Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

К проблеме психологического анализа культурогенеза юмора 1013

Домбровская И.С., психолог, г. Гродно, Гродно, Беларусь, iolantads@rambler.ru

Аннотация

Культурно-исторический подход показывает то, что основными механизмами развития юмора в филогенезе являются механизмы социогенеза и ноогенеза. Глубоко укореняясь в личности современного человека, юмор открывает свободу сознания человека и вариативности личности за счет эксцессивности, прерывистости своей функции, а также дает возможность манипулировать общественным сознанием. Юмор находится в процессе культурного развития.

Ключевые слова: юмор, комическое, смех , социогенез, ноогенез, диалог

Рубрика: Психология искусства

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Юмор в своем социогенезе зарождается из полифонической смеховой культуры. Будучи интериоризованной, полифония смеховой культуры превращается в диалог личности с личностью, а затем во внутренний диалог, который является не простой рефлексией «полюса субъекта и полюса объекта» [22], не просто рефлексией полюса субъекта и полюса субъекта другого человека как в диалогическом общении, а «расщеплением» личности на два субъекта. Ими могут быть «Я-центр» и «Я-образ» как при системной рефлексии [24] при прогрессивном развитии личности или «Я-идеальное» и «Я-реальное», «Я-прошлое» и «Я-настоящее», или другие проблематичные или даже регрессивные расщепления. Как пишет Д. А. Леонтьев, «юмор в своих высших формах — обращенный на самого себя — безусловно связан с внутренним диалогом, с расщеплением личности, с взглядом на себя со стороны» (Леонтьев Д. А., личное сообщение, 2010). Обращение чувства юмора субъектом на самого себя создает возможности не просто самодистанцирования, а самотрансценденции (в ее понимании В. Франклом). Полифония «смеховой культуры», межличностный диалог и внутренний диалог служат развитию личности и ее возможностей. Как возможна самотрансценденция человеческой природы в отчужденную «ноосферу», возможно и дорефлексивное самотрансцендентирование в межличностных или внутриличностных актах юморения. При обращении юмора на самого себя создается другой образ самого себя, до которого потом «дотягивает» «Я-реальное». За счет биологичности смеха происходит трансформация и вполне материального биологического и даже психического уровня, меняются сами принципы психического отражения действительности. Предметный образ становится «двойным», недоопределенным, устремленным в будущее. Будучи принятым рефлексирующей личностью, он создает возможности и для сознательного саморазвития. Юмор меняет принципы регуляции жизнедеятельности, которые и так менялись на протяжении истории [24]. Если в средневековой культуре юмор был «действием», регулирующим общественные отношения, то в современном юморе все более становится деятельностью, выводящей личность и общество на уровень саморегуляции. По мнению Д. А. Леонтьева, «… усложнение форм регуляции и превращение ее в саморегуляцию выступает как универсальный принцип развития форм активности как на субчеловеческом, так и на человеческом уровне, как в филогенетическом и историко-генетическом, так и в онтогенетическом и актуалгенетическом аспектах рассмотрения, как применительно к человеку как саморегулируемой системе, так и применительно к более частным подсистемам и, наоборот, к большим микро- и макросоциальным системам» [там же]. Но переход к другим формам регуляции возможен именно за счет прерывистости психического, в том числе и через юмор. Юмор формирует личностный потенциал, изменяя принципы отражения действительности и «прерывая» непрерывность психического.

Юмор, оформившийся в культуре психологическим механизмом ноогенеза4, сам формирует ноогенез субъектного знания, идеальные и отчужденные формы презентации знания, а также и персоногенез личности, в котором возможны свобода и открытость.

Литература
  1. Августин Аврелий. Исповедь. Книга 10 // Одиссей. Человек в истории. М.,1989.
  2. Аристотель. Об искусстве поэзии // Античная литература. Греция. Антология. Ч.2. М., 1989. 
  3. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн., 1998.
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа М., 2001.
  5. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.
  6. Бергсон А. Смех. М.,1992.
  7. Будагов Р. А. История слов в истории общества. М., 1971.
  8. Выготский  Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.4 Детская психология. М.,1984.
  9. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2 Проблемы общей психологии. М., 1982.
  10. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. Спб., 2000
  11. Данте А. Божественная комедия. Пер с итал. Мн., 1986.
  12. Джонсон Б. Две комедии. М.,1978.
  13. Домбровская И. С., Леонтьев Д. А. Юмор // Человек. Философско-энциклопедический словарь. М., 2000.
  14. Домбровская И. С. Тайна живого смеха // Alter EGO. 1994. №2-3.
  15. Домбровская И. С. Юродствование как стиль жизнетворчества // 1 всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений, 2000.
  16. Домбровская И. С. К проблеме культурного стандарта юмора // Четвертая  всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений/под ред. Д. А. Леонтьева. М., 2010.
  17. Домбровская И. С. Идеальное как вид материи: проблема психологии / Философская наука 2010,  №1 (в печати).
  18. Еремин А.Л. Ноогенез и теория интеллекта. – Краснодар, 2005. Электронная версия: http://www.koob.ru/eremin/
  19. Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М., 1981.
  20. Иванова Е. М., Ениколопов С. Н. Психологические исследования чувства юмора // Вопросы психологии, 2006, №4.
  21. Кант И. Сочинения в 6-ти тт. М., Т.5, 1966.
  22. Леонтьев Д. А. Рефлексия как предпосылка самодетерминации // Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность (материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Отв. ред. А. Л. Журавлев и др. М., 2009.
  23. Леонтьев Д. А., Салихова А. Ж. Взгляд на себя со стороны как предпосылка системной рефлексии // Материалы IV Всероссийского съезда РПО 18-21 сентября 2007 г.: В 3 тт. Т. 2. Москва, Ростов н/Д., 2007.
  24. Леонтьев Д. А. Становление саморегуляции как основа психологического развития: эволюционный аспект // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В. И. Моросановой. М., Ставрополь, 2007.
  25. Лихачев Д. С., Панченко А. Н., Понырко Л. В. Смех в Древней Руси. Л.,1984.
  26. Мартин Род. Психология юмора. Спб., 2009.
  27. Овидий Назон //Великие мысли великих людей. Т.1. М., 1998, приводится по Станкин М. И. Психология в бизнесе. М., 2003.
  28. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Пер. с фр. М., 2001.
  29. Рюмина М. Т. Эстетические проблемы комического, диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. М., 1990.
  30. Флиер А. Я. Культурогенез. М., 1995.
  31. Франкл В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. М.,1990.
  32. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // Фрейд З. Я и Оно. Труды разных лет. Пер с нем. Тбилиси. Мерани,1991.
  33. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972.
  34. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1994.
  35. Allport G. Osobowosc i religija. Warszawa. 1988.

       

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика