Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Исследование индивидуальных понятийных структур школьников 737

Сидоров Н.Р., кандидат психологических наук, заведующий лабораторией «Психологические проблемы детей с девиантным поведением» МГППУ, Москва, Россия, siniru@mail.ru
Бондаренко И.Н., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, лаборатория психологии саморегуляции, Психологический институт РАО, Москва, Россия, pondi@inbox.ru

Аннотация

В статье описан оригинальный метод выявления понятийных структур, которые сформировались у учащихся общеобразовательных школ в результате их обучения тому или иному школьному предмету. Авторы исходят из того, что учитель в ходе работы передает своим ученикам как содержание научных понятий, так и соотношение последних, их взаимосвязь. Это и служит основанием для постановки задачи на выявление данных структур и их сравнение. В результате проведенного исследования была обнаружена и оценена структурированность индивидуальных систем понятий каждого ученика. Вместе с тем стало ясно, что степень совпадения понятийной структуры ученика с эталонной учительской структурой не является главным фактором оценки учебной успешности школьника. Данный психологический метод достаточно прост для его использования учителем в ходе своего урока. Получаемые результаты «хорошо читаются» в табличной и графической форме и могут применяться как для индивидуализации обучения, так и для анализа степени усвоенности тех или иных тем учебной программы классом в целом.

Ключевые слова: понятие, педагогическая психология

Рубрика: Психологическая практика

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Проблема формирования научных понятий в учебной деятельности школьников является едва ли не центральной для педагогической психологии. Она занимает значимое место в работах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной и многих других отечественных исследователей. Проблемам и процессам формирования систем научных понятий большое внимание уделяли Ж. Пиаже и Дж. Брунер. Многие найденные здесь психологические закономерности внедряются в педагогическую практику. Однако мы берем на себя смелость утверждать, что сегодня в активе школьного учителя нет метода, с помощью которого по ходу урока можно было бы оценить степень сформированности «в голове» учащегося структуры понятий изучаемых или изученных учебных тем.

Существующие фронтальные методы проверки знаний ориентированы, скорее, на проверку памяти школьников и их умений решать более или менее типовые задачи. Устные опросы чаще всего направлены на проверку усвоенности «вчерашнего» материала. Конечно, по ходу устного опроса ученика можно составить представление о системности его знаний, но только на интуитивном уровне. При этом все понимают, что пробелы в знаниях ученика или ошибки в освоении им системы научных понятий приводят к непониманию всего материала школьного предмета и ко все возрастающей школьной неуспешности. А несвоевременное выявление учителем таких пробелов и ошибок снижает качество его профессиональной деятельности.

Литература
  1. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.
  2. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  3. Сидоров Н. Р. Топография школьного знания // Прикладная психология. 1998. № 3.
  4. Соколов Е. Н., Терехина А. Ю., Ребрик С. Б. Геометрическая модель структуры знания // Вопросы психологии.1986. № 6.
  5. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
  6. Терехина А. Ю. Структура знаний о языке программирования // Вопросы психологии. 1988. № 4.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика