Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Организация зоны ближайшего развития планирующей функции мышления у школьников 991

Медведев А.М., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, Волгоград, Россия, al.medvedeff2009@yandex.ru
Марокова М.В., старший преподаватель кафедры психологии Волгоградского государственного педагогического университета, maro-marina@rambler.ru

Аннотация

В статье представлены результаты работы по организации зоны ближайшего развития (ЗБР) мыслительной функции планирования. Планирование рассматривается как высшая психическая функция, входящая, совместно с анализом и рефлексией, в состав новообразований ведущей деятельности младшего школьника — учебной деятельности, в том ее понимании, которое представлено в теории Эльконина—Давыдова. Описаны процедуры диагностики планирования, критерии и эмпирические показатели развития этой функции, ее неустойчивые переходные формы. По отношению к этим переходным формам авторами предложена коррекционная процедура, построенная по форме ЗБР. Организация ЗБР опирается на такие базовые понятия теории Л. С. Выготского, как интериоризация и знаковое опосредствование. В основу организации ЗБР положена поэтапность контролируемых переходов от совместно-распределенного взаимодействия взрослого и школьника к самостоятельному действию школьника. Эффективность методики подтверждена положительной динамикой функции планирования у большинства испытуемых.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Наше исследование связано с планирующей функцией мышления (в ранних работах научной школы Эльконина—Давыдова именуемой внутренним планом действий, ВПД). Ее изучение, начатое в 1960-е гг. работами Я. А. Пономарева [30], было продолжено в 1970—1980-е гг. В. Х. Магкаевым [24], А. З. Заком [13; 14; 15], Е. И. Исаевым [17], П. Г. Нежновым и А. М. Медведевым [26] и не прекращалось до настоящего времени. (Одно из относительно недавних исследований выполнено И. Н. Федекиным [35]). Выбор планирования определялся изученностью этой функции и выверенностью эмпирических показателей ее сформированности, что позволило нам с определенной уверенностью приступить к построению формирующей методики по форме ЗБР. При этом функция планирования выступала в качестве материала нашего исследования, его предметом была организация ЗБР этой функции.

Научно-исследовательский интерес к ЗБР — понятию, введенному Л. С. Выготским [6; 7] в позднем, так называемом инструментальном периоде его научного творчества (1932—1934)*, имеет еще более длительную историю как в отечественной, так и в зарубежной психологии. С этим понятием связаны два смежных контекста исследований — изучение развития в «норме» (контекст возрастной психологии и психологии развития) и изучение отклоняющегося развития (контекст дефектологии и специальной психологии). Начиная с работ самого Л. С. Выготского, проводятся сравнительные исследования нормального и отклоняющегося развития, что позволяет лучше понять общее и особенное в развитии высших психических функций [11; 21].

Литература
  1. Аршавина Л. И. Развитие аналитических компонентов мышления у младших школьников при различных типах обучения: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Киев, 1982.
  2. Белопольская И. Л. Компоненты зоны ближайшего развития у детей // Вопросы психологии. 1997. № 1.
  3. Берцфаи Л. В. Особенности формирования двигательного навыка в условиях практической и учебной задачи // Тезисы докладов на II съезде общества психологов.Вып. 2. Детская и педагогическая психология. М., 1963.
  4. Божович Е. Д. Зона ближайшего развития: возможности и ограничения ее диагностики в условиях косвенного сотрудничества // Культурно-историческая психология.
    2008. № 4.
  5. Варданян Г. А. К вопросу о критерии оценки «зоны ближайшего развития» // Научное творчество Л. С. Выготского и современность. М., 1981.
  6. Выготский Л. С. Проблемы общей психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982.
  7. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка //Там же. Т. 6. М., 1984.
  8. Гильбух Ю. З. Понятие зоны ближайшего развития и его роль в решении актуальных задач педагогической психологии // Вопросы психологии. 1987. № 3.
  9. Гинзбург М. Р. О возможной интерпретации понятия «зона ближайшего развития» // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
  10. Громыко Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 1982.
  11. Гущин Ю. В. Динамическая характеристика зоны ближайшего развития при аномальном и нормальном развитии //Культурно-историческая психология. 2009. № 3
  12. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения:опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986
  13. Зак А. З. Методика для определения сформированности ВПД в условиях группового обследования школьников // Новые исследования в психологии. 1980. № 2.
  14. Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 1982.
  15. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1984.
  16. Зарецкий В. К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3
  17. Исаев Е. И. Психологическая характеристика способов планирований у младших школьников // Вопросы психологии. 1983. № 2
  18. Корепанова И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 1 // Психологическая наука и образование. 2002. № 1.
  19. Корепанова И. А. Зона ближайшего развития как проблема современной психологии. Сообщение 2 // Психологическая наука и образование. 2002. № 2.
  20. Корепанова И. А. Структура и содержание зоны ближайшего развития ребенка в процессе становления предметного действия: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М., 2004.
  21. Корепанова И. А. Опыт исследования зоны ближайшего развития // Психологическая наука и образование.2004. № 4.
  22. Кравцова Е. Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал.2001. Т. 22. № 4.
  23. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. М., 1968.
  24. Магкаев В. Х. Экспериментальное изучение планирующей функции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1974. № 5.
  25. Максимов Л. К. Зависимость развития математического мышления школьников от характера обучения // Вопросы психологии. 1979. № 2.
  26. Медведев А. М., Нежнов П. Г. Метод и результаты исследования сформированности содержательного анализа как компонента рефлексивного мышления // Развитие
    основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Под ред. В. В. Давыдова, В. В. Рубцова. Новосибирск, 1995.
  27. Носатов В. Т. Психологическая характеристика анализа как основы теоретического обобщения // Вопросы психологии. 1978. № 4
  28. Обухова Л. Ф., Корепанова И. А. Зона ближайшего развития:пространственно-временная модель // Вопросы психологии. 2005. № 6.
  29. Поливанова Н. И., Рубцов В. В., Семенова М. А. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  30. Пономарев Я. А. Исследование внутреннего плана действий // Вопросы психологии. 1964. № 6.
  31. Ривина И. В. Зависимость развития учебно-познавательных действий младших школьников от типа коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1987. № 5.
  32. Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
  33. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2003
  34. Сенющенков С. П. Типы интериоризации в теории Л. С. Выготского // Вопросы психологии. 2006. № 5.
  35. Федекин И. Н. Новый метод диагностики сформированности действия планирования // Вестник Международной ассоциации «Развивающее обучение». Рига, 2000. № 7
  36. Эльконин Б. Д. О способе опосредствования решения задач «на соображение» // Вопросы психологии. 1981. № 1.
  37. Эльконин Б. Д. Психология развития. М., 2001
  38. Эльконин Б. Д. Л. С. Выготский — Д. Б. Эльконин:знаковое опосредствование и совокупное действие // Вопросы психологии. 1996. № 5.
  39. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды.М., 1989.
  40. Эльконин Д. Б. Выдержки из научных дневников (1960—1962) // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  41. Brown A. L., French L. A. The zone of potential development: Implications for intelligence testing in the year 2000 //Intelligence. 1979. 3.
  42. Brown A. L., Ferrara R. A. Diagnosing zones of proximal development // Culture,Communication, and Cognition /Wertsch J. V. (еd.). Cambridge, 1985.
  43. Bruner J. S. Vygotskij's zone of proximal development.The hidden agenda // Children's learning in the «Zone of proximal development» / Rogoff В., Wertsch J. V. (еds.). San Francisco, 1984.Bruner J. S. Vygotskij: a historical and conceptual perspective // Culture, Communication, and Cognition /Wertsch J. V. (еd.). Cambridge, 1985.
  44. Cole M. Current activity for the future: The zoped //Children's learning in the «Zone of proximal development» /Rogoff B., Wertsch J. V. (еds.). San Francisco, 1984.
  45. Cole M. The zone of proximal development: Where culture and cognition create each other // Culture,Communication, and Cognition / Wertsch J. V. (еd.). Cambridge, 1985.
  46. Wertsch J. V. The significance of dialogue in Vygotskij's account of social, egocentric, and inner speech //Contemporary Educational Psychology. 1980. № 5.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика