Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

15 место — направление «Психология»

1,003 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

0,854 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Культурно-историческая психология

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1816-5435

ISSN (online): 2224-8935

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/chp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2005 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

Аффилирован ISCAR

 

Между Сциллой и Харибдой высокой и низкой самооценки 2235

Молчанова О.Н., кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и экспериментальной психологии факультета психологии НИУ ВШЭ, Москва, Россия, olmol@list.ru

Аннотация

В статье представлены некоторые дискуссионные положения, связанные с проблемой уровневых характеристик самооценки и их последствий. Основное внимание уделено двум вопросам: что такое самооценка и процесс самооценивания и каковы личностные и поведенческие следствия разного уровня самооценки. Анализируются результаты эмпирических исследований, опровергающих широко распространенное мнение об однозначной позитивности высокой самооценки. Обсуждаются особенности связи между различными параметрами самооценки и поведением человека; разграничивается подлинная и защитная самооценка, рассматриваются особенности оптимальной самооценки. Показывается сложность и неоднозначность объяснительных моделей оптимальной самооценки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Обобщая разнообразные точки зрения, Н. Эмлер [47] полагает, что большинство взглядов о сути самооценки находятся между представлением о том, что самооценка — генерализованное чувство, аффективная оценка «Я», в которой отражаются самоценность и самопринятие личности, и представлением, что самооценка — это сумма оценок специфических свойств или качеств, имманентных «Я», которые взвешиваются и структурируются в глобальную самооценку. Таким образом, на одном полюсе самооценка фактически совпадает с понятием самоотношения, как, например, в концепции Р. Бернса, согласно которой самооценка — это аффективная оценка представления индивида о самом себе, обладающая различной степенью интенсивности в зависимости от того, насколько сильные эмоции вызывают конкретные черты образа-Я [4]. На другом полюсе сосредоточены попытки различных авторов так или иначе определить самооценку, отделив ее, пусть даже только в абстракции, от других сходных конструктов и феноменов [7; 27; 38]. Здесь самооценка трактуется скорее не как любовь/ненависть к себе, не как самоприятие/самонеприятие, а как чувство компетентности, самоуважения, когда акцент делается на процессе собственно оценивания [58]. Представляется справедливой точка зрения Л. В. Бороздиной, рассматривающей самооценку как специальную функцию самосознания, не сводимую ни к одному из его компонентов, ни к когнитивному измерению, ни к эмоциональному [7]. Природа самооценки кроется в осознании человеком, чем является для него то или иное знание о себе, в осознании его значимости для себя, поэтому «самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает?» [7, с. 99]. Общая самооценка отражает устойчивое осознание собственной ценности, которое человек может достаточно долго удерживать, независимо от получаемой обратной связи, от успехов/неуспехов в конкретных ситуациях или от других благоприятных или неблагоприятных обстоятельств, определяющих флуктуацию частных самооценок. За самооценкой всегда стоит определенный процесс — самооценивание, предполагающий процесс сравнения или внутреннего обоснования. Чтобы оценить свои личностные особенности, способности или результаты действия, всегда требуется некоторый стандарт, основание, критерий, в качестве которых могут выступать идеалы, заданные нормы, качества или способности других людей, собственные прошлые достижения и др. Самооценка, таким образом, оказывается упорядоченной по принципу превосходства или предпочтения определенных представлений.

Однако одного процесса сравнения еще недостаточно для «размещения» представления о себе на некоторой шкале между полюсами «хорошо — плохо» или «важно — неважно», т. е. для приписывания значимости своей личности или ее отдельным аспектам. Например, суждения «я хороший», «я умный», «я хорошо учусь» означают, что «я превосхожу кого-то по данному параметру», или «я приближаюсь к идеальной модели», или «я такой, каким должен быть, с точки зрения определенной социальной группы», но они еще не дают возможность достаточно определенно судить, насколько для самого субъекта это «хорошо» или «плохо», насколько это значимо для него. Здесь мы можем говорить лишь о рациональной самооценке, т. е. когнитивной, логической, интеллектуальной, отражающей результат сопоставления своего «Я» с каким-либо основанием. Именно в этом случае мы описываем самооценку исключительно по параметру величины или «высоты» как высокую, среднюю или низкую, нередко игнорируя ее значение для человека.

Собственно самооценка как суждение о ценности, значении или значимости своего «Я» или его отдельных аспектов — это всегда аксиологическая оценка, содержащая маркеры — «хороший-плохой», «позитивный-негативный». Как происходит формирование аксиологической самооценки, наделение рациональной оценки ценностными свойствами? Мы полагаем, что самооценивание включает те же процессы, которые были выделены Р. С. Лазарусом для оценки внешнего события (цит. по: [20]): оценка релевантности того или иного представления о себе, т. е. насколько значима сфера оцениваемого, насколько она связана с личными интересами, смыслами и ценностями, затрагивает образ жизни индивида, и оценка конгруэнтности, т. е. насколько оцениваемое представление о себе соответствует личным стандартам, целям, облегчает (затрудняет) их достижение. Именно в результате такого соотнесения объект оценки «размещается» на шкале между «плюсом и минусом», между «очень хорошо» и «очень плохо», наделяясь субъективной значимостью и отражая «смысловое содержание Я-концепции субъекта жизнедеятельности» [34, с. 299].

Литература
  1. Абульханова К. А. Проблема индивидуальности в психологии // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под науч. ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова М., 2009.
  2. Авдеева Л. И. Особенности самооценки младших школьников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа. // Автореф. дисс…. канд. психол. наук. М., 2005.
  3. Берк Л. Развитие ребенка. СПб., 2006.
  4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
  5. Борисова И. А. Особенности самооценки младших школьников с разными типами эмоциональной привязанности к матери: Автреф. дисс …канд. психол. наук. М., 2007.
  6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  7. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. 1992. Т.13. № 4.
  8. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  9. Бороздина Л. В., Кубанцева С. Р.  Коэффициенты интеллекта и невербальной креативности при совпадении и расхождении высоты самооценки и притязаний.  М., 2008.
  10. Бороздина Л. В., Молчанова О. Н. Самооценка в разных возрастных группах: от подростков до престарелых. М., 2001.
  11. Былкина И. Д. Соотношение самооценки и уровня притязаний в норме и при психосоматический патологии: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. М., 1995.
  12. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984.
  13. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
  14. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии. М., 1983.
  15. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб., 2001.
  16. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1.
  17. Зинченко В. П. Мысль и Слово Густава Шпета (возвращение из изгнания).  М., 2000.
  18. Зинченко В. П. Общество на пути к «человеку психологическому» // Вопросы психологии. 2008. № 3.
  19. Зинько Е. В. Соотношение самооценки и уровня притязаний по параметрам устойчивости и адекватности. Автореф. дисс. на… канд. психол. наук. М., 2006.
  20. Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб., 2003.
  21. Кон И. С. Мужчина в меняющемся мире. М., 2009.
  22. Леонтьев Д. А. Я – последняя инстанция в личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб., 2002.
  23. Липкина А. И. Самооценка школьника. М., 1976.
  24. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  25. Мещеряков Б. Г. Взгляды Л. С. Выготского на науку о детском развитии // Культурно-историческая психология. 2008. № 3.
  26. Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2003.
  27. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-ценностная система (спецкурс). М., 1991.
  28. Петровский В. А. Самоосуществление индивидуальности // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под науч. ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова.  М., 2009.
  29. Позина М. Б. Компаративистский подход в исследовании когнитивной самооценки // Культурно-историческая психология. 2008. № 2.
  30. Полети Р., Доббс Б. Самооценка. Основное благо / Пер. с фр. Л. Боровиковой. М., 2008.
  31. Посохова С. Т. Оптимизм: психологическое содержание и личностный смысл // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. 2009. Вып. 1. Ч. II.
  32. Пукинска О. В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта // Психологический журнал. 2008. Т. 29.  № 5.
  33. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике. М., 1970.
  34. Семенов И. Н. Экзистенциально-рефлексивный подход к индивидуальности // Психология индивидуальности: Новые модели и концепции / Под науч. ред. Е. Б. Старовойтенко, В. Д. Шадрикова.  М., 2009.
  35. Сидоров К. Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. М., 2007.
  36. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.
  37. Соловьева С. Л. Психологическая концепция счастья и оптимизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. Серия 12. Вып. 1. Ч. II. 
  38. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  39. Хорни К. Недоверие между полами // Психология и псхоанализ любви: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2002.
  40. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  41. Baumeister R. F., Campbell  J. D., Krueger J. I.,  Vohs K. D. Does high self-esteem cause better performance, interpersonal success, happiness, or healthier lifestyles? // Psychological science in the public interest. 2003. V. 4.  № 1. Электронная версия: http://www.csom.umn.edu/Assets/53495.pdf
  42. Bluestein J. The Myth of Self-Esteem «Myth», 2001 // Электронная версия: http://www.janebluestein.com/handouts/myth.html
  43. Branden N. What Self-Esteem Is and Is Not, 1994 // Электронная версия: http://www.self-esteem-international.org/isnot.htm
  44. Brecht G. Sorting out self-esteem. – Sydney: Prentice Hall, 1996.
  45. Coopersmith S. A method for determing types of self-esteem // J. of Abnormal and Social psychology. 1959. V. 59. №1.
  46. Crocker J., Lee S. J., Park, L. E.  The pursuit of self-esteem: Implications for good and evil // A. G. Miller (Ed.), The social psychology of good and evil. New York: Guilford Press, 2004. Электронная версия: http://wings.buffalo.edu/psychology/labs/SMRL/docs/Crocker,%20Lee,%20Park%20(2004,%20Chapter%20in%20Social%20Psychology%20of%20Good%20and%20Evil).pdf
  47. Emler N. Self-esteem: The costs and consequences of low self-worth. York, England: York Publishing Services. 2001.
  48. Farnham S. D, Greenwald A. G., Banaji M. R. Implicit self-esteem // D. Abrams, M. Hogg (Eds.) Social identity and social cognition. Oxford, UK: Blackwell. 1999. Электронная версия: http://faculty.washington.edu/agg/pdf/Farnham_Gwald_Banaji_Ch_1999.OCR.pdf     
  49. Kernis M. H., Grannemann B. D., Barclay L. C. Stability of Self-Esteem: assessment, correlates, and excuse making // Journal of Personality. 1992. V. 60.
  50. Reasoner R. W. What is optimal self-esteem? // Research Bulletin. 2006. № 1. Электронная версия: http://www.janebluestein.com/articles/nase_optimal.html
  51. Rosenberg M.  Society and the adolescent self-image. Princeton, NJ: Princeton.  1965.
  52. Sedikides K., Gregg A.  Portraits of self // Sage handbook of social psychology. London: Sage Publications, 2002.  Электронная версия: http://www.psychology.soton.ac.uk/people/showpublications.php?username=cs2&source=
  53. Self-esteem: The puzzle of low self-regard / Ed. by R. F. Baumeister. New York, 1993.
  54. Tesser A., Martin L. L., Cornel D. P. On the Substitutability of Self-protective Mechanisms.  // Abraham Tesser, Norbert Schwarz Peter N. Gollwitzer, John A. Bargh (Eds.) The psychology of action. N.Y.: The Guilford Press. 1996. Электронная версия: http://books.google.com/books?id=v1LQVSI9hfMC&pg=PA49&lpg=PA49&dq=selfzoo&source=bl&ots=BwCzL0WYYD&sig=VJwUM0fZaKbbNYHfxvkH5mpK7_w&hl=en&ei=36ZsSuHlF8yMsAaOyeGSBw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3
  55. Tracy J. L., R. Robins R. W.  Death of a (Narcissistic) Salesman: An Integrative Model of Fragile Self-Esteem // Psychological Inquiry, 2003. V. 14. Электронная версия: http://ubc-emotionlab.ca/wp-content/images/2006/10/pi-2003.pdf
  56. Turkat D. Self-esteem research: The role of defensiveness // The Psychological Record. 1978. V. 28. № 1.
  57. Yumi E. Self-esteem and negative ideal selves in adults // Japan Psychological Research. 1992. V. 34. № 1.
  58. Wells L. E., Marwell G. Self-esteem:  Its conceptualization and measurement.  Beverly Hills, CA: Sage Publications, 1976.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика