,1997.
  7. Ларечина С. В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. М., 2002.
  8. Лисина М. И. О некоторых условиях превращения реакций из непроизвольных в произвольные // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
  9. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб., 2009.
  10. Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.,2006.
  11. Олпорт Г. Становление личности. М., 2002.
  12. Пивненко Т. В. Психологические границы Я в игре детей, не принимаемых сверстниками: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 2008.
  13. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М., 2005.
  14. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция. М., 2006.
  15. Смирнова Е. О. Формирование межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 4.
  16. Bexton W. A., Heron W., Scott T. Effects of decreased variations in the sensory environment // Canadian Journal of Psychology. 1954. Vol. 8.
  17. Brinkmann M. Psychomotorische Uebungbeispiele fuer Kinder mit Lernschwirigkeiten // Arenhoevel Fr., Ringbeck B. Foerdern macht Spass. Ganzheitliche Foerdermassnahmen mit lernschwirigkeiten. Donauwoert, 1998.
  18. Hoppe A. Ergotherapie zur Foerderung von Kindern mit Lernschwierigkeiten // Ibid.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика