Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Значение и смысл: динамика их взаимопереходов во время чтения текста 1081

Мещеряков Б.Г., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека "Дубна", Дубна, Россия, borlogic1@gmail.com
Назаров А.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, руководитель лаборатории экспериментальной психологии, университет «Дубна», Дубна, Россия, annaz1939@yandex.ru
Грищенко Д.Н., аспирант кафедры психологии, Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Дубна, Россия, go_rec@mail.ru

Аннотация

Предложен экспериментальный подход к решению проблемы взаимодействия смыслов и значений, обозначенной Л. С. Выготским. Изучались особенности микродинамики чтения двух типов (научно-популярного и художественного) фрагментированных текстов в условиях варьирования количества слов в пределах одной экспозиции. После прочтения всех фрагментов испытуемые должны были по возможности полнее пересказать содержание текста; кроме того, они проходили тест на узнавание слов, встречавшихся в тексте. Полученные результаты подтверждают гипотезу, что большие значения времени чтения фрагмента, периодически встречающиеся в составе относительно быстрого динамического профиля, связаны с процессом смыслообразования, который происходит параллельно с восприятием значений отдельных слов. С помощью дисперсионного анализа были выделены факторы, влияющие на параметры динамического профиля чтения и качество воспроизведения испытуемыми прочитанного текста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Смысловой образ формируется во время чтения постепенно, по мере накопления на рефлексивном уровне сознания небольших по объему смысловых фрагментов; последние возникают на основе последовательного восприятия отдельных слов и «автоматической» актуализации их значений. Об этом процессе смыслообразования нам мало что известно. Традиционные методики тестирования понимания прочитанного имеют дело только с тем материалом, который воспроизводится человеком после (пусть даже сразу после) полного прочтения текста. К тому же, чаще всего применяется не столько непосредственное воспроизведение, сколько ответы на вопросы о прочитанном, которые сами по себе могут вносить существенные искажения в смысловое содержание, сформированное в процессе чтения.

Казалось бы, наиболее подходящим инструментом для изучения смыслообразования во время чтения (т. е. в режиме on line) является методика регистрации движений глаз. К сожалению, многолетний опыт ее применения (в основном зарубежный; см. соответствующий обзор: [8]) не дал в этом отношении значимых положительных результатов. Отчасти это объясняется смещением внимания исследователей с цели на средство: изучались прежде всего пространственно-временные характеристики движений глаз во время чтения, а не оно само. Другая причина связана с традиционным подходом к обработке и анализу экспериментальных данных, ориентированным на получение статистических показателей, нивелирующих сугубо индивидуальную природу смыслообразования, особенно на уровне его микрогенеза. Конечно, это не значит, что методика регистрации движений глаз вовсе не пригодна для изучения смыслообразования. Просто применять ее следует иначе и в другом концептуальном контексте.

Есть другой путь для изучения текущего смыслообразования. В его основе лежит методика пословного чтения [7]. Во-первых, она позволяет получить более крупномасштабную временную развертку процесса чтения, который обычно реализуется операциями, выполняемыми в миллисекундном диапазоне и к тому же недоступными не только для интроспективного, но и для внешнего наблюдения. Текст предъявляется человеку не постранично, а небольшими дискретными фрагментами, объем которых может меняться в широких пределах — от одного слова до целого предложения или даже абзаца. В случае однословного фрагмента человек искусственно возвращается на более раннюю стадию развития навыка чтения, но при этом сохраняет приобретенную способность к синтетическому чтению, о которой Т. Г. Егоров [2] говорил как о заключительной стадии формирования навыка профессионального чтеца. Вовторых, если читающий получает возможность самостоятельно управлять скоростью предъявления фрагмента, то, регистрируя динамику процесса чтения в этих условиях, можно получить информацию как о времени чтения отдельного слова, так и о времени смыслообразования, которое, по нашему предположению, должно быть больше времени семантизации отдельного слова.

Гипотеза о том, что увеличение времени чтения при восприятии отдельного слова из текста связано с образованием смыслового фрагмента, нуждается в экспериментальной проверке. Для этого был проведен эксперимент, в котором испытуемым предлагалось пословно прочитать один и тот же незнакомый текст три раза с небольшими перерывами для контрольных замеров (см. ниже описание методики). При повторном чтении происходит лучшее запоминание и понимание прочитанного — как в целом, так и его отдельных деталей. Полное запоминание и понимание материала уже не требуют формирования разномасштабных смысловых фрагментов при его повторном восприятии, поэтому временная динамика, скажем, при третьем чтении небольшого по объему текста должна отличаться от той динамики, которая имела место при первом чтении: из нее должны исчезнуть большие временные интервалы, связанные со смыслообразованием.

Литература
  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2.. М., 1982.
  2. Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. СПб., 2006.
  3. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. (Избранные труды). М., 1998.
  4. Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.
  5. Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 1999.
  6. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1998.
  7. Назаров А. И., Соколов Р. В. Микродинамика пословного чтения. // Вопросы психологии, 2008, № 3.
  8. Назаров А. И., Мещеряков Б. Г. Движения глаз в процессе чтения (по материалам зарубежных работ). // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека "Дубна", 2009, №2.  http://www.psyanima.ru/journal/2009/2/index.php
  9. Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968.
  10. Best, R. M., Floyd R. G., McNamara D. S. Differential Competencies Contributing to Children's Comprehension of Narrative and Expository Texts. // Reading Psychology, Mar/Apr 2008, Vol. 29 Issue 2,
  11. Clifton C. Jr., Duffy S. A. Sentence and text comprehension: roles of linguistic structure. // Annu. Rev. Psychol. 2001. 52.
  12. Crocker M. W, Pickering M., Clifton C. Jr., eds. Architectures and Mechanisms for Language Processing. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press. 2000.
  13. Das J. P., Georgiou G., Janzen T. Influence of Distal and Proximal Cognitive Processes on Word Reading. // Reading Psychology, Jul/Aug 2008, Vol. 29 Issue 4.
  14. Frazier L. On Sentence Interpretation. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer. 1999.
  15. Linderholm T., Xiaosi C., Qin Z. Differences in Low and High Working-Memory Capacity Readers' Cognitive and Metacognitive Processing Patterns as a Function of Reading for Different Purposes. Reading Psychology, Jan/Feb 2008, Vol. 29 Issue 1.
  16. Lynch J. S., Broek van den P., Kremer K. E., Kendeou P., White M. J.,  Lorch E. P. The Development of Narrative Comprehension and Its Relation to Other Early Reading Skills. // Reading Psychology, Jul/Aug 2008, Vol. 29 Issue 4.
  17. McConkie G. W., & Rayner K. The span of the effective stimulus during a fixa tion in reading. Perception and Psychophysics,1975, vol. 17.
  18. Wolff U. Subgrouping of readers based on performance measures: a latent profile analysis. // Reading and writing, 2009, №9.

 

 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика