Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Культурно-исторический подход к феномену жизненного опыта в старости 1029

Ермолаева М.В., доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, mar-erm@mail.ru

Аннотация

В статье обосновывается понятие жизненного опыта как высшей психической функции и основного новообразования позднего возраста. Жизненный опыт понимается как смыслообразующая структура личности, которая складывается на протяжении всего жизненного пути человека. Приобретенный опыт предоставляет возможность обрести экзистенциальный смысл и преодолеть страх конечности своего бытия. Жизненный путь рассматривается как общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до старости включительно. Рассмотрена роль некоторых медиаторов формирования жизненного опыта, таких, как слово, другой человек, миф и сказка, смысл. Жизненный опыт рассматривается как опыт, творящий собственное пространство, время и смысл. В формирование жизненного опыта вносят вклад самосознание, идентичность, рефлексия, смысложизненные и ценностные ориентации, пространственно-временные координаты жизненного пути.

Ключевые слова: опыт, мудрость, самопознание, экзистенциальные смыслы

Рубрика: Проблема развития

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В жизненном опыте проявляется субъектность, осмысленная структурность, аксиологичность, феноменальность, экзистенциальность человека. При этом рефлексия, прерывая непрерывный процесс жизни, выводит человека мысленно за его пределы.

Человек способен, таким образом, занять позицию вне жизни, результатом чего может быть душевная опустошенность или построение новых нравственных основ жизни. В отличие от житейского, жизненный опыт свободен от полной поглощенности процессом жизни для выработки отношения к ней, занятия позиции над ней, вне ее для суждения о ней. По словам Марка Туллия Цицерона [21], старый возраст почитается только при условии, что он защищает себя, поддерживает свои права и до последнего дыхания управляет своей областью.

По нашему мнению, стареющее общество должно предоставить пожилому человеку возможности для защиты своей ценности, суверенности и уникальности, опираясь на чрезвычайно значимое психологическое новообразование этого возраста —жизненный опыт. В связи с этим огромное значение приобретает проблема средств интеграции и трансляции жизненного опыта пожилых людей.

Старость, как и детство, оказывается наименее психологически защищенным возрастом. Поэтому в разработке культурно-исторического подхода к психологической помощи старым людям важнейшим направлением становится изучение средств интеграции и трансляции жизненного опыта как главной ценности возраста.

Литература
  1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности.М.; Воронеж, 1999.
  2. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т.Т. 2. М., 1983.
  3. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987.
  4. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  5. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.,1999.
  6. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании.М., 1995.
  7. Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.,1997.
  8. Козловский В. П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев, 1990.
  9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.М., 1975.
  10. Леонтьев Д. А. Психология смысла. М., 2003.
  11. Леонтьев Д. А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке. М.,2005.
  12. Лихницкая И. А., Бахтияров Р. Ш. Академик З. Г. Френкель и становление геронтологии в России //Успехи геронтологии. 1997. № 1.
  13. Мамардашвили М. К. Европейская ответственность // Литературная газета. 1991. № 9 (5335).
  14. Мамардашвили М. К. Мысль под запретом // Вопросы философии. 1992. № 4, 5.
  15. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Т. 2.М., 1989.
  16. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М., 1997.
  17. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб.,2002.
  18. Улыбина Е. В. Психология обыденного сознания. М.,2001.
  19. Франкл В. Психотерапия на практике. СПб., 1999.
  20. Хойфт Г., Крузе А., Радебольд Г.Геронтопсихосоматика и возрастная психотерапия. М., 2003.
  21. Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.
  22. Эльконинова Л., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование, волшебная сказка и субъективность действия //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 2
  23. Эриксон Э. Г. Детство и общество. СПб., 1996
  24. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
  25. Ardelt M. Wisdom and life satisfaction in old age //Journal of Gerontology. Psychological Sciences and Social Sciences. 1997. № 52.
  26. Baltes P. B. The aging mind: Potential and limits //Gerontologist. 1993. № 33 (5).
  27. Baltes P. B. On the incomplete architecture of human ontogeny: Selection, optimization and compensation as foundation of development theory // American Psychologist.1997. № 52
  28. Baltes P. B. and Smith J. Toward a psychology of wisdom and its ontogenesis // Wisdom: Its nature, origins and development / Ed. by R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
  29. Chandler M. D. and Holliday. S. Wisdom in a post apocalyptic age // Wisdom: Its nature, origins and development //Ed. by R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press, 1990
  30. Shea P. Ageing and wisdom // Learning and Cognition in later life / Ed. by F. Glendenning and J. Stuart Hamilton.Aldershot: Arena, 1995.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика