Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Ассертивность подростков с нормальным и задержанным развитием и педагогов в различных образовательных учреждениях 1337

Попова И.В., Аспирант кафедры общественных связей и психологии массовых коммуникаций Ленинградского университета им. А. С. Пушкина, popova_ira_78@mail.ru

Аннотация

В статье описаны методы и результаты исследования подростков, живущих дома и в интернате, с нормальным и задержанным психическим развитием. В ней рассматриваются различные проявления ассертивности подростков (решительность, сила воли, уверенность в себе, настойчивость), показывается влияние задержки психического развития учащихся, педагогов и различных условий проживания на формирование ассертивного поведения подростков. В статье описывается состояние проблемы в современной науке (внимание отечественных и зарубежных ученых), раскрывается понятие ассертивности, выделяется структура ассертивных свойств личности, показывается влияние различных условий проживания и обучения подростков, отмечается субъект-субъектная обусловленность, влияющая на формирование ассертивного поведения. Рассматривается содержание свойств, определяются уровни их проявлений, взаимосвязь подростков и их педагогов по ассертивности. Описывается, в каких случаях школьники отражают своей личностью особенности их учителей, как активность педагога стимулирует проявление активности школьников, стремящийся к лидерству учитель ведет за собой учеников, если будут в учебной деятельности созданы элементы престижности, соревнования, лидерства, и в конечном итоге можно достичь успеха. Ассертивность взаимообусловлена не только особенностями личности и деятельности самих подростков, но и спецификой личности и деятельности педагогов, которые с ними работают.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С нашей точки зрения под ассертивностью личности понимается потребность человека, отстаивать своё мнение, проявлять свою волю и одновременно терпимость к противоположной точке зрения.

Ассертивный человек способен четко и ясно сформулировать, о чем идет речь, какой ему видится ситуация, что он о ней думает и как ее переживает. Его отличает позитивное отношение к другим людям и адек­ватная самооценка. Он достаточно уверен в себе, умеет слушать других и ид­ти на компромисс.

Принципы ассертивности - это  правила поведения в обществе, общения с окружающими, которое опирается на истинно гуманистические начала, отрицается манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет человеку высказываться четко и однозначно, поступать порядочно, уметь постоять за себя, без рукоприкладства, а убежденно, избегать манипулирования окружающими, разбираться в себе и в других, уметь настоять на своем. Можно сказать, что ассертивность - это адекватная оценка обстановки и своего поведения, это путь к самореализации, путь саморазвития.

Литература
  1. Ауэрбах А.,  Корсини Р.,  Ребер А. Большой толковый психологический словарь. Т.2. М., 2003.
  2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб., 2001.
  3. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  4. Казанская В. Г. Психология обучения: учитель-ученик. СПб., 2009.
  5. Каппони В., Новак Т. Как делать все по – своему, или ассертивность в жизнь. СПб., 1995.
  6. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П.  Современный психологический словарь. СПб., 2005.
  7. Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М., 1990.
  8. Психологическая энциклопедия / Под ред. Р. Корсини и А. Ауэрбаха. М., 2003.
  9. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно – содержательные  характеристики процесса развития личности. М., 1999.
  10. Solter A. Conditioned reflex therapy / A. Solter. New–York, 1949.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика