Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8382Ключевые слова 20536 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Состояние эмоциональной напряженности у творчески-одаренных подростков (на примере лицея-интерната республики Бурятия) 1495

Соктоева Б.В., кандидат психологических наук, Старший преподаватель кафедры иностранных языков естественнонаучного направления Бурятского Государственного Университета, Россия, socktoeva@mail.ru

Аннотация

Одаренность это сложный многосторонний феномен, который может быть реализован с учетом комплекса психологических, психофизиологических и социальных факторов. Результаты эмпирического исследования показали, что творчески-одаренные подростки, живущие и воспитывающиеся в интернате, испытывают эмоциональную напряженность, которая оказывает негативное виляние на их деятельность и развитие. Выявление одаренности актуально для проведения соответствующей психологической коррекционной деятельности с целью развития и поддержки творчески одаренной личности подростка. Творческая одаренность личности подростка, воспитывающегося в усло-виях лицея-интерната, находится во взаимосвязи с состояниями эмоциональной напряженности. Уровень состояния эмоциональной напряженности у творчески одаренных подростков выше, чем у подростков, не выявивших творческую одаренность. Эмоциональная напряженность включается в развитие личности подростка, развивая неблагоприятные эмоции. Среди факторов, обусловливающих высокую эмоциональную напряженность творчески одаренной личности подростка, можно выделить социальные условия. Выявление одаренности актуально для проведения соответствующей психологической коррекционной деятельности с целью развития и поддержки творчески одаренной личности подростка.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В психологической литературе понятие «эмоциональная напряженность» определяют как видовое по отношению к родовому «психическая напряженность». Под психической напряженностью понимается «состояние, возникающее у человека в трудных и критических условиях», являющееся своеобразной формой отражения субъектом трудной ситуации, в которой он находится.

Л. Г. Дикая рассматривает высокую степень выраженности состояния психической напряженности как неблагоприятное в контексте развития негативных эмоциональных переживаний или отрицательных функциональных состояний. Убедительные данные, подтверждающие факт дезорганизующего воздействия эмоциональной напряженности на способность человека к осуществлению адекватных действий, обобщены в исследованиях ряда авторов (Л. П. Гримак, Д. Н. Завалова, В. А. Пономаренко, Л. Г. Дикая, Э. Л. Носенко и др.). Эмоциональная напряженность усложняет когнитивную структуру деятельности, за счет включения в нее эмоционального компонента, который может повлиять на длительность принятия решения, но необязательно сказывается на качестве выполнения деятельности, наоборот, в некоторых случаях улучшает его.  

Э. Л. Носенко рассматривает понятия «эмоциональная напряженность» и «стрессовое состояние» как одноплановые, различающиеся лишь по степени интенсивности эмоционального переживания. Эмоциональный стресс следует интерпретировать как более ярко выраженную форму эмоциональной напряженности.

Литература
  1. Богоявленская Д. Б., Богоявленская М. Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005. Вып. 1.
  2. Глотова Г. А. Творческая одаренность личности: проблемы и методы исследования. Екатеринбург, 1992.
  3. Губайдуллин М. И., Фахретдинова Ф. Р. Методы выявления и развития одаренности детей. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2003.
  4. Дикая Л. Г., Черенкова Е. А., Суходоев В. В. Методики моделирования и дифференцирования состояний психической напряженности в интеллектуальной деятельности // Методики диагностики психических состояний и анализа деятельности человека / Под. ред. Л. Г. Дикой. М., 1994.
  5. Куприна М. В. Мотив достижения в структуре креативной личности: … дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. Хабаровск, 2004.
  6. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
  7. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003.
  8. Методы психологической диагностики / Под ред. А. Н. Воронина. М., 1994. Вып. 2. 
  9. Мочалова Н. М. Одаренность и её развитие. Учебно-методическое пособие для учителей и учащихся. Уфа, 2000.
  10. Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976.
  11. Носенко Э. Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск, 1975.
  12. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М., 1997.
  13. Романова Е. С., Усанова О. Н., Потемкина О. Ф. Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М, 1990.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика