Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Системно-эволюционный подход: наука и образование 1433

Александров Ю.И., доктор психологических наук, заведующий лабораторией психофизиологии имени В.Б. Швыркова, Институт психологии РАН,, Москва, Россия, yuraalexandrov@yandex.ru

Аннотация

В статье указывается на значение специального анализа проблемы взаимодействия науки и образования. Отмечается, что одним из вызовов как для науки, так и для образования является нарастающее дробление дисциплин. Уравновесить данную тенденцию может синтез материала этих дисциплин с целью построения научного описания единой реальности, разные аспекты которой выделяются данными дисциплинами. Утверждается, что оптимальным «языком» подобной интеграции является методология системно-эволюционного подхода, позволяющего осуществить междисциплинарный синтез и избежать при этом редукционизма и элиминативизма. Описано, как соотносятся исследования, проведенные в рамках системно-эволюционного подхода, с мейнстримом мировой науки. Показано, каким образом согласуется содержание исследований, проводимых в лаборатории нейрофизиологических основ психики им. В. Б. Швыркова Института психологии РАН, и содержание преподавания соответствующих дисциплин на кафедре психофизиологии ГУГН.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Важность специального анализа проблемы взаимодействия науки и образования осознана и четко артикулирована уже 150 лет назад. В настоящее время эта проблема еще более серьезна по целому ряду причин. В их числе расширение содержания науки, возрастание ее роли в функционировании общества, а также интенсивно идущее с прошлого века дробление традиционных дисциплин на тысячи исследовательских полей [46]. Поэтому сегодня «идентифицировать человека как биолога, химика или геолога, значит не сказать ничего» [51, с. 36]. По нашему мнению, оптимальный язык синтеза, преодолевающего дробление, — системно-эволюционный подход. Использование этого языка в полной мере соответствует «современным тенденциям синтеза научных знаний … на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов» [27, с. 196]. В настоящей статье будет показано, как соотносится системно-эволюционный подход и результаты исследований, методологией которых он является, с уровнем мировой науки, и как в преподавании на нашей кафедре (кафедра психофизиологии) учитываются эти результаты, а также другие современные данные мировой науки.

Теория функциональных систем и системная психофизиология. Системный подход как основа научно-педагогической деятельности кафедры психофизиологии и ее базовой лаборатории

Теоретическая основа исследований в лаборатории Нейрофизиологических основ психики им. В. Б. Швыркова Института психологии РАН, являющейся базовой для кафедры психофизиологии ГУГН, а также неотъемлемым компонентом преподавания соответствующих дисциплин на кафедре психофизиологии — теория функциональных систем (ТФС) академика П. К. Анохина. ТФС, сформировавшая, по выражению ее создателя, своеобразный «концептуальный мост» между «психическим» и «физиологическим», представляет собой один из вариантов системного подхода в психологии, в том числе — в психофизиологии, и в биологических дисциплинах.

Литература
  1. Абульханова К. А., Брушлинский А. В., Александров Ю. И. Комплексное изучение человека // Вест. РГНФ. 1996. № 3.
  2. Александров И. О., Максимова Н. Е. Экспериментальная методология Я. А. Пономарева и принцип реконструкции // Сборник статей, посвященных 80-летию Я. А. Пономарева / Под ред. Д. В. Ушакова. М., 2006.
  3. Александров Ю. И. Сознание и эмоции // 3-й Международный конгресс «Теория деятельности и социальная практика». М., 1995.
  4. Александров Ю. И. Системогенез и смерть нейронов // Нейрохимия. 2004. Т. 11. № 1.
  5. Александров Ю. И. От эмоций к сознанию // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / Под ред.Д. В. Ушакова. М., 2006.
  6. Александров Ю. И. Опережая время. Предисловие // В. Б. Швырков. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики / Под ред. Ю. И. Алексан
    дрова. М., 2006.
  7. Александров Ю. И., Александрова Н. Л. Субъективный опыт, культура и социальные представления. М., 2008.
  8. Александров Ю. И., Брушлинский А. В., Судаков К. В., Умрюхин Е. А. Системные аспекты психической деятельности. М., 1999.
  9. Александров Ю. И., Дружинин В. Н. Теория функциональных систем в психологии // Психологический журнал. 1998. № 6.
  10. Александров Ю. И., Созинов А. А., Аверкин Р. Г., Лаукка С. Феномен проактивной интерференции: связь с эмоциями и возможные мозговые основы // Труды научного совета по экспериментальной и прикладной физиологии. Т. 14. Морфофункциональные основы системной деятельности. М., 2007.
  11. Анохин К. В. Психофизиология и молекулярная генетика мозга // Психофизиология / Под ред. Ю. И. Александрова. СПб., 2006.
  12. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  13. Безденежных Б. Н. Динамика взаимодействия функциональных систем в структуре деятельности. М., 2004.
  14. Бpушлинский А. В. Один из вариантов системного подхода в психологии мышления // Принцип системности в психологических исследованиях. М., 1990.
  15. Брушлинский А. В. Психология субъекта / Под ред. В. В. Знакова. СПб., 2003.
  16. Выготский Л. С. Мышление и речь // Избр. психол. исследования. М., 1956.
  17. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. М., 1991.
  18. Зинченко В. П., Моpгунов Е. Б. Человек pазвивающийся. Очеpки pоссийской психологии. М., 1994.
  19. Лурия А. Р. Основы нейрофизиологии. М., 1973.
  20. Максимова Н. Е., Александров И. О., Тихомирова И. В., Филиппова Е. В., Фомичева Л. Ф. Структура и актуалгенез субъекта с позиций системно-эволюционного подхода // Психологический журн. 2004. Т. 25. № 1.
  21. Огруцов А. П. Этапы интерпретации системности научного знания (античность и новое время) // Системные исследования. М., 1974.
  22. Петренко В. Ф. Школа Леонтьева А. Н. в семантическом пространстве психологической мысли // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии:
    школа Леонтьева А. Н. М., 1999.
  23. Пономарев Я. А. Методологоческое введение в психологию. М.,1983.
  24. Прист С. Теории сознания. М., 2000.
  25. Роуз С. Устройство памяти от молекул к сознанию. М., 1995.
  26. Созинов А. А., Лаукка С., Аверкин Р. Г., Александров Ю. И. Условия и мозговое обеспечение интерференции при формировании системной структуры индивидуального опыта // Тенденции развития современной психологической науки / Отв.ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. М., 2007. Ч. 2.
  27. Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
  28. Швырков В. Б. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. М., 1978.
  29. Швырков В. Б. Введение в объективную психологию. Нейрональные основы психики. М., 1995.
  30. Шишкин М. А. Индивидуальное развитие и уроки эволюционизма // Онтогенез. 2006. Т. 37. № 3.
  31. Alexandrov Yu. I. Psychophysiological regularities of the dynamics of individual experience and the «stream of consciousness» // Neuronal bases and psychological aspects of consciousness. «World Scientific»: Singapour, N.Y., London, Hong-Kong. C. Teddei-Ferretti and C. Musio (eds.), 1999.
  32. Alexandrov Yu. I. Comparative description of consciousness and emotions in the framework of systemic understanding of behavioral continuum and individual development // Neuronal bases and psychological aspects of consciousness. «World Scientific»: Singapour, N. Y., London,Hong-Kong. C. Teddei-Ferretti and C. Musio (eds.), 1999.
  33. Alexandrov Yu. I. How we fragment the world : the view from inside versus the view from outside // Social Science Information. 2008. V. 47.
  34. Alexandrov Yu. I., Jarvilehto T. Activity versus reactivity in psychology and neurophysiology // Ecological Psychology. 1993. V. 5.
  35. Alexandrov Yu. I., Sams M. E. Emotion and consciousness: Ends of a continuum // Cognitive Brain Research. 2005. 25.
  36. Chalmers D. J. Facing up to the problem of consciousness // J. of Consciousness Studies. 1995. № 3.
  37. Churchland P. S. Neurophilosophy. Toward a unified science of the mind-brain. L., 1986.
  38. Cole М., Cole Sh. Three giants of soviet psychology // Psychology Today. 1971. March.
  39. Crick F., Koch Ch. Towards a neurobiological theory of consciousness//Seminars in the Neurosci. 1990. V. 2.
  40. Dudai Y. Memory from A to Z. Keywords, concepts,and beyond. Oxford, 2005.
  41. Ellis R. D. Dynamical systems as an approach to consciousness: emotion, self- organization and the mind-body problem // New Ideas in Psychology. 1999. V. 17.
  42. Engel K. A., Fries P., Singer W. Dynamic predictions:oscillations and synchrony in top-down processing // Nature Rev. Neurosci. 2001. V. 2.
  43. Fisher K. W., Bidell T. R. Dynamic development of
    action, thought and emotion // W. Damon and R. M. Lerner (eds.) Theoretical models of human development: Handbook of child psychology (6th ed., Vol. 1). N. Y., 2006.
  44. Foster D. J., Wilson M. A. Reverse replay of behavioural sequences in hippocampal place cells during the awake state //Nature. 2006. V. 440.
  45. Freeman W. J. Three centuries of category errors in studies of the neural basis of consciousness and intentionality // Neural Networks. 1997. V. 10.
  46. Jenkins E. School science: a questionable construct? // Journal of Curriculum Studies. 2007. V. 39.
  47. Ji D., Wilson M. A. Coordinated memory replay in the visual cortex and hippocampus during sleep // Nature Neuroscience. 2007. V. 10.
  48. Jordan J. S. Recasting Dewey's critique of the reflex-arc concept via a theory of anticipatory consciousness: implications for theories of perception // New Ideas in Psychol. 1998. V. 16. 
  49. Greenspan R. J., Baars B. J. Consciousness eclipsed: Jacques Loeb, Ivan P. Pavlov, and the rise of reductionistic biology after 1900 // Consciousness and Cognition. 2005. V. 14.
  50. Houweling A. R., Brecht M. Behavioral report of single neuron stimulation in somatosensory cortex // Nature. 2008. V. 451.
  51. Hurd P. DeH. Inventing Science Education for the
    New Millennium. N. Y., 1997.
  52. NSF Task Force. Newsletter of the Animal Behavior Society. 1996. Vol. 36 (4).
  53. Ohl F. W., Schiech H., Freeman W. J. Change in pattern of ongoing cortical activity with auditory category learning // Nature. 2001. V. 412.
  54. Quian Quiroga R., Kreiman G., Koch C., Fried I. Sparse but not «Grandmother-cell» coding in the medial temporallobe // Trends in Cognitive Sciences. 2008. V. 12.
  55. Rejmers L. G., Perkins B. L., Matsuo N., Mayford M. Localisation of stable neural correlate of associative memory // Science. 2007. V. 317.
  56. Schall J. D. Neural basis of deciding, choosing and acting // Nature Rev. Neurosci. 2001. V. 2.
  57. Strange K. The end of «naive reductionism»: rise of systems biology or renaissance of physiology? // Am. J. Physiol.Cell. Physiol. 2005. 288.
  58. Thompson E., Varela F. J. Radical embodiment: neural dynamics and consciousness // Trends in Cognit. Sci. 2001. V. 5.
  59. Vandervert L. R. Consciousness: a preliminary multidisciplinary mapping of concepts // New Ideas in Psychol. 1998.
  60. De Waal F. Good natured. The origins of right and
    wrong in humans and other animals. Cambridge, London: Harvard Univ. Press, 1996.
  61. Webb B. Neural mechanisms for prediction: do insects have forward models? // Trends in Neuroscience. 2004. V. 5.
  62. Wilson E. O., Consilience. The unity of knowledge. N. Y., 1998.
  63. Woese C. R. A new biology for a new century //
    Microbiology and Molecular Biology Reviews. 2004. V. 68. 
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика