Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения 1018

Ковалева Н.И., старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии Славянского-на-Кубани государственного педагогического института, Россия, kovaleva_nata71@mail.ru

Аннотация

Описаны результаты пятилетнего эксперимента, посвященного актуальной проблеме социально-психологического сопровождения процесса адаптации представителей разных культур в условиях образовательного учреждения. Проанализированы существующие подходы к организации тренингов социокультурной адаптации в зарубежной и отечественной психологии. Сравнительный анализ данных исследования контрольной и экспериментальной групп показал положительную динамику социокультурной адаптации, показателей этнической толерантности, выраженности этнической идентичности и валентности детей-мигрантов и принимающего населения экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности социально-психологического сопровождения процесса адаптации детей-мигрантов и принимающего населения в ходе реализации комплексной программы «Мы вместе», направленной на развитие социокультурной компетентности субъектов образовательного процесса. Общая цель программы — оказание психологической помощи детям-мигрантам, создание условий для помощи и поддержки учащихся-мигрантов в процессе их социокультурной адаптации, идентификации и самореализации в условиях образовательного учреждения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Краснодарский край РФ — типичный многонациональный регион. В настоящее время здесь проживает множество представителей различных этносов, уровень миграционных процессов возрос в последнее десятилетие. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, — проблема социокультурной адаптации.

Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.

Выдающиеся педагоги прошлого Я. А. Коменский, Г. И. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий неизменно указывали на необходимость развития национальной школы, важнейшими задачами которой станут воспитание духовно-нравственной, свободной личности, высокий уровень подготовки учителей, позволяющий обеспечить надлежащую поддержку и защиту детей в поликультурном образовательном пространстве.

Литература
  1. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Миграция (сущность и явление). М.; Воронеж, 2004.
  2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1991. № 4.
  3. Галяпина В. Н. Этнопсихологические основы педагогической деятельности. Ставрополь, 2006.
  4. Ковалева Н. И. Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательного учреждения: Монография / Н. И. Ковалева, Е. Ю. Пряжникова, Л. Г. Юрченко.Славянск-на-Кубани, 2009.
  5. Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  6. Лебедева Н. М., Лунева О. В., Стефаненко Т. Г. Межкультурный диалог: Тренинг этнокультурной компетентности. М., 2003.
  7. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Г. У. Солдатовой. М., 2002.
  8. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.
  9. Солдатова Г. У., Черкасов П. А., Шайгерова Л. А. Проблемы адаптации вынужденных мигрантов в России //Психологи о мигрантах и миграции в России // Информационно-аналитический бюллетень РОКК, М., 2000. Вып. 1.
  10. Ставропольский Ю. В. Теория Л. С. Выготского и кросскультурные различия в ингрупповой идентификации (американо-российское исследование) // Культурно-историческая психология. 2008. № 1.
  11. Стефаненко Т. Г. Адаптация к новой культурной среде и пути ее оптимизации // Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Соловьева О. В. (ред.). Введение в практическую социальную психологию. М., 1999.
  12. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999.
  13. Шайгерова Л. А. Кризис идентичности в ситуациях вынужденной миграции // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень. 2001. № 2.
  14. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reactions to unfamiliar environments. L.; N. Y., 1996.
  15. Oberg K. Culture shock: Adjustment to new cultural environments. Practical Anthropology, 1960.
  16. Triandis H. Interpersonal behavior. Monterey, CA:Brooks / Cole, 1977.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика