Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Культура образа (культурная детерминация образа сознания на примере русской и японской культур) 1310

Сидорова В.В., кандидат психологических наук, Доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета. Руководитель и преподаватель программы повышения квалификации по курсу «Методы терапии выразительными искусствами в психологическом консультировании и психокоррекции», varvarasi@mail.ru

Аннотация

Описываются методологические, теоретические и эмпирические инновационные подходы к рассмотрению проблем культурной детерминации образа сознания с позиции психологической школы Л. С. Выготского – А. Н. Леонтьева – А. Р. Лурии. Вводится ряд новых понятий, среди которых «культура образа», «стратегия построения образа сознания» и др. Описывается эмпирическое исследование культуро-детерминированной организации образа сознания, проведенное на материале русской и японской культур. Выявлена зависимость содержаний, структуры и способов построения образа сознания от национальной принадлежности индивида. Выделены доминирующие в русской и японской культуре стратегии построения образа сознания. Установлено, что русская культура способствует построению образа сознания преимущественно с опорой на чувственно субъективно воспринимаемый мир значений, японская же способствует образному кодированию преимущественно с активным участием предметного мира.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В отечественной психологии Л.С. Выготский развивал идеи системного и смыслового строения сознания в русле культурно-исторического подхода; психическое понималось как сложноорганизованная незамкнутая система, открытая во внешний мир, опосредованная культурными орудиями и знаками. Значение – было той единицей сознания, в которой лучше всего отражается зона культуры, но, во-первых, как уже говорилось, значение исследовалось как вне конкретно культурное, а, с другой стороны, при акценте только на значение выпадали другие измерения сознания – личностные, аффективные, телесные и их взаимосвязи. Последователи Л.С. Выготского (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности и психологии действия. В свою очередь, их последователи возвращаются к теме сознания и, в частности, пытаются решить проблему строения сознания (В.П. Зинченко, В.Ф. Петренко, А.А. Пузырей, Ф.Е. Василюк и др.). Дальнейшие поиски единицы сознания, которая смогла бы сочетать в себе идеал научной строгости и идеал культурной валидности, и при этом отражала бы в себе свойства всего сознания, в отечественной психологии приводят к выделению в качестве такой единицы – образ сознания (В.П. Зинченко [14], С.Д. Смирнов [34] и др.).

Если сознание – это, прежде всего, психическое отражение внешнего мира (предметного, понятийного) и мира внутреннего (мира чувств, телесных ощущений, мыслей, самосознания), то любой конкретный образ сознания – это единица, молекула психического отражения. Пользуясь метафорой потока сознания, единицей сознания будет один конкретный образ сознания на срезе этого потока. Хотя понятно, что остановка может быть только условной. «Подвижная плазма» [4] каждого конкретного образа сознания перетекает и тяготеет к невероятной сложно организованности.

Литература
  1. Абаев Н. В Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. М., 1989.
  2. Барт Р. Империя знаков. М., 2004.
  3. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. М., 2003.
  4. Василюк Ф. Е. Структура образа // Вопросы психологии. №5. 1993.
  5. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов/ Пер с англ. А. Д. Шмелева. М., 2001.
  6. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912 г.
  7. Выготский Л. С. Мышление и речь М., 2005.
  8. Выготский Л. С. Психология искусства М., 1998.
  9. Гешвинд Н. Специализация человеческого мозга // Мозг. М., 1982.
  10. Главева Д. Г. Традиционная японская культура: Специфика мировосприятия. М., 2003.
  11. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. М., 2005.
  12. Джеймс У. Научные основы психологии, М., 2003.
  13. Зеньковский В. В. История русской философии, М., 1991.
  14. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. №2, 1991.
  15. Книга японских обыкновений. / Сост. А. Н. Мещеряков. Москва, 1999.
  16. Корнилов М. И. Японская национальная психология М., 1981.
  17. Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.
  18. Коул М. Скрибнер С. Культура и мышление М., 1977.
  19. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., 1999.
  20. Леви-Стросс К. Первобытное мышление М., 1994.
  21. Леонтьев А. Н. Психология образа // Вестник МГУ №2, 1979.
  22. Леонтьев Д. А. Личностный смысл и трансформация психического образа// Вестник МГУ Психология №2, 1988.
  23. Лонгинова С. В. Исследование патологии мышления методом пиктограмм: Автореф. дис. … канд. псих. наук. М. 1972.
  24. Лосев А. Ф. Диалектика Мифа. М., 1990.
  25. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979.
  26. Малая история искусств. Искусство XX века. 1901-1945. М., 1991.
  27. Мамардашвили М. Символ и сознание (Язык- Семиотика- культура) Москва, 1999.
  28. Мандельштам О. Отклик неба. Алма-Ата, 1989.
  29. Минделл А. Сила безмолвия. Как симптомы обогащают жизнь. М., 2003.
  30. Палкин А. Д. Звезда восходящая в Японии. Л.С. Выготский в работах японских ученых М., 2004.
  31. Петренко В. Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983.
  32. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания М., 1988.
  33. Прибрам К. Языки мозга. 1975.
  34. Смирнов С. Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. 1985.
  35. Сидорова В. В. Особенности построения мысленного образа у русских и японцев (психологическое исследование) // «Россия и Япония: Диалог культур и народов» Материалы международного симпозиума (Москва, 10-11 сентября 2003). М., 2004.
  36. Уилбер К. «Око духа». М., 2002.
  37. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Т.1 М.,1990.
  38. Фрумкина Р. М. Культурно-историческая психология Выготского-Лурии, М., 1999.
  39. Хант Г. О природе сознания. М., Институт трансперсональной психологии, 2004.
  40. Goguen J. A. (editor) Art and the Brain.Journal of Consciousness Studies, 6 (6/7), 1999.
  41. Krippner S et.al., Dreamtime & Dreamwork, Jeremy P. Tarcher Inc. Los Angeles, 1997.
  42. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We live By. Chicago, 1980.
  43. McNiff S. Fundamentals of art therapy. Springfield, IL, 1988.
  44. Nisbett R. E. The geography of thought. How Asians and Westerners Think Differently …and Why. New York, 2003.
  45. Osgood C. E., May W. H., Miron M. S. Cross-cultural Universals of Affective Meaning. Urbana, 1975.
  46. Searle J. R. Mind, language and society: philosophy in real world. NY, 1999.
  47. Segal M. N., Dasen P. R., Berry J. W., Poortinga Y. H. Human behavior in global perspective. An introduction to Cross-cultural psychology. New York, 1990.
  48. Современная живопись Японии. Школа Нихонга. Токио, 1976.

 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика