Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

К истокам культурно-исторического понимания человеческой мотивации:французская социологическая школа 821

Патяева Е.Ю., кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии личности факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия, patyayeva@ya.ru

Аннотация

Статья посвящена анализу мотивации человеческого поведения в одном из первых детально развернутых подходов культурно-исторического направления мировой психологии — во французской социологической школе. В определенном смысле ее представители — Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Хальбвакс, М. Мосс и другие — существенно опередили «основной поток» мотивационных исследований своего времени, разработав в первые десятилетия прошлого века представления об обществе как совершенно особом источнике человеческих побуждений, способном, в частности, создавать «священное» путем обожествления тех или иных объектов, вождей, государства как целого, а также разного рода идейсимволов, увлекающих людей на подвиги и преступления. Некоторые идеи Дюркгейма и его коллег — например, о «коллективных представлениях», диктующих людям значительную часть их действий, о тотемах как репрезентациях социальных групп, о «сопричастных индивидах», ощущающих себя частью социального целого, о социальных рамках, определяющих мотивы и особенности поведения людей, — все еще представляют собой «зону ближайшего развития» современной психологии мотивации.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Примерно до середины XIX в. представления о побуждении человеческих действий основывались, по большому счету, на двойственной концепции человеческого поведения, восходящей еще к Сократу и Платону: часть действий побуждается естественными влечениями вроде голода и жажды, принципиально общими для человека и животных, другую же часть составляют действия разумные, свободные и волевые, специфичные только для человека и к естественным причинам не сводимые. Затем, под явным влиянием успехов естествознания, складывается потребностная парадигма мотивации, суть которой сводится к постулату о том, что любые действия человека побуждаются, в конечном счете, некоторыми «базовыми» потребностями, в основе своей врожденными. Набор этих базовых потребностей и степень их «когнитивной переработки» менялись от одной концепции к другой, но общая логика была одной и той же: существуют присущие индивиду потребности (или инстинкты, или мотивы-диспозиции, или эрги), они могут развиваться и преобразовываться в течение жизни, могут по-разному проявляться в тех или иных ситуациях, но при всем этом потребности, взятые вместе с ситуацией, детерминируют поведение вполне однозначно, так что различие между человеком и белой крысой состоит лишь в уровне сложности, но не в существе дела. Дальнейшая концептуальная эволюция потребностной парадигмы (вплоть до попыток «вписать» в нее свободные самоопределяемые действия) подробно прослежена Д. А. Леонтьевым [5], детальный обзор накопленных в ее рамках данных представлен в фундаментальной работе Х. Хекхаузена [9], так что нам нет необходимости на ней останавливаться.

В том же XIX в. возникает и другая, альтернативная потребностной, парадигма понимания человеческого поведения, также пересмотревшая двойственную концепцию, но совершенно иным образом — опираясь не на естественные науки, а на гуманитарные, прежде всего на историю. Эта культурно-историческая традиция, восходящая к «Эскизу исторической картины прогресса человеческого разума» Кондорсе, активно развивалась на протяжении XIX в. как в европейском1, так и в российском2 человекознании. В первые десятилетия следующего, ХХ в., она дала такие блестящие работы, как «Протестантская этика и дух капитализма» Макса Вебера (1905), «Элементарные формы религиозной жизни» Эмиля Дюркгейма (1912), «Психологическую эволюцию личности» Пьера Жане (1929) и «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930) и «Развитие высших психических функций» (1931) Л. С. Выготского. Однако потом эта линия анализа человеческих побуждений была в значительной мере «вытеснена» из психологии мотивации позитивистски ориентированными подходами. Сопоставляя перечисленные выше работы даже с самыми «свежими» концепциями «господствующей» традиции3, я не могу отделаться от впечатления, что они не только не устарели, но, напротив, до сих пор в чем-то опережают так называемый «мейнстрим». Возможно, именно сейчас и настало «их время».

Анализу мотивации человеческого поведения в одном из первых детально развернутых подходов культурно-исторического направления — а именно во французской социологической школе — и посвящена настоящая статья.

Литература
  1. Гофман А. Б. Социальная антропология Марселя Мосса // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  2. Декарт Р. Первоначала философии // Декарт Р.Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
  3. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление (1922) // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
  4. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении (1931) // Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
  5. Леонтьев Д. А. От инстинктов — к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации / Под ред.
    Д. А. Леонтьева. М., 2002.
  6. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М., 1996.
  7. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология (статьи 1905—1947 г.). М.; СПб., 2000.
  8. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти (1925). М., 2007.
  9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.,1986. Т. 1, 2; 2-е, переработанное изд.: СПб.; М., 2003.
  10. Цымбурский В. Л. Латинский трилистник: 1. Причина и чудо: индоевропейские связи лат. сausa. 2. Форма и дхарма. 3. Дело о Пренестинской фибуле. Acta linguistica Petropolitana, IV, I. СПб., 2008.
  11. Deci E. L., Ryan R. M. Intrinsic Motivation and Self-Determination in Human Behavior. N.Y., 1985.
  12. Deci E. L., Ryan R. M. Facilitating Optimal Motivation and Psychological WellBeing Across Life's Domains //Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. № 1.
  13. Deci E. L., Ryan R. M. Self-Determination Theory:A Macrotheory of Human Motivation, Development, and Health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. № 3.
  14. Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. Le systeme totemique en Australie. P., 1912/1968.
  15. Durkheim E. Le probleme religieux et la dualite de la nature humaine // Bulletin de la Societe francaise de philosophie. 1913. 13. Expose suivi d'un debat. Reproduit in Emile Durkheim. Textes. 2. Religion, morale, anomie. P., 1975.
  16. Durkheim E. «L'Allemagne au-dessus de tout» La mentalite allemande et la guerre. Р., 1915. reproduction: la mentalite allemande et la guerre, 1991. Edition electronique:Chicoutimi, Quebec, 2002.
  17. Halbwachs M. Les besoins et les tendances dans l'e conomie sociale // Revue philosophique. 59, Paris, 1905.Edition electronique: : Chicoutimi, Quebec, 2002. (Есть русский перевод: Потребности и устремления в социальной
    экономии, см.: [6]).
  18. Halbwachs M. La classe ouvriere et les niveaux de vie.Recherches sur la hierarchie des besoins dans les societe industrielles contemporaines.Livre 3. P., 1913. Edition electronique: Chicoutimi, Quebec, 2003.
  19. Halbwachs M. Esquisse d'une psychologie des classes sociales. Paris, 1938. Edition electronique: Chicoutimi, Quebec, 2002.
  20. Levy-Bruhl L. (1938—1939) Carnets. P., 1949. Edition electronique: Chicoutimi, Quebec, 2002.
  21. Marcel J.-Ch. Mauss et Halbwachs: vers la fondation d'une psychologie collective (1920—1945). Sociologie et societes. Vol. 36. No 2. Montreal, 2004.
  22. Ryan R. M. Agency and Organization: Intrinsic
    Motivation, Autonomy, and the Self in Psychological Development // Nebraska Symposium on Motivation. 1992. Vol. 40.
  23. Ryan R. M., Deci E. L. Self-Determination Theory and the Facilitation of In-trinsic Motivation, Social
    Development, and Well-Being // American Psychologist. 2000. Vol. 55. № 1.
  24. Ryan R. M., Deci E. L. On happiness and human potentials: a Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-Being // Annu. Rev. Psychol. 2001. Vol. 52.
  25. Ryan R. M., Deci E. L. Self-Regulation and the Problem of Human Autonomy: Does Psychology Need Choice, Self-Determination, and Will? // Journal of Personality. December 2006.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика