Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Эмоционально-личностное состояние подростков в школах с психологически опасной и безопасной образовательной средой 2165

Леонова О.И., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Управления координации, планирования НИР и подготовки научных кадров, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, olesya_leonova@mail.ru

Аннотация

В статье представлены материалы, полученные при исследовании психологических характеристик образовательной среды средней школы. Эта проблема рассматривается в русле концепции психологической безопасности образовательной среды. Подчеркивается, что психическое развитие происходит в процессе присвоения социального опыта, и формирование личности подростка зависит от особенностей взаимоотношений, складывающихся у него с окружающими людьми. Описываются результаты эмпирического исследования уровня и характера тревожности подростков, связанной со школой, эмоционального отношения к учению и становления самоотношения подростков, обучающихся в школах с психологически опасной и безопасной образовательной средой. В исследовании сравнивались две выборки подростков от 10 до 15 лет. Полученные данные позволяют говорить о том, что психологические характеристики образовательной среды школы оказывают влияние на эмоционально-личностное состояние подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Научная новизна нашего исследования обусловлена тем, что в отечественной психологии проблема роли психологической безопасности образовательной среды в развитии личности учащихся только формируется, в то время как сегодня изучение и сохранение психологической безопасности личности диктуется большой практической потребностью. Кроме этого, актуальной и востребованной практикой является проблема проведения гуманитарной экспертной оценки образовательной среды в её психологическом аспекте, результаты которой позволяют принимать оперативные управленческие решения по снижению рисков и угроз психологической безопасности школьной среды, оптимизировать целостный педагогический процесс в образовательном учреждении.

Гипотеза исследования: психологические характеристики образовательной среды школы, являющиеся критериями оценки её безопасности (отношение к среде, удовлетворенность значимыми характеристиками образовательной среды и защищенность от психологического насилия во взаимодействии) оказывают влияние на эмоциональное состояние, мотивацию учения и становление самоотношения учащихся.

Литература
  1. Баева И. А, Рубцов В. В.Образование как национальный ресурс сохранения здоровья школьников и обеспечения психологической безопасности/ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды/ Информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня/ под ред. И. А. Баевой, В. В. Коврова.  М., 2009.№2.
  2. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы/ Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2006.
  3. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы современных образовательных технологий/ Психологическая наука и образование. 1997. №2.
  4. Запорожец Л. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Принцип развития в психологии. М., 1978.
  5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  6. Лэнг Р. Самосознание / Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. Самара, 2006.
  7. Панов В. И. Состояние и проблемы экологической психологии // Психологическая наука и образование. 1998. №1.
  8. Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. М., 2001.
  9. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996.
  10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  11. Рубцов В. В., Дубровина И. В., Забродин Ю. М., Метелькова Е. И., Романова Е. С., Семкин В. В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года// Психологическая наука и образование. 2007. №1.
  12. Рубцов В. В., Баева И. А., Буланова О. Е., Ковров В. В., Константинова А. М., Красило А. И. Концепция деятельности городской экспериментальной площадки второго уровня «Система экспертизы психологической безопасности образовательной среды»/ Экспертиза психологической безопасности образовательной среды/ информационно-методический бюллетень ГЭП II уровня/ редакторы-составители И. А. Баева, В. В. Ковров. М., 2008, №1.
  13. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. М.,1998.
  14. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика