Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8224Ключевые слова 20166 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Построение ситуации собственного действия: способ действия и намерение 852

Егорова А.А., младший научный сотрудник лаборатории психологии младшего школьника, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ayegorova@yandex.ru

Аннотация

Данное исследование представляет собой попытку построения такой модельной ситуации, которая позволила бы спровоцировать преднамеренное построение и присвоение общего способа действий и сообразно с этим выявить и описать критерии полноценного опосредствования. В эксперименте были выстроены ситуации: а) предполагавшие возможность решения при помощи выстроенного средства либо непосредственно; б) с возможностью вариативного отображения испытуемому его собственного действия, усилия; в) основанные на различных способах инициации намерения. В исследовании приняли участие 98 испытуемых – учащихся вторых, шестых, девятых классов общеобразовательной школы. В результате проведенного исследования были сделаны следующие основные выводы: построение преднамеренного действия требует сложного опосредствования, включающего три уровня взаимосвязанных средств: средства решения отдельной задачи, средства соотнесения нескольких задач, средства обобщения группы задач; построение средства решения отдельной задачи требует опробование возможностей средства в выделении ключевых характеристик объекта действия.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Множество исследований в отечественной психологии посвящено проблеме опосредствования, в том числе проблеме присвоения (субъективации) знака. Они убедительно показывают, что лишь при помощи специально организованного опосредствования1 в ходе экспериментального обучения [7; 8; 10; 11; 32; 33] возможно объективное исследование психических процессов и формирование у испытуемых/учащихся общих способов действия и понятий.

Но каким образом знак становится средством собственного действия человека? Ответ на этот вопрос, сформулированный в рамках культурно-исторической теории и теории деятельности, по-прежнему остается не до конца проясненным. Подчеркивая эту мысль, Б. Д. Эльконин пишет, что «… загадка не в том, как «работает» стимул, уже ставший средством, и, конечно, не в том, как он работает до того. Вопрос в самом становлении, в строении «промежутка», где происходит преобразование стимула в средство …» [29, с. 21].

Еще П. Я. Гальперин [7] писал, что говорить о присвоении способа действий можно тогда, когда выстроенная схема или модель перестает быть только объектом работы, а становится внутренним достоянием ученика. Однако доведенная до предела эта мысль означает, что на каком-то этапе модель (знак) начинает функционировать как средство решения собственных, а не лишь специально подобранных экспериментатором (преподавателем) частных задач. Вместе с тем подобная «перефункционализация» средства всерьез не рассматривалась ни в рамках теории планомерно-поэтапного формирования (П. Я. Гальперин и его последователи), ни в теории учебной деятельности (научная школа Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова). История каждого экспериментального формирования заканчивалась для испытуемого, по сути дела, решением ряда предложенных ему частных задач на применение или перенос освоенного способа действия. Предполагалось, что это и есть показатель присвоения средства [7; 11; 33].

По нашему предположению, актом, указывающим на полноценное присвоение средства, является преднамеренное опосредствованное действие субъекта. Возникновение собственного намерения у человека, осваивающего новое для него знаковое средство, не было до сих пор предметом специального исследования, поэтому представляется необходимым рассмотреть феномены намерения и овладения общим способом действий в их взаимосвязи.

Данное исследование представляет собой попытку построения такой модельной ситуации опосредствования, которая позволила бы спровоцировать преднамеренное построение и присвоение общего способа действий и благодаря этому выявить и описать критерии полноценного опосредствования. Это должна быть такая ситуация, в которой феномены построения способа действий и феномены образования собственного намерения человека были бы одновременно и ясно представлены.

Литература
  1. Берцфаи Л. В. Формирование умения в ситуации решения конкретно-практических и учебных задач. Вопросы психологии, 1966, № 6.
  2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001.
  3. Выготский Л. С. Собр. Соч. В 6-ти тт. Т. 1. М., 1983.
  4. Выготский Л. С. Собр. Соч. В 6-ти тт. Т. 3. М., 1983.
  5. Выготский Л. С. Собр. Соч. В 6-ти тт. Т. 4. М., 1984.
  6. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 6. М., 1984.
  7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2002.
  8. Гальперин П. Я. Функциональные различия между орудием и средством // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. В. Я.  Ляудис и И. И. Ильясова. М., 1979.
  9. Гордеева Н. Д., Зинченко В. П. Функциональная структура действия. М., 1982.
  10. Давыдов В. В. Анализ структуры мыслительного акта// Доклады Академии педагогических наук РСФСР, 1960, № 2.
  11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  12. Дункер К. Структура и динамика процессов решения задач //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981.
  13. Егорова А. А. Моделирование как условие порождения подростками осмысленных гипотез (на примере гипотез о строении и функционировании живых существ) // Культурно-историческая психология. 2006. №2.
  14. Егорова А. А. Феномены построения способа действия // Культурно-историческая психология. 2009. №1.
  15. Жуланова И. В. Продуктивное действие в построении искусственных понятий. Канд.дис. М. Волгоград, 1998.
  16. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2. Развитие произвольных движений. М., 1986.
  17. Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М., 1981.
  18. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М., 2001.
  19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  20. Леонтьев А. Н. Становление психологии деятельности: Ранние работы / Под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М., 2003.
  21. Лисина М. И. О некоторых условиях превращения непроизвольных реакций в произвольные // Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
  22. Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М., 2000.
  23. Нежнов П. Г. Опосредствование и спонтанность в модели «культурного развития». Вестник Московского университета, серия 14, Психология. №1, 2007.
  24. Нежнов П. Г. "Функциональное поле" как целевой ориентир в развивающем обучении //Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и основания современной психологии развития: материалы по итогам конф. (14-16 апр. 2005 г.) М., 2006.
  25. Обухова Л. Ф. Формирование системы физических понятий в применении к решению задач. В сб. статей "Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности" под ред. П. Я. Гальперина. М., 1968.
  26. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М., 2000.
  27. Тхостов А. Ш. Психология телесности. М., 2002.
  28. Хозиев В. Б. Опосредствование в теории и практике культурно-исторической концепции // Культурно-историческая психология. 2005. №1.
  29. Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского). М., 1994.
  30. Эльконин Б. Д. Л. С. Выготский - Д. Б. Эльконин: знаковое опосредствование и совокупное действие //Вопросы психологии №5, 1996.
  31. Эльконин Б. Д. О способе опосредствования решения задач на соображение //Вопросы психологии №11, 1971.
  32. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
  33. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика